100 лет со дня рождения польского композитора Казимежа Сероцкого

100 лет со дня рождения польского композитора Казимежа Сероцкого
Фото: https://www.nfm.wroclaw.pl/

3 марта 2022 исполняется 100 лет со дня рождения польского композитора Казимежа Сероцкого, одного из инициаторов Международного фестиваля современной музыки «Варшавская осень» (вторым был Тадеуш Бэрд), «который на протяжении трех последних десятилетий “социализма” был фактически единственным местом встречи Востока и Запада», как отмечал в разговоре с «МО» композитор, педагог, художественный руководитель «Студии новой музыки» Владимир Тарнопольский.

«Сероцкий и Бэрд были сторонниками обновления музыкальной жизни и расширения контактов с Западом. Их собственное творчество также было ориентировано на новый музыкальный язык: в частности, Сероцкий начиная с 1956 года прошел путь классического послевоенного авангарда, от серийной техники и пуантилизма до сонористического письма, а в конце 1960-х обратился к алеаторике», – пишет в статье «”Варшавская Осень” и советская музыка 1960-х годов» музыковед, профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения Светлана Савенко (текст опубликован в № 24 журнала «Искусство музыки: теория и история» за 2021).

«”Варшавская осень” стала масштабным мероприятием, не имевшим соперников в музыкальной жизни восточноевропейских стран. Это стало ясно уже на первом фестивале, с его программой, почти полностью посвященной современной музыке, и мощными исполнительскими ресурсами: последнее было обеспечено государственным финансированием, которое сохранялось до конца существования Польской Народной Республики. Другими словами, поддержка музыкального новаторства, вплоть до авангарда, стала важной составляющей официальной политики в области искусства. Разумеется, положение отнюдь не могло быть идиллическим. Воздействовала и общая ситуация в Польше: как и в других соцстранах, “оттепель” оказалась короткой».

На первой «Варшавской осени» (1956) впервые в Польше прозвучали Десятая симфония Дмитрия Шостаковича (оркестр Национальной филармонии, Варшава) и его Скрипичный концерт № 1 (Давид Ойстрах и Госоркестр СССР под руководством Николая Аносова). Состоялись польские премьеры Фортепианного концерта Арнольда Шёнберга (Альфред Брендель и Венский симфонический оркестр под управлением Михаэля Гилена) и Лирической сюиты Альбана Берга (Quatuor Parrenin).

На втором фестивале (1958) звучали электронные композиции Дьёрдя Лигети, Лучано Берио, Карлхайнца Штокхаузена, Бруно Мадерны, Анри Пуссёра. Исполнялась и музыка Джона Кейджа. Важным событием стала польская премьера «Уцелевшего из Варшавы» А. Шёнберга.

С 1964 по 1970 на «Варшавской осени» прозвучал целый ряд сочинений Эдисона Денисова (в том числе «Солнце инков»), Альфреда Шнитке (в частности, «Музыка для фортепиано и камерного оркестра»).

«Беседуя с Д. И. Шульгиным в 1976 году, Шнитке констатировал: “Я был один раз за границей на исполнении собственного сочинения. Это произошло в 67 году, когда там игрался “Диалог”. Все остальные исполнения происходили без меня”. В аналогичном положении в 1960-е годы находился и Денисов, которому всё же удавалось чаще попадать в Варшаву; произведения Софии Губайдулиной начали звучать на фестивале с 1971 года, вначале тоже в отсутствие автора. Заметим попутно, что два композитора того же круга, Андрей Волконский и Николай Каретников, никогда не исполнялись на “Варшавской осени”». (Цитата из уже упомянутой статьи С. Савенко)

Что же касается польской музыки, то, разумеется, она не могла не звучать на «Варшавской осени» – начиная с первого фестиваля, где Венский симфонический исполнил Концерт для оркестра Витольда Лютославского, а Госоркестр СССР под управлением Н. Аносова сыграл Третью симфонию Казимежа Сикорского.

Антон ДУБИН, «МО»