Юбилей Светланы Савенко

Юбилей Светланы Савенко

12 марта 2021 отмечает юбилей Светлана Ильинична Савенко, музыковед, певица, педагог, профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения. Юбилею Светланы Савенко (а также юбилею музыковеда, профессора Московской консерватории Михаила Сапонова) посвящены научные чтения «Сто лет новой музыки» (8-9 апреля 2021, заявки на участие принимаются до 15 марта), которые проводятся Кафедрой современной музыки и Центром современной музыки при Московской консерватории в смешанном формате: очном и онлайн.

Светлана Савенко – автор книг о русской музыке 19-20 вв. (в частности, о Танееве и Стравинском), многочисленных журнальных и газетных статей о современной академической музыке (российской и мировой), опубликованных в России и за рубежом, текстов буклетов и аннотаций к концертам (в том числе к фестивалю «Альтернатива» Алексея Любимова), докладов на крупных российских и международных научных конференциях, публичных лекций. Выдающийся интерпретатор музыки Валентина Сильвестрова (которым, впрочем, далеко не ограничивался певческий репертуар Савенко, где и композиторы Новой венской школы, и ранний русский авангард, и сочинения Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке, Александра Вустина, Владимира Тарнопольского, Ханса Эйслера, Эрнста Кшенека, Джона Кейджа, etc.).

Светлана Савенко родилась в Москве. В 1964 окончила теоретико-композиторское отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории (педагоги: Д. Блюм, В. Галацкая, Ю. Холопов, В. Фраёнов, Н. Лебедева), в 1969 – теоретико-композиторский факультет Московской консерватории в специальном классе Юрия Холопова, а в 1972 – аспирантуру (там же). Пением занималась у профессора Доры Белявской.

В 1972-1990 работала в Горьковской (Нижегородской) консерватории имени Глинки на кафедре истории музыки, где занимала должности старшего преподавателя, доцента, и. о. профессора.

В 1990 начала работу в Отделе музыки (с 2013 – Сектор истории музыки) Государственного института искусствознания: старший, затем ведущий научный сотрудник.

В 1992 году была стипендиатом Фонда Пауля Захера (Paul Sacher Stiftung, Базель, Швейцария), где изучала материалы Архива Игоря Стравинского.

С 1997 работает в Московской консерватории на кафедре истории русской музыки и межфакультетской кафедре современной музыки. Среди выпускников – К. Жарко, М. Подскочий, Е. Привалова.

В 2002 защитила докторскую диссертацию: «Мир Стравинского».

Фрагменты беседы Светланы Савенко с музыковедом, историком музыки Юлией Векслер (профессором Нижегородской консерватории, автором книг «Альбан Берг и его время» и «О композиционном процессе Альбана Берга»; Векслер защитила кандидатскую диссертацию под руководством Савенко – «Символика Альбана Берга»):

Об интересе к современной музыке: «Интерес очень давний и связан он с тем, наверное, что во времена моей молодости современная музыка была очень живым, богатым и во многом неизвестным явлением. К тому же она рождалась рядом, на наших глазах. Плюс она не очень поощрялась официально, что было дополнительным стимулом тяготения к ней».

Об учебе в консерватории: «Разумеется, [она стала] много чем: узнаванием нового (концерты и прочие художественные впечатления – как вспоминаю, их было очень много), постепенным обретением профессии (хотя это не всегда осознавалось тогда) и даже выбором позиции в жизни и в профессии, поскольку время (я училась в МГК в 1964-69 и в аспирантуре в 1969-72) было бурное. Приходилось выбирать между профессиональной честностью и жизненным успехом (карьерой, например)».

О занятиях в классе Юрия Холопова: «Мы просто занимались музыкой, и Юрий Николаевич открывал мне в ней то, что я не видела… Еще у моего учителя была исключительная способность к точным формулировкам, к созданию научного аппарата, особенно терминологического. Сознательно я не пользуюсь его методами, однако надеюсь, что чему-то научилась у Юрия Николаевича и как педагог».

Об «искусстве ради искусства»: «С этой идеей нельзя соглашаться или не соглашаться абстрактно, на пустом месте. Все зависит от условий. В нашем российском контексте эта позиция практически почти никогда не выживала, и, хотя бы по этой причине, могла бы стать полезной. Но более чем на маргинальное существование она у нас рассчитывать не может…»

«МО»