«Лучше умереть, чем жить как отбросы!»

Даниэль Франсуа Обер. «Немая из Портичи»
«Лучше умереть, чем жить как отбросы!»
Представление оперы «Немая из Портиччи», Theatre de la Monnaie, Брюссель, 25 августа 1830 во время революции в Бельгии.

7 июля 1647 в Неаполе, находящемся под властью испанских Габсбургов и страдающем от высоких налогов, начинается народное восстание. Его вожаком становится рыбак Томмазо Аньелло, также известный как Мазаньелло. Восставшим удается добиться от вице-короля признания всех своих требований, а впоследствии свергнуть его и на несколько месяцев установить республиканское правление.

Даниэль Обер
«Немая из Портичи»

Опера в 5 действиях
Либретто: Жермен Делавинь и Эжен Скриб
Премьера 29 февраля 1828, Парижская опера
Дирижер: Генри Валентино

Образ Мазаньелло и его гибель в ходе восстания были использованы либреттистами Жерменом Делавинем и Эженом Скрибом для оперы Даниэля Обера «Немая из Портичи», поставленной в Париже в 1828 году. Чтобы добавить в оперу романтическую линию, Делавинь придумал героиню Фенеллу, немую сестру Мазаньелло (партия для танцовщицы, без слов); она – брошенная любовница сына вице-короля, и из-за этого ее преследуют власти. Несправедливость в отношении Фенеллы становится одним из поводов поднять восстание.

25 августа 1830 зрители брюссельского театра Ла Монне после дуэта Мазаньелло (тенор) и его соратника Пьетро (бас), где они договариваются бороться за свободу, вышли из театра и присоединились к идущему в городе восстанию, которое стало началом успешной Бельгийской революции и привело к распаду Объединенного королевства Нидерландов и образованию в 1831 году независимого Королевства Бельгия.

Постановки и записи «Немой из Портичи» исчезающе редки. Буквально перед всеобщим локдауном, 13 марта 2020, оперный театр Дортмунда успел выпустить премьеру новой постановки Петера Конвичного (на немецком языке), но дальнейшая сценическая судьба этого густонаселенного спектакля пока не ясна.

«Немая из Портичи» шла в дореволюционной России под названием «Фенелла»; в 1917 году в партии главной героини блистала Матильда Кшесинская. В 1918 году «Фенеллу» неудачно ставил в Мариинском театре Всеволод Мейерхольд. Несмотря на благонадежность сюжета, громоздкая опера Обера исчезла из репертуара советских театров в 1960-м годам и сегодня ни в России, ни в Беларуси ни одной ее постановки нет.

Акт второй
Сцена вторая

Мазаньелло: 
Ты пойдешь со мной?

Пьетро:
Куда ты — туда и я,
я пойду с тобой даже на смерть…

Мазаньелло:
Но нас ждет слава!

Пьетро:
Вместе умрем.

Мазаньелло:
Или вместе победим.

Мазаньелло и Пьетро:
Лучше умереть, чем жить как отбросы!
Чего бояться рабу?
Наше иго падет,
Мы убьем чужаков!

Мазаньелло:
Нас притесняют по праву силы,
У меня отобрали сестру!

Пьетро:
Может быть, чтобы надругаться?

Мазаньелло:
Кто бы это ни сделал, я клянусь, он умрет!

Мазаньелло и Пьетро:
Лучше умереть, чем жить как отбросы!
Чего бояться рабу?
Наше иго падет,
Мы убьем чужаков!
Священная любовь к родине,
Наполни нас гордостью и отвагой;
Я обязан жизнью своей земле,
а она будет обязана мне свободой

Акт третий
Сцена четвертая

Мазаньелло:
Колокола звонят, оружие наготове;
Давайте теперь не жалеть крови,
чтобы добыть себе победный венок
или умереть как мученики!

Общий хор:
Идем! Берем оружие! Берем факелы!

Пьетро:
Даже храм не спасет
презренные жизни наших палачей;
Они заплатят кровью!

Общий хор:
Идем! Берем оружие! Берем факелы!

Пьетро:
На пепелище города
им не будет убежища, кроме могилы.

Общий хор:
Идем! Берем оружие! Берем факелы!