Маурицио Поллини – 80

Маурицио Поллини – 80
Фото Cosimo Filippini

5 января 2022 исполняется 80 лет Маурицио Поллини – выдающемуся пианисту, мастеру синтеза и контраста, в чьем колоссальном репертуаре легко уживались Шопен и Шёнберг, Бетховен и Ноно, Булез и Брамс, Шуман и Барток, Моцарт и Стравинский, Прокофьев и Шуберт, Веберн и Лист, etc.

«У меня самые разные программы. Мне бы хотелось как можно больше заниматься новой сложной музыкой, заказывая сочинения достойным композиторам. Я также пытаюсь организовывать серии концертов, где музыка прошлого сочеталась бы с музыкой новых для нас композиторов. Пытаюсь продвигать те аспекты нового искусства, которые пока недостаточно известны публике»,говорил Поллини в одном из интервью.

В свои 80 он продолжает активно выступать. На сайте Deutsche Grammophon перечислены его концерты по март 2022 (там же – все радиособытия, связанные с юбилеем пианиста). Запланировано и участие Поллини в Зальцбургском фестивале 2022 (концерт 21 августа с двумя сонатами Бетховена).

Что же касается DG, то со знаменитым немецким рекорд-лейблом Поллини сотрудничает с 1960: первая пластинка содержит в себе запись его выступления на VI Международном конкурсе молодых пианистов имени Фредерика Шопена – Поллини получил тогда Первую премию, с этого момента началась его мировая известность.

О Шопене он говорит как о композиторе, для понимания которого необходимо избавиться от клише и простых определений: «Он не просто еще один сентиментальный романтический композитор, услаждающий слух юных дам, или дам в возрасте. Он действительно один из величайших композиторов. То, как он обращается с гармонией, с мелодией – поистине экстраординарно».

В 2007 Маурицио Поллини была присуждена премия Grammy в номинации “Best Instrumental Soloist Performance (without orchestra)” за ноктюрны Шопена, записанные для  Deutsche Grammophon.

Вместе с тем (отдадим должное скромности маэстро) Поллини не считает себя специалистом по Шопену и в принципе не поклонник такой нормы восприятия: специалист по тому или иному.

Но, как бы то ни было, именно Фредерик Шопен станет основой основ предстоящего концерта Маурицио Поллини в римской Accademia Nazionale di Santa Cecilia (7 февраля 2022).

«Могу сказать, что моя интерпретация [Шопена] всегда меняется, но меняется последовательно, поскольку даже первое исполнение было плодом долгих размышлений и определенных концептуальных построений. Но со временем эти построения могут расширяться, может меняться перспектива: так и происходит развитие. Мне кажется, сейчас я играю Шопена с большей свободой и с большим рубато, чем в мои ранние годы».

Антон ДУБИН
Екатерина РОМАНОВА