Россия — не Европа?

Александр Дмитриев покинул пост художественного руководителя и главного дирижера АСО Санкт-Петербургской филармонии
Россия — не Европа?
Александр ДМИТРИЕВ

В панораме оркестровой жизни прошедшего года (а это назначения, отставки, гастроли, фестивали, форумы, уходы из жизни, юбилеи), среди традиционных, можно сказать, переходящих из сезона в сезон, «клишированных» событий оркестровой жизни выделяется не так много. Несколько фестивалей («Другое пространство», Фестиваль РНО, Фестиваль М. Ростроповича, концерты Транссибирского Арт-Фестиваля в Новосибирске и других городах, Фестиваль новой музыки в Омске), несколько абонементных циклов (можно упомянуть абонементы Капеллы Полянского в Московской филармонии),  отдельные программы ряда оркестров.

Нероссийская история

По мнению экспертов «МО», все же наиболее значительными событиями оркестрового года стали:

• уход из жизни Геннадия Рождественского,
• V Симфонический форум в Екатеринбурге,
• уход Александра Дмитриева с поста художественного руководителя и главного дирижера АСО Санкт-Петербургской филармонии.

История отставки А. Дмитриева — совершенно нехарактерная для России, но абсолютно стандартная для Европы. Ситуация, в которой на первом месте не чьи-то интересы или амбиции, а благородное отношение к профессии и к заслуженному маэстро.

Как известно, в любом европейском оркестре с дирижером заключается контракт на определенный срок. Если этот контракт продлевается, то об этом объявляется заранее. А если не продлевается, то об этом также объявляется заранее. И эта процедура, этот процесс превращается в достойнейший ритуал. Более того, в этот период культ уходящего маэстро увеличивается многократно: издаются книги, выпускаются альбомы CD, уходящему дирижеру оказываются всяческие почести, организуются прощальные турне, присваивается титул «почетного дирижера», «дирижера-лауреата», «пожизненного маэстро». Тем самым подчеркивается его роль и значение в истории коллектива. Одновременно ведется грамотная политика в отношении преемника. И все это делается с исключительным тактом, чтобы сохранить преемственность в отношениях, добрую атмосферу в коллективе, атмосферу служения искусству, высокий статус  и репутацию как обоих маэстро, так и и оркестра, который один передает в руки другому.

Возможно, самый потрясающий пример такого рода — расставание Берлинской филармонии с Клаудио Аббадо. Он возглавил «филармоников» в 1989 после Герберта фон Караяна. В 1999 было объявлено, что через три года маэстро уступит свой пост Саймону Рэттлу. Прошли годы, и летом 2015 оркестр  объявил, что на смену Рэттлу выбран Кирилла Петренко, который заступил на свою новую должность с нынешнего сезона. Прочитав нашу подборку , можно убедиться, что именно так устроена жизнь лучших оркестров.

А что у нас?

Вернемся в Россию. В мае прошлого года 81-летний народный артист СССР А. Дмитриев, возглавлявший второй коллектив Санкт-Петербургской филармонии более 40 лет (с 1977), вдруг — как гром среди ясного неба, даже трудно было в это поверить, и почему-то это заявление не было замечено ни СМИ, ни кем бы то ни было в музыкальной среде — совершает грандиозный по нашим меркам поступок: заявляет, что он уходит со своего поста. Конечно, «по-европейски» верно было бы сказать об этом хотя бы за год, но в любом случае невозможно вспомнить, чтобы в СССР или России какой-нибудь маэстро публично сказал: я ухожу. У нас дирижеров либо выносят ногами вперед, либо выгоняют (последний пример — главный дирижер Ульяновского оркестра О. Зверев, которого директор филармонии сняла с работы за две недели до юбилейного концерта оркестра, не дав доработать три месяца до конца контракта).

Чем старше, тем…

Как однажды сказал Ю.Х. Темирканов, дирижерская профессия — это профессия второй половины жизни. Скорее даже второй половины карьеры (если считать ее началом возраст примерно от 25 до 30 лет). Чаще всего зрелость наступает после 50–60, когда слуховой опыт и опыт общения с оркестрантами достигает вершин — но только тогда, когда маэстро способен к росту, если он постоянно совершенствуется. Это удается не всем. Некоторые маэстро на каком-то этапе, достигнув определенного уровня, останавливаются в своем развитии. И только те дирижеры, которые осознают необходимость непрерывного совершенствования, в том числе и в работе с ведущими коллективами мирового уровня, оправдывают афоризм Ю. Темирканова.

Но проблема еще и в том, что в определенном возрасте объективно снижаются физические возможности. Так устроена любая профессия, и профессия музыканта в том числе. Сложно и пианисту, и скрипачу играть виртуозные, темпераментные сочинения.

Конечно, геронтологическая составляющая в дирижерской профессии присутствует и это тоже объективная ситуация. 80 для дирижера всегда было чуть дли не средним возрастом. Леопольд Стоковский дирижировал до 95 лет и в 90 то ли в шутку, то ли всерьез говорил: секрет моего долголетия в том, что я каждый день минимум полтора часа занимаюсь физической работой. Уважение к мастерам старшего поколения было всегда и остается сегодня: по-прежнему большие оркестры приглашают Х. Бломштедта, которому за 90. Б. Хайтинк, которому в марте исполнится 90, упавший и получивший травмы прошлым летом на сцене Концертгебау, заявил недавно, что он выполнит все обязательства этого сезона, возьмет паузу на сезон 2019–2020 и детом 2020 собирается вернуться на сцену.

Но у нас геронтология помножена на азиатчину. У нас ханское правление. Несменяемость в должности. Если маэстро приходит в оркестр, он будет работать вечно. До конца. Так, полвека в Новосибирске работал А. Кац (со дня основания в 1956 по 2007), в Заслуженном коллективе — Е. Мравинский (1938–1988). Почти 30 лет, с момента основания оркестра в 1987 до своего ухода из жизни в 2016, Волгоградский симфонический оркестр возглавлял Э. Серов.

Мы неоднократно публиковали информацию о сроках работы российских дирижеров-ветеранов. Можно повторить еще раз:

В. Вербицкий в Воронеже 47 лет (с 1972),

В. Федосеев в БСО — 45 лет (с 1974),

Ю. Кочнев в Саратовском театре оперы и балета — 44 года (с 1975),

В. Гергиев в Мариинском театре — 31 год (с 1988),

Ю. Темирканов в ЗКР — 31 год (с 1988),

П. Коган в МГАСО — 30 лет (с 1989),

М. Плетнев в РНО — 29 лет (с 1990, со дня основания),

В. Полянский в Капелле — 28 лет (с 1991),

М. Аннамамедов в Ярославле — 25 лет (с 1994)…

И это далеко не полный список.

Такова реальность. На это заточена вся наша система, заключающаяся в несменяемости высшей власти. Можно напомнить, что за всю 100-летнюю историю СССР и новой России только два лидера сказали «Я ухожу». И именно их, а не тех, кто прямиком из Кремля отправился в могилу у кремлевской стены, ненавидят и проклинают больше всего.

Несостоявшийся преемник

И вдруг — повторяем — как гром среди ясного неба, маэстро Дмитриев объявил, что он уходит. Более того — назвал преемника (вероятно, после согласования с оркестром): это его ученик Андрей Аниханов, в настоящее время худрук и главный дирижер Волгоградского симфонического оркестра. История, как уже сказано, типичная для Европы, европейского менталитета.

Но получившая чисто российское продолжение.

Надо представлять, как устроена Санкт-Петербургская филармония и руководство ею. Бог и царь — Ю.Х. Темирканов. Выдающийся музыкант, пользующийся уважением первого лица государства, в свое время первым поднял в беседе с В. Путиным вопрос о грантах оркестрам. В начале 90-х прошел через серьезный конфликт. Только что отметил 80-летие и никуда не собирается уходить — ни на покой, ни на пенсию — ни с должности  худрука филармонии, ни из ее первого оркестра.

Второй коллектив — АСО — в этой конфигурации как бы подчиненная структура, не вполне самостоятельная, и слово «второй» звучит для коллектива обидно и даже унизительно. Он всегда немного позади. Заслуженный коллектив считается лицом и гордостью филармонии — об АСО этого не говорят и не пишут. Когда ЗКР впервые получил грант, АСО его не получил. И музыканты близкого уровня, но волею судьбы оказавшиеся в разных оркестрах, подходя к окошку кассы за зарплатой, получали о-очень разные суммы. Когда ЗКР получил президентский грант, АСО получил правительственный. Теперь грант один — президентский, его получает филармония, и мы не знаем, как распределяются средства гранта между оркестрами.

И вот — совершенно нетипично для России — Дмитриев проявляет колоссальный акт благородства и заявляет, что подает в отставку с поста худрука и главного дирижера АСО. Казалось бы, сейчас мы впервые увидим в России «европейское» развитие ситуации: будет официально представлен и культивирован новый маэстро, будут отданы почести заслуженному маэстро (они были отданы: распоряжением художественного руководителя филармонии Ю. Темирканова А. Дмитриев стал пожизненным дирижером-лауреатом Санкт-Петербургской филармонии), и оркестр с новым дыханием, без ожидания и без интриг, начнет новый этап своей истории.

Однако этого не случилось, что породило массу сплетен, слухов, ненужного напряжения.

И главное, нового дирижера в АСО до сих пор так и нет.

Самое худшее в жизни — ждать и опаздывать.

Опубликовано МО № 1 (441, 442) 2019