Пермский театр оперы и балета: новая жизнь после прежней жизни

Большая ПЕРеМена
Пермский театр оперы и балета: новая жизнь после прежней жизни

В течение короткого времени на рубеже 2010–2020-х в Пермском театре оперы и балета имени П.И. Чайковского произошли революционные перемены. Завершилась «эпоха Курентзиса», длившаяся почти десятилетие.

Новый генеральный директор

30 апреля 2021 руководству Пермского театра оперы и балета был представлен новый генеральный директор — Довлет Анзароков, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея. В Министерстве культуры Пермского края тогда подчеркнули, что Анзароков был выбран в результате сложного отбора. От конкурса отказались, отметив, что и Устав театра не предполагает его проведения, и нужен адресный подход, поскольку профессионалов такого высокого уровня очень мало.

Довлет Анзароков родился в 1980 году в Майкопе. Окончил в 2005 Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции Сергея Слонимского, в 2008 —аспирантуру вуза.

В 2009–2010 был главным администратором Концертного зала Мариинского театра.

В 2011–2014 входил в оргкомитет Международного конкурса хоровой духовной музыки «Роман Сладкопевец» при поддержке Министерства культуры РФ.

В 2014–2021 работал в Александринском театре (направление маркетинга и рекламы).

С 2020 — советник при ректорате Санкт-Петербургской консерватории.

Автор более 40 сочинений в различных формах и жанрах. Премьеры проходили в России (Санкт-Петербургская филармония) и за рубежом (берлинский Концертхаус, Эльбская филармония Гамбурга).

Сцены из прежней жизни

Предшественник Анзарокова Андрей Борисов в ноябре 2020 покинул Пермскую оперу и возглавил МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко. С уходом Борисова полностью сменился руководящий состав Пермского театра оперы и балета. Летом 2019, напомним, театр покинули худрук Теодор Курентзис и главный хормейстер Виталий Полонский. Через год из театра ушел главный балетмейстер Алексей Мирошниченко.

Пермь без Курентзиса, Курентзис без Перми

С отъездом Теодора Курентзиса, а также значительной части хора и оркестра musicAeterna в Санкт-Петербург в Пермской опере сменилась управленческая модель: место художественного руководителя занял художественный совет, в составе которого были генеральный директор Андрей Борисов, руководитель оперной труппы Медея Ясониди, руководитель балетной труппы Алексей Мирошниченко, главный хормейстер Евгений Воробьев и — главный дирижер театра (с сезона 2019/2020: возвратившаяся после Курентзиса должность) Артем Абашев.

Теодор Курентзис и сотрудничающие с ним музыканты обосновались в переданном Курентзису Доме радио. Дважды, в 2021 и 2022, основатель элитного бренда духов наведывался в Москву с творческой резиденцией. Спектакли, созданные под его руководством, в Пермской опере теперь не идут. Но за Курентзисом остался Дягилевский фестиваль, не имеющий больше к пермскому театру никакого отношения.

В феврале 2022 Курентзис получил из рук губернатора почетный знак «Герб Пермского края» I степени. В июне этого года дирижировал на открытии нового концертного зала в Нижнем Новгороде. Кроме того – полностью сохранил свои позиции на Зальцбургском фестивале, несмотря на трудности у многих российских артистов за рубежом в связи со спецоперацией России в Украине.

Новый главный дирижер

18 февраля 2022 Пермский театр оперы и балета объявил имя нового главного дирижера. Им стал Мигран Агаджанян — певец (тенор), пианист, дирижер. Одна из ключевых должностей в Пермской опере пустовала с декабря 2021, когда из-за разногласий с Довлетом Анзароковым театр покинул Артем Абашев.

«С Миграном Агаджаняном я сотрудничал с самого начала его карьеры. Главному дирижеру театра приходится совмещать решение художественных и административных задач, поэтому важную роль в его назначении стали менеджерские качества Миграна Агаджаняна, в 19 лет с нуля организовавшего абсолютно новый творческий коллектив (Молодежный симфонический оркестр Санкт-Петербурга. «МО») и успешно руководящего им по сей день», – сказал Довлет Анзароков.

Мигран Агаджанян (род. 1992, Ростов-на-Дону) вырос в артистической семье. Его мама — певица Лусине Агаджанян, солистка Ростовского музыкального театра. В детстве пел в хоре мальчиков на сцене РМТ. Тогда же начал заниматься вокалом под руководством преподавателя РГК им. Рахманинова Владимира Экнадиосова. Завоевал награды на международных юношеских конкурсах пианистов в Париже, Пезаро, Киеве и Ереване. В 2007 был удостоен федеральной премии «Юные дарования России» и стал стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.

Обучался в оперной студии Национальной академии Санта-Чечилия в Риме у Ренаты Скотто и Джузеппе Саббатини.

В 2016 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию как пианист (класс Владимира Мищука) и оперно-симфонический дирижер (класс Владимира Альтшулера).

Наибольшую известность приобрел как вокалист: Гран-при конкурса «Романса трепетные звуки» в Санкт-Петербурге (2010), II премия конкурса Operalia (2018), III премия XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского (2019).

В 2012 дебютировал на сцене Мариинского театра, с 2017 — солист Мариинки.

Выступал в Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Королевском театре Ковент-Гарден (Лондон), Лирической опере Чикаго, Лионской опере, Опере Лос-Анджелеса и др. В сезоне 2016–2017 – солист Большого театра Женевы.

В апреле 2021 дебютировал как дирижер в Мариинском театре («Кармен»), в январе 2022 — в Пермской опере («Богема»).

Новый хормейстер

13 октября 2022 стало известно, что с конца октября пост главного хормейстера Пермского театра оперы и балета займет Екатерина Антоненко — основатель и художественный руководитель Вокального ансамбля INTRADA (лауреат Премии «Музыкального обозрения» за 2019 и 2021 в номинации «Коллектив года»).

Екатерина Антоненко окончила музыкальное училище при Московской консерватории (класс И.М. Усовой) и Московскую консерваторию (класс В.В. Суханова) как хоровой дирижер, а также аспирантуру историко-теоретического факультета МГК (научный руководитель Р.А. Насонов). В 2010 выиграла конкурс на стипендию DAAD, позволившую ей стажироваться в Высшей школе музыки и танца в Кельне в классе Маркуса Крида. Сотрудничает с ведущими европейскими коллективами: The Tallis Scholars (Оксфорд), Камерный хор RIAS (Берлин), Дрезденский камерный хор. В 2006 основала вокальный ансамбль INTRADA, в короткий срок ставший одним из самых востребованных российских хоровых коллективов, сотрудничающий с такими музыкантами, как Владимир Юровский, Михаил Плетнев, Жан-Кристоф Спинози, ансамблями Le Poème Harmonique, Il Giardino Armonico и др.

«Мы подходили к выбору кандидатуры нового главного хормейстера, руководствуясь рядом четких критериев. Во-первых, нам, как театру молодых художников, было принципиально важно сотрудничать с музыкантом нового поколения — который был бы при этом опытным профессионалом, обладающим серьезными достижениями в области развития хорового искусства и имеющим опыт руководства коллективом. Кроме того, особое значение для нас имело отношение потенциальных кандидатов к культуре звука. Под эти критерии подошло не так уж и много хормейстеров, среди которых, на мой взгляд, Екатерина Антоненко особенно выделялась своей работой с ансамблем INTRADA. Для Екатерины в свою очередь было важно, что у хорового коллектива театра (помимо непосредственно основных задач в рамках работы над спектаклями) существуют собственные амбициозные планы развития. У нас есть общее понимание, что только через решение сложных творческих задач возможно развитие как хорового коллектива в целом, так и каждого отдельного исполнителя в частности», — сказал генеральный директор Пермского театра оперы и балета Довлет Анзароков.

«Приглашение было неожиданным, но последние три года я следила за хором Пермской оперы, потому что он очень интенсивно развивался. Я убеждена, что развитие хора как творческой единицы невозможно без концертных выступлений a cappella — и очень рада, что нашла полное взаимопонимание по этому вопросу с руководством театра: хор не может расти, если он участвует только в оперных спектаклях. Поэтому традиции, заложенные Евгением Воробьевым, с которым мы давно и хорошо знакомы, необходимо продолжать. Когда я приехала в Пермь, чтобы поближе познакомиться с коллективом, то увидела горящие глаза — люди хотят развития, а руководство театра заинтересовано в высококлассном хоровом коллективе. Это довольно-таки уникальная история для российских театров — и стать ее частью мне, безусловно, интересно», — подчеркнула Екатерина Антоненко.

Ее предшественник Евгений Воробьев ушел с должности главного хормейстера Пермской оперы 27 июля 2022, проработав в театре с 2019. По словам Довлета Анзарокова в интервью «Новому компаньону», решение Воробьева не стало для него неожиданностью, мыслями об отставке хормейстер делился с ним еще весной этого года.

«Расставаться с таким выдающимся музыкантом и мне, и театру будет, конечно, непросто. Вклад Евгения Воробьева в обновление Пермской оперы трудно переоценить, а созданный им фактически с нуля хор Parma Voices успешно представлял Пермскую оперу на гастрольных выступлениях и в Москве, и в Санкт-Петербурге. В минувшем сезоне Евгений Евгеньевич дебютировал в новом для себя качестве, как музыкальный руководитель оперной постановки: “Рекой Кёрлью”, труднейшей партитурой Бенджамина Бриттена, он продирижировал блестяще», — отметил Анзароков.

Из театра — в министры

В феврале 2022 бывший директор по развитию Пермской оперы Алла Платонова была назначена и.о. министра культуры Пермского края. С мая она — министр культуры (см. стр. 29). Отвечая на вопрос о продолжении строительства нового здания театра, А. Платонова сказала, что работы ведутся, но «без федеральных денег такая стройка не может состояться. Есть понимание у руководства края, есть проект. Найдем деньги — будем строить».

Новый сезон: главное

Первая премьера 151-го сезона театра — спектакль «Севагин/Самодуров/Пимонов», составленный из одноактных балетов на музыку Антонио Вивальди, Владимира Раннева, Антона Светличного. Вместе с хореографами над спектаклем работают художник-постановщик Альона Пикалова и музыкальный руководитель проекта дирижер Владимир Ткаченко. Показы состоятся 21–23 октября 2022.

18–19 ноября – премьера оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» — с прологом и эпилогом Валерия Воронова (белорусского композитора, живущего в Германии). Музыкальный руководитель и дирижер Федор Леднёв, режиссер и сценограф Евгения Сафонова.

На апрель 2023 запланирован «Летучий голландец» Рихарда Вагнера в постановке Константина Богомолова. Дирижер Филипп Чижевский, художник Лариса Ломакина.

Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм