Европейская премьера 22-й симфонии Вайнберга — 12 марта в 21:00 в эфире радио «Орфей»

Европейская премьера 22-й симфонии Вайнберга — 12 марта в 21:00 в эфире радио «Орфей»
Мечислав Вайнберг. Фото из личного архива О. Рахальской, вдовы композитора
12 марта 2019 в 21:00 в программе «Deutsche Welle в гостях у Радио Орфей» — запись концерта, в котором впервые за пределами России прозвучала 22-я симфония Мечислава Вайнберга.

Ведущая программы — музыкальный обозреватель DW Анастасия Буцко.

Премьера симфонии состоялась 1 и 2 февраля 2019 в берлинском Концертхаусе. Оркестром Концертхауса дирижировал Томас Зандерлинг. Также в концертах прозвучал Первый фортепианный концерт Брамса, солист — Денис Мацуев.

Накануне концерта 1 февраля в Берлине прошла встреча с журналистами немецких СМИ, которую провели главный редактор газеты «Музыкальное обозрение», исполнительный директор Оргкомитета по проведению Года Вайнберга в России Андрей Устинов и ведущий научный сотрудник Института Адама Мицкевича в Варшаве Алекс Ласковский.

Андрей Устинов рассказал о мероприятиях Года Вайнберга в России к 100-летию со дня рождения композитора, которое будет отмечаться 8 декабря 2019. Был показан видеоролик – фрагмент интервью вдовы Вайнберга Ольги Рахальской, записанного А. Устиновым у нее дома: в квартире, где композитор жил более 40 лет.

Премьере 22-й симфонии Вайнберга в Берлине посвящена рецензия в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, опубликованная 4 февраля.

Воспоминания сквозь пелену безмолвия

Оригинал: газета Frankfurter Allgemeine Zeitung, № 29, 4 февраля 2019 года

В Берлине состоялась немецкая премьера 22-й симфонии Моисея (Мечислава) Вайнберга. Сочинение исполнил оркестр берлинского «Концертхауза» под управлением Томаса Зандерлинга.

Эпическое повествование, разворачивающееся в 22-й симфонии Мечислава Вайнберга, начинается, как и в рождественском хорале «О, как прекрасно сияние утренней звезды» с мажорного трезвучия, но в звучании кларнета слышится скорее смирение, нежели робость и страх. Постепенно квинта растягивается до малой сексты, и музыка приобретает минорную тональность. Сияние звезды по прежнему прекрасно, но в нем больше нет энергии и задора  пробуждения. К слушателю быстро приходит осознание того, что утренняя звезда превратилась в вечернюю и что ему предстоит услышать историю прощания.

Симфония длится 45 минут, но время пролетает незаметно. Оркестр берлинского «Концертхауза» под управлением Томаса Зандерлинга впервые исполняет последнее творение Вайнберга на немецкой сцене. Дирижер четко структурирует исполняемое произведение: глубинный мотив воспоминания пронизывает музыкальную ткань всей симфонии и, чуть замирая, напряженно пульсирует, когда в музыке «наступает тишина». Оркестр чутко следует за дирижером, с удивительной виртуозностью поддерживая драматический накал нарастающих мелодий вплоть до их затухания.

Вайнберг сочинил 22-ю симфонию в Москве, в период с 1993 по 1994 год. Композитор был тяжело болен и понимал, что это его последнее произведение. Вдова Вайнберга Ольга рассказывала, что  в это время он уже практически не мог глотать. Видео этого интервью было показано российским музыковедом Андреем Устиновым во время небольшой встречи, состоявшейся в узком кругу накануне премьеры симфонии. Несмотря на тяжелейшее физическое состояние композитора, Вайнберга буквально приносили к фортепиано на несколько минут в день, для того, чтобы он мог сочинять свою музыку. Ему удалось закончить только эскиз партитуры в фортепианном изложении, поэтому оркестровку произведения должен был взять на себя кто-то другой.

С этой задачей прекрасно справился композитор Кирилл Уманский, невероятно тонко чувствующий творчество Вайнберга. Его оркестровка выполнена  на высочайшем профессиональном уровне. Премьера симфонии состоялась в 2003 году, через семь лет после смерти композитора.

Три части симфонии – Фантазия, Интермеццо и Реминисценции – «бесшовно» переходят одна в другую. Говоря о «настроении» симфонии, трудно не согласиться с утверждением Зандерлинга, знавшего композитора с детства, что это произведение «от начала до конца депрессивно». Последняя симфония Вайнберга – это обращение в прошлое, включающее в себя цитаты из опер «Пассажирка» и  «Идиот». В опере «Идиот» нежность и суровость буквально соседствуют друг с другом: порой их разделяет только тонкая полоска тишины.

Зандерлинг – еще и «брукнеровский» дирижер. Об этом свидетельствует, прежде всего, та уверенность, с которой он работает с музыкальными «повествованиями». Если согласиться с утверждением Жана Поля, что «воспоминание – это единственный рай, из которого мы не можем быть изгнаны», то, вполне вероятно, что лейтмотив 22-й симфонии – это напряженный поиск родины в гуще воспоминаний или, в большей степени, попытка избавления от «жуткого».

Вайнберг родился восьмого декабря 1919 года в Варшаве в еврейской семье. В начале сентября 1939 года он бежал в Советский Союз, а за несколько недель до своей смерти принял православие. В финальной части симфонии звучит тема обещания спасения через обращение в новую веру: слышится перекличка с православными песнопениями. Однако конец симфонии проникнут духом сомнения. На звучание струнных накладываются сольные каденции виолончели в разных тональностях. Вайнберг задается тем же вопросом, что и Рихард Штраус в его последней опере «Каприччио»: «Есть ли финал, который не был бы тривиальным?»

В 2019 году будет отмечаться столетие со дня рождения композитора. Внушает надежды тот факт, что Польша и Россия планируют объединиться и реализовать в 2019 году целый ряд концертных и оперных проектов, а также провести симпозиумы, приуроченные к знаменательной дате. Об этом в кулуарах концерта сообщили Александр Ласковский, сотрудник Института Адама Мицкевича и Андрей Устинов, представляющий Организационный комитет по празднованию 100-летия со дня рождения Мечислава Вайнберга в России.

Основная цель этого сотрудничества заключается в том,  чтобы вернуть имя композитора, чье творчество переживает настоящий ренессанс в Западной Европе, в страны, которые были для него родными.

Большой театр поставил вайнберговского «Идиота». Премьера прошла в рамках Международного форума, посвященного творчеству композитора.

Ян Брахман