«Отомстим за позор, не станем терпеть»

Джузеппе Верди. «Сицилийская вечерня»
«Отомстим за позор, не станем терпеть»
Сцена из оперы «Сицилийская вечерня», Мариинский театр, 2017. Фото Мариинский театр

30 марта 1282 на острове Сицилия, находившемся под властью французов, доведенные захватчиками до безвыходного состояния местные жители подняли спонтанное восстание. Начало их действий совпало со звоном колоколов, призывающих верующих к вечерней молитве. Месяц спустя Сицилия была освобождена от французов. С тех пор слова «Сицилийская вечерня» означают кровопролитную резню в борьбе за свободу.

Джузеппе Верди
«Сицилийская вечерня»

Опера в 5 действиях, 6 картинах
Либретто: Эжен Скриб и Шарль Дюверье
Премьера: 13 июня 1855, Парижская опера
Дирижер: Нарсис Жирар

Когда в 1594 Испания конфликтовала с Францией, французский король пригрозил испанскому послу, что может вторгнуться в испанские владения в Италии и пройти по ним так быстро, «что завтракать я буду в Милане, а обедать в Риме». На что испанский посол ответил: «В таком случае, Ваше Величество, вы как раз поспеете на Сицилию к вечерне».

В государственном гимне Италии, текст которого написал в 1847 поэт Гоффредо Мамели, есть слова «Il suon d’ogni squilla I Vespri suonò» — «каждый наш колокол звонит к Вечерне».

В 1855 г Джузеппе Верди пишет по заказу Парижской оперы «Сицилийскую вечерню» на либретто Эжена Скриба и Шарля Дюверье. Большинство персонажей в ней — вымышленные, в том числе сицилийская герцогиня Елена (сопрано), которая вдохновляет соотечественников на восстание: когда ее заставляют петь для развлечения оккупантов и позже, когда французские солдаты прилюдно похищают невесту сицилийца Даниэли (тенор). Историческим действующим лицом является только Джованни да Прочида (бас), врач и дипломат, действительно участвовавший в антифранцузском движении.

До объединения Италии в 1861 «Вечерню» приходилось протаскивать на родину Верди контрабандой, перенося действие то в Португалию XVII века («Жуана де Гусман»), то во Францию XIII века («Батильда де Турень»): слишком крамолен в глазах цензуры был сюжет о восстании на итальянской земли и слишком легко было вместо французов подставить австрийцев.

Сегодня «Сицилийская вечерня» вечерня ставится в обеих авторских редакциях: оригинальной французской и (чаще) более поздней итальянской, из которой Верди убрал обязательный для парижской сцены балет. Среди знаменитых Елен — Мария Каллас, Монтсеррат Кабалье, Катя Ричарелли; Прочиду исполняли Борис Христов, Николай Гяуров, Руджеро Раймонди, Ферруччо Фурланетто.

Российские постановки «Сицилийской вечерни» за всю историю можно сосчитать по пальцам. Сегодня она есть только в репертуаре Мариинского театра, в голливудски развлекательной версии Арно Бернара (2017).

В Беларуси «Сицилийская вечерня» не ставилась никогда.

Акт первый
Сцена третья

Елена
(подходя к краю сцены):
Видишь в открытом море корабль,
что сражается со стихией
и вот-вот погибнет?
Слышишь, как с разбитого судна
доносится стон моряка?
Боже всемогущий, успокой
своей улыбкой небо и море;
Услышь пылкую молитву моряка,
который верит в Тебя!
И Господь отвечает:
«Небо милостиво к тому, кто верит в себя.
Смертные! Ваша судьба в ваших руках!»
Смелей, смелей, храбрые сыны моря;
Не бойтесь опасности!
Трусость постыдна!
Кто не отважен —
не угоден Небесам!
Дерзайте! Господь будет
на вашей стороне!
(выразительно глядя на людей вокруг)
Но почему я слышу одни молитвы?
Почему вы бледны?
Когда настал час испытания,
вы дрожите от страха?
Смелей! Ответьте гулу волн
и раскатам грома
со всем своим пылом,
о непобедимые сердца!

Хор сицилийцев (в сторону, вполголоса):
Эти слова пробуждают
в моем сердце отвагу!
Горевать – постыдно!
Отомстим за позор,
не станем терпеть,
и Господь пребудет с нами!

Акт второй
Сцена седьмая

Елена (обращаясь к Даниэли):
Ты трус…

Прочида:
Ты переполнен страхом…

Елена:
Позволил похитить свою невесту…

Прочида (глядя на Даниэли и остальных с презрением):
…И не убил обидчика!
Разве можно сдержаться
и снести унижение…

Елена:
…Когда негодяи похищают
и оскорбляют ваших женщин?

Даниэли и сицилийцы (постепенно доходя до предельной ярости):
Вот теперь в груди заговорила боль.
Так и есть! Сговоримся отомстить за позор.
Трусость умолкает! Я чувствую, как в сердце
закипает ярость раненого льва!