Конкурс номер один: 65 лет назад состоялся Первый международный конкурс имени П.И. Чайковского

Конкурс номер один: 65 лет назад состоялся Первый международный конкурс имени П.И. Чайковского

65 лет назад, в марте – апреле 1958, в Москве состоялся Первый международный конкурс имени П.И. Чайковского.

Конкурс имени Чайковского стал первым в истории состязанием молодых музыкантов в СССР. И одним из символов эпохи «оттепели» 50-х – 60-х годов: таким же, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года, Первый Московский кинофестиваль и «Американская выставка» в Сокольниках в 1959-м, первый полет человека в Космос, открытие театра «Современник»…

Конкурс был учрежден в 1956. Оргкомитет возглавил Дмитрий Шостакович, его заместителем назначили пианиста, старейшего профессора Московской консерватории Александра Гольденвейзера.

Первый конкурс не имел порядкового номера. Тогда это был просто «Международный конкурс пианистов и скрипачей имени П.И. Чайковского».

Музыкальная весна в Москве

Конкурс должен был продемонстрировать открытость нашей страны, дружелюбие советских людей по отношению к зарубежным гостям. И показать преимущества советской исполнительской школы, советской системы музыкального образования, всех достижений советского музыкального искусства.

В начале 1958 года в Москве прошел Всесоюзный отборочный конкурс. По его итогам на Конкурс Чайковского прошли:

пианисты Лев Власенко, Алексей Скавронский, Наум Штаркман, Дмитрий Благой, Инна Малинина, Юлиан Гутман, Эдуард Миансаров, Наталия Юзбашева, Александр Ихарев;

скрипачи Марина Яшвили, Валерий Климов, Виктор Пикайзен, Жан Тер-Мергерян, Марк Лубоцкий, Валентин Жук, Зариус Шихмурзаева, Нина Бейлина и Виктор Либерман.

Помимо советских музыкантов, в конкурсе принял участие 61 исполнитель из 22 стран. Многие из них были лауреатами престижных международных соревнований, что определило высокий уровень конкурса: не ниже, чем у 12 ведущих мировых музыкальных состязаний, образовавших годом ранее Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов (WFIMC), со штаб-квартирой в Женеве.

В состязании советским музыкантам присудили шесть из восьми премий. Первую премию получил Валерий Климов, вторую — Виктор Пикайзен: оба они здравствуют и по сей день.

Первый Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Д.Д. Шостакович вручает награду китайскому пианисту Лю Ши-Куню. СССР, г. Москва. 1958 г. https://tchaikovskyhome.ru/

Вэн Клайберн

У пианистов же фаворитом конкурса и любимцем московской публики с первого выхода на сцену Большого зала консерватории стал 23-летний американец Вэн Клайберн, которого москвичи сразу стали звать на русский манер Ваном Клиберном, и любовно — «Ванечкой» и «Ванюшей».

Игру Клиберна обсуждали буквально все: и музыканты-профессионалы, и любители музыки. Своим исполнением Первого концерта Чайковского и Третьего — Рахманинова в финале конкурса, в сопровождении оркестра Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина Клиберн вызвал небывалую овацию зала, длившиеся около 10 минут.

Но окончательное решение о присуждении Вану Клиберну первой премии было принято на самом высоком государственном уровне. Председатель жюри Э. Гилельс и министр культуры Н. Михайлов в личной беседе сообщили Н. Хрущеву, что американский пианист играл лучше всех на конкурсе. «Тогда дайте ему первую премию», — распорядился лидер СССР.

15 апреля Хрущев принял в Кремле лауреатов конкурса. А затем Ван Клиберн отправился в турне по СССР: он выступил в Ленинграде, Риге, Киеве и Минске. Затем Клиберн дал еще три концерта в Москве.

На последнем концерте пианист обратился к слушателям по-русски: «Надеюсь всегда быть достойным Золотой медали конкурса Чайковского, полученной в России. Я полюбил вас». Вернулся за рояль и сыграл «на бис» мелодию песни Василия Соловьева-Седого «Подмосковные вечера» в собственной аранжировке. Так пианист попрощался с московской публикой. Впоследствии он не раз приезжал в нашу страну, и всегда его встречал восторженный прием. В последний раз Ван Клиберн побывал в России в 2011 (за два года до смерти) в качестве почетного члена жюри XIV конкурса Чайковского.

Первый Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Играет пианист Ван Клиберн. Автор фотографии: Рахманов Н. СССР, г. Москва. 13.04.1958 г. https://tchaikovskyhome.ru/

Лучшие годы

В 1962 к двум специальностям прибавилась третья — виолончель. В 1966 — вокал.

Во времена СССР конкурс Чайковского был одним из самых престижных в мире, наряду с конкурсами королевы Елизаветы в Брюсселе, ARD в Мюнхене, М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, пианистов — имени Шопена в Варшаве, имени Бузони в Больцано; скрипачей — имени Паганини в Генуе, имени Сибелиуса в Хельсинки, имени Венявского в Познани; нескольких других. В 1971 конкурс был принят в WFIMC.

Звание лауреата конкурса Чайковского означало либо яркий старт, либо не менее яркое продолжение карьеры молодого музыканта. Почти все лауреаты советских времен, особенно 1960-х – 1970-х годов, стали исполнителями мирового уровня: пианисты Наум Штаркман, Владимир Ашкенази, Элисо Вирсаладзе, Григорий Соколов, Виктор Ересько, Владимир Крайнев, Джон Лилл, Мюнг Вун Чунг, Андраш Шифф, Михаил Плетнев, Владимир Овчинников, Питер Донохоу, Барри Дуглас; скрипачи Валерий Климов, Виктор Пикайзен, Эдуард Грач, Виктор Третьяков, Олег Каган, Гидон Кремер, Владимир Спиваков; виолончелисты Наталья Шаховская, Наталия Гутман, Миша Майский, Давид Герингас, Иван Монигетти, Александр Князев, Александр Рудин, Антонио Менезес, Марио Брунелло; вокалисты Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Зураб Соткилава…

Поскольку предварительного отбора для зарубежных участников в те годы не было, количество участников доходило до полутысячи. Память об этом хранят буклеты, выпускавшиеся, например, к IV (1970), V (1974), VI (1978) конкурсам: объемные книжечки по каждой из четырех специальностей.

Заморозки…

1990-е – 2000-е — не лучший период в истории конкурса имени Чайковского. В те годы конкурс был уже не так, как прежде, привлекателен для молодых музыкантов из-за рубежа, да и для меломанов.

В 1996 конкурс за неуплату членских взносов (всего $ 1500) был временно исключен из WFIMC.

Не пошел на пользу конкурсу и перенос XIII конкурса с 2006 на 2007. Причины — проведение в 2006 чемпионата мира по футболу и предстоящий ремонт Большого зала консерватории. Если ремонт БЗК еще можно было с натяжкой назвать объективной причиной (все-таки культовый для конкурса зал), то в один год с чемпионатом мира по футболу конкурс Чайковского проходил в течение полувека, и это никого не смущало. Может быть, на этот раз стоило не переносить конкурс Чайковского на год, а развести эти два события по срокам?

Казались странными некоторые решения жюри. В 1994 жюри, целиком сформированное из лауреатов предыдущих конкурсов, не присудило первые премии у пианистов и скрипачей, а у виолончелистов — вообще ни одной из первых трех. Зато впервые в истории конкурса был присужден Гран-при: его получила певица Хибла Герзмава, представлявшая Грузию.

В 1998 не был допущен к III туру фаворит конкурса пианистов Алексей Султанов.

На конкурсах 1998 и 2002 гг. по приглашению председателя Оргкомитета Т.Н. Хренникова на основе редакции газеты работал пресс-центр (руководитель Андрей Устинов).

Хибла Герзмава. X Международный конкурс им. П.И. Чайковского (1994)

Конкурс Гергиева

При подготовке в конкурсу 2011 года в качестве председателя Оргкомитета был приглашен маэстро Валерий Гергиев. Уже на первом заседании Оргкомитета (октябрь 2009) и многократно в течение последующих полутора лет до конкурса Гергиев говорил о том, что нельзя отказываться от традиций и достижений Конкурса имени П.И. Чайковского, но нужно избавиться от недостатков предыдущих состязаний.

Гергиев объявил приоритеты: авторитетный состав жюри, честность и прозрачность в принятии решений, соблюдение регламента, привлечение сильного и опытного менеджмента, в том числе иностранного (в качестве генерального директора конкурса был приглашен американец Ричард Родзинский, долгое время возглавлявший конкурс Вана Клиберна в Форт-Уорте, первый вице-президент WFIMC). Ангажементы, способствующие развитию международной карьеры лауреатов. Обязательная кампания по продвижению конкурса в мире. Был заказан новый логотип, своей конфигурацией напоминающий логотип американской компании Seagate Technology, специализирующейся на производстве жестких дисков.

И уже XIV конкурс (2011) стал переломным этапом в новейшей истории соревнования.

Важнейшим решением лично В.А. Гергиева было решение о проведении конкурса, начиная с 2011, в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге.

С 2015 прослушивания конкурса транслируются на весь мир одним из главных мировых каналов классической музыки medici.tv, собирая миллионы просмотров.

С 2019 увеличилось число специальностей: к традиционным четырем добавились деревянные духовые и медные духовые инструменты.

Валерий Гергиев, XV Международный конкурс им. П.И. Чайковского (2015)

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях