ШОС, БРИКС и ЧелСимфОрк

На Южном Урале появится симфонический оркестр
ШОС, БРИКС и ЧелСимфОрк
Адик Абдурахманов, фото предоставлено пресс-службой Челябинской филармонии

В конце 2018 губернатор Челябинской области Борис Дубровский принял решение о создании в регионе симфонического оркестра.

«Симфонический оркестр будет функционировать на базе камерного оркестра «Классика» под руководством его художественного руководителя Адика Абдурахманова, — сообщил министр культуры Челябинской области А. Бетехтин. — Губернатор выделил дополнительно 22,4 млн. руб. В новом штатном расписании числится в общей сложности 86 человек. Чтобы укомплектовать состав, нужно набрать 43 исполнителя».

Финансирование нового коллектива в составе Челябинской филармонии началось с января 2019.

Конкурсные прослушивания в оркестр будут проходить в Челябинске с 4 по 8 июня, а полноценно функционировать он начнет в сезоне 2019-2020. Выступления симфонического оркестра войдут в культурную программу саммитов ШОС и БРИКС, которые пройдут в Челябинске летом 2020.

Предполагается, что в дальнейшем оркестр будет пополняться выпускниками Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского и Магнитогорской консерватории.

Мнения заинтересованных лиц

«Создание симфонического оркестра — стратегический шаг главы региона, — отметил генеральный директор Челябинской филармонии А. Пелымский. — Это глобально и в корне изменит всю музыкальную жизнь Южного Урала, поставив регион в один ряд с лидерами мировой музыкальной индустрии. Это даст приток классных музыкантов, коренным образом изменится репертуарная политика: наши слушатели насладятся множеством произведений, не исполненных ранее. <…> К саммитам ШОС и БРИКС мы сформируем международный симфонический оркестр, с участием музыкантов из стран — членов международных организаций».

Параллельно с формированием оркестра, в программе подготовки к саммитам значится и строительство нового концертного зала с хорошей акустикой. Губернатор Б. Дубровский пообещал рассмотреть возможность его появления на площади общественно-делового центра «Крылья», который строится к саммитам на набережной р. Миасс:

«В текущем проектировании общественно-делового центра мы должны учесть особенности проекта акустического зала. Нужно, конечно, ориентироваться на лучшие образцы акустических залов нашей страны», — сказал губернатор и привел в пример зал «Зарядье».

«Челябинск — единственный из российских городов с населением более миллиона жителей, не имеющий симфонического оркестра, — сказал в интервью порталу «Челябинский обзор» А. Абдурахманов. — Все остальные города-миллионники такими оркестрами располагают… Наконец, очередь дошла и до нас. Это — мечта многих поколений, начиная с 60-х годов. <…> Когда у нас в городе появится симфонический оркестр, будет большой всплеск. Приедут хорошие музыканты, они начнут преподавать, и общий музыкальный уровень Челябинска будет подниматься. Так бывало всегда, это — этап, пройденный во многих городах».

Страсти по оркестру

Речь о создании — точнее о восстановлении — собственного симфонического оркестра, как музыкального бренда Челябинска, ведется много лет.

Как отмечает видный ученый, исследователь истории музыкальной жизни Челябинской области Татьяна Синецкая, симфоническая жизнь в городе и регионе не замирала на протяжении всего ХХ века. Первый симфонический концерт в городе состоялся 2 сентября 1907 (дирижер Г. Моргулис). Концерты шли и до, и после революции. В начале 1938 в составе недавно образованной Челябинской филармонии появился симфонический оркестр. Первым концертом 10 февраля 1938 дирижировал женщина — Е. Филиппова. С 1939 главным дирижером оркестра стал дипломант Всесоюзного конкурса Н. Факторович. С началом войны оркестр был расформирован, а после войны — собран вновь и еще 10 лет радовал челябинцев исполнением классики и современной музыки, гастролями выдающихся дирижеров и солистов.

Однако, как пишет Т. Синецкая, «1956 год приносит Челябинской филармонии неожиданный «сюрприз»: открывается театр оперы и балета им. Глинки, и это радостное, очень важное для развития культуры региона, событие оказалось сопряжено с решением властей передать театру симфонический оркестр филармонии. Понятно, что в те годы город не смог бы набрать квалифицированных музыкантов на два оркестра. Один, совершенно готовый, был «под рукой». Так филармония осталась без своего опорного коллектива, который она создавала ценой невероятных усилий. Приказом № 351 от 12 декабря 1955 г. «О ликвидации с 1 января 1956 г. симфонического оркестра» 50 музыкантов были уволены из филармонии и начали работу в театре. С этого времени филармонические симфонические концерты стали проводиться силами оркестра оперного театра. Взаимное согласие руководства театра и филармонии не прерывать сложившуюся систему симфонических концертов, всемерная поддержка партийных и государственных органов этой работы способствовали дальнейшему совершенствованию в проведении симфонических концертов, созданию абонементов собственно симфонической музыки, смешанных, детских, студенческих абонементов и т.д. Значительную часть концертных программ взял на себя главный дирижер оперного театра И.А. Зак» («МО», 2007, № 10).

Огромный интерес и тяга челябинцев — тех, кто составлял особый культурный слой жителей столицы Южного Урала — к симфонической музыке, к симфоническим концертам не ослабевал и в последующие годы. При аншлагах проходили концерты лучших коллективов страны: ЗКР АСО Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, Госоркестра СССР под управлением Е. Светланова, БСО им. Чайковского с В. Федосеевым, оркестра Мариинского театра с В. Гергиевым, «Новая Россия», НФОР, коллективов Новосибирска, Свердловска / Екатеринбурга, Омска, Саратова, Ульяновска, Львова, других городов СССР и России.

Только своего коллектива по-прежнему не было… Ожидалось, что и в наше время, как полвека назад, этот вакуум восполнит оркестр театра оперы и балета, но этого не случилось. И во многом из-за того, что в самом театре, и в его оркестровом хозяйстве в последние годы было много проблем. Менялись главные дирижеры (С. Ферулев, А. Гришанин, Е. Волынский), уезжали главные режиссеры (А. Сергеев, Е. Василева), которым трудно было сработаться с руководством. По всей видимости, театру сегодня просто не до того, чтобы вести интенсивную концертную деятельность. Хотя во многих городах мира, где при отсутствии симфонического оркестра имеется оперный театр, именно оркестр театра заполняет лакуну и наряду с оперными и балетными спектаклями дает до 20 симфонических и до 10 камерных концертов в сезон, полностью обеспечивая интерес публики к оркестровой музыке.

Новое время — новые проблемы

Надежды на возрождение симфонического оркестра появились на рубеже 1980-х-1990-х годов: в перестроечные и постперестроечные годы, когда создать что-то новое в культуре было, в общем-то, не так сложно — возникло чуть ли не более половины ныне существующих российских симфонических и камерных оркестров. В 1994 и в Челябинске был создан камерный оркестр «Классика»: усилиями и энергией, прежде всего, выпускника Ленинградской консерватории, флейтиста и дирижера Адика Абдурахманова.

Потом этот процесс затормозился, потому что жизнь показала, что все не так просто. Недостаточно создать оркестр и объявить об этом во всеуслышание, как сделали во многих городах и регионах: надо, чтобы он успешно функционировал, развивался, совершенствовался. Но региональные власти, как правило, не способны были представить, что это за явление — симфонический оркестр, каков механизм его деятельности. Не понимали, что оркестр — это не «игрушка» для украшения правительственных праздничных концертов, а сложнейший организм, который живет по определенным законам. И создавая который, надо учитывать и опыт, десятилетиями наработанный в стране и в мире (в том числе и регионами-соседями), и множество профессиональных вопросов существования коллектива. Обо всем этом не раз писало «МО». Об этом же постоянно говорит в своих выступлениях и на заседаниях СКОР, и на Симфонических форумах в Екатеринбурге А. Колотурский — директор Свердловской филармонии, безусловно, крупнейший знаток оркестровой ситуации в России и наиболее прогрессивный менеджер в этой сфере.

И наступил момент, когда обнажилось катастрофическое положение ряда коллективов; выявились гигантские проблемы. Причем одни и те же во всех городах и почти во всех оркестрах, созданных на волне эйфории под лозунгом «Даешь оркестр!»: нищенские зарплаты, отсутствие достойного финансирования, дефицит музыкантов и инструментов (кое-где некоторые инструменты до сих пор заменяются синтезатором, а некоторые оркестранты не справляются со своими партиями, и их приходится «облегчать») и как результат — невозможность играть серьезные программы; засилье в репертуаре миниатюр, музыки кино, песен, эстрадных пьес. Отсутствие жилья и нормальных бытовых условий для приглашенных музыкантов. Недостаточно четкая обозначенность места и роли коллектива, его исключительного положения в общественной и культурной жизни города и региона, а порой и просто невнимание властей. А ведь — нельзя забывать! — симфонический оркестр — такой же культурный бренд города, как драматический и оперный театр. Так обстоит дело во всем мире.

Опыт соседей

К счастью, есть позитивные примеры и в России. Например, три года назад был создан симфонический оркестр в Тюмени: с нуля и по всем правилам мирового и европейского оркестростроитесльства. Под патронатом губернатора, с достойным бюджетом и достойными зарплатами, мощной и целенаправленной PR-кампанией. С учетом всех возможных проблем и стремлением их решить. Конкурс в коллектив был проведен по лекалам лучших оркестров мира. Были закуплены комплекты высококлассных инструментов. Иногородним музыкантам — а их большинство — предоставлены квартиры. Определена стратегия развития оркестра, планы по расширению штата и доведению его в течение нескольких лет до полноценного состава, ротации оркестрантов, с учетом приглашения музыкантов из других городов и воспитания собственных кадров.

Мы много писали об этом  опыте. Проект создания Тюменского симфонического оркестра был назван «Событием года», а главный дирижер Е. Шестаков и тогдашний директор филармонии М. Бирман — «Персонами года».

Хотелось бы, чтобы этот опыт, эту стратегию, этот подход восприняли и переняли в Челябинске. Чтобы челябинский проект оказался столь же продуманным и развивался по верному пути. Но стоит предостеречь и от «замыливания» проблем: в том числе и тех, которые возникнут через 2–3 года.

О чем надо думать

В первую очередь, это кадровые проблемы, поскольку из близлежащих крупных городов, где есть оркестры, музыканты в Челябинск не поедут: там гораздо лучшие финансовые условия, выше зарплаты. Речь идет о Екатеринбурге (федеральный театр оперы и балета и два — УАФО и УМСО), Перми, где вся оркестровая масса сосредоточена в театре оперы и балета, Тюмени. В Челябинской области три вуза: Институт искусств, ЮГИИ им. Чайковского и Магнитогорская консерватория. Едва ли они смогут обеспечить кадрами и оркестр, и два театра (Челябинский и Магнитогорский). К тому же, по словам А. Абдурахманова, существует договоренность — не приглашать  в симфонический оркестр музыкантов Театра оперы и балета. Поэтому надо рассчитывать на тех, кто готов покинуть более слабые оркестры других регионов, но в то же время не готов конкурировать с коллегами в коллективах более высокого уровня. Т.е. на музыкантов не самого высшего класса. Это сильно осложнит задачу качественного роста коллектива. Значит, надо думать и о приглашении именитых, опытных и умелых дирижеров, способных из этой разнородной массы создать единый ансамбль. Разумеется, при опоре (по крайней мере, в первые годы) на иногородних музыкантов остро встанет квартирный вопрос.

Важно не только продумать проблемы текущего момента (можно не сомневаться, что к саммиту все будет подготовлено по высшему разряду), но и предвидеть многие нюансы, которые могут появиться в будущем.

А пока можно только искренне порадоваться тому, что в Челябинске, городе с большими музыкальными академическими традициями, возрождается симфонический оркестр. Это действительно прорыв, который качественно изменит лицо Челябинской филармонии — одной из лучших в стране, обладающей замечательными коллективами и двумя прекрасными залами: Концертным залом имени С.С. Прокофьева и залом камерной и органной музыки «Родина». Но теперь, с созданием симфонического оркестра, городу нужен будет новый акустически совершенный зал для регулярных симфонических концертов, и губернатор обещал его построить. И можно не сомневаться, что пустовать он не будет.

В добрый путь, Челябинский симфонический оркестр!