Карлхайнц Штокхаузен – 95 лет со дня рождения

Карлхайнц Штокхаузен – 95 лет со дня рождения

22 августа 2023 – 95 лет со дня рождения Карлхайнца Штокхаузена (1928-2007), одной из центральных фигур в мировой музыке второй половины XX – начала XXI века.

«Я все время говорю о Штокхаузене, но это действительно один из самых религиозных композиторов в таком очень широком смысле, который искал космос как раз, смыслы чего-то запредельного, а не просто технически удобного или технически интересного и лакомого, не в этом было дело. А сейчас выходит, что техника как бы убивает поиски смысла. Вот это беда современного человека, который потерялся в осмысленности того, что он делает. Это самый, наверное, плачевный показатель нашего времени». (Пианист Алексей Любимов, лауреат Премии «МО» 2021 в номинации «Жизнь в музыке»)

«В современной музыке Штокхаузен выступает как один из самых последовательных (возможно, даже самый последовательный) носитель авангардного сознания. Его основа – культ нового. Новое понимается как априорная эстетическая ценность, как необходимый атрибут художественного совершенства. Конечно, сама по себе новизна не гарантирует качества опуса, но качественный опус может быть только новым. Однако само представление о новизне подвержено эволюционным изменениям. В классический авангардный период новизна ассоциируется прежде всего с техническим прогрессом в музыкальной сфере. Новые звучания, новые способы организации, все более логически последовательные, лишенные противоречий и случайностей; математический расчет не зависящий от произвола вдохновения, от дилетантизма импровизации; объективный характер сочинений, которые должны восприниматься как новая реальность, как самостоятельные величины, ничего не “подразумевающие”, ничего не “символизирующие”, – самодостаточный звуковой мир, музыкальная “вещь в себе”. Конечно, этот теоретически чистый вариант авангардного творчества существовал больше в сознании его творцов как недосягаемый идеал, но в этом своем идеальном выражении авангардная эстетика вела к максимальному уподоблению искусства научно-технической деятельности человека, задача которой, познание и преобразование окружающего мира, далеко не покрывает возможностей искусства», – пишет о Карлхайнце Штокхаузене музыковед Светлана Савенко (цит. по: XX век. Зарубежная музыка. Очерки, документы. Вып. 1. М.: Музыка, 1995).

В той же статье приводятся и такие немаловажные подробности: родился «в семье учителя народной школы, до крайности нуждавшейся. Будущий композитор еще подростком остался круглым сиротой: отец в 1945 году пропал без вести на фронте, мать, долгое время находившаяся в клинике, в 1941 году стала жертвой эвтаназии, широко практиковавшейся в гитлеровской Германии по отношению к душевнобольным. Штокхаузену пришлось нелегким трудом зарабатывать на жизнь – он был батраком, тапером в кёльнских барах, работал на фабрике, в военном лазарете, сторожил автостоянки. Тем не менее, Штокхаузен сумел преодолеть многочисленные трудности и получить образование» (детальная биография композитора – здесь).

Среди штокхаузеновских событий 2023 года выделим американские исполнения в ряде штатов (Нью-Йорк, Калифорния, Нью-Джерси, Иллинойс и др.; сентябрь-декабрь) масштабной – по замыслу и продолжительности – композиции “INORI” (1973-1974).

Из оставшихся в памяти концертов прошлых лет, с музыкой Карлхайнца Штокхаузена – российская премьера «Групп» (1955-1957) для трех оркестров, состоявшаяся в ноябре 2016 в Москве на V Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство». Владимир Юровский дирижировал тогда Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Фуад Ибрагимов – Азербайджанским государственным симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибекова, Филипп Чижевский – Ансамблем Questa Musica.

Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях