Международный форум
«Мечислав Вайнберг (1919—1996). Возвращение»

16—19 февраля 2017, Москва
ezgif.com-optimize
В течение 2016 года газета «Музыкальное обозрение» готовила Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» (форум и международная научная конференция в его рамках состоялись в Москве, в Большом театре и ГИИ в феврале 2017).

Форум — важнейший этап на пути вхождения России в общемировой процесс возрождения творчества Вайнберга, глубокого и всестороннего изучения его биографии и наследия. Форум аккумулировал все, что уже сделано в этом направлении.

Подготовка к форуму заняла почти три года. Векторы и импульсы этого процесса зарождались в Москве в Большом театре (еще в 2014 году музыкальный руководитель ГАБТ Туган Сохиев говорил о возможности постановки одной из опер Вайнберга: «Не исключаю появления Вайнберга в Большом. Это композитор, который должен идти в Москве»), Пермском театре оперы и балета, Московской филармонии, позже присоединились Мариинский театр. Отзвуки этого процесса доходили и до Екатеринбурга.

Все эти импульсы были объединены в общий поток взаимосвязанных и резонирующих друг с другом событий.

Фото из личного архива О. Рахальской.
vainb7

Газета взяла кураторство над проектом «Мечислав Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка оперы в России» в Екатеринбургском театре оперы и балета (арт-директором проекта стал главный редактор «МО» Андрей Устинов). Впервые в истории российского оперного театра о премьере было объявлено за два года до события, назначенного на сентябрь 2016 года. И одновременно было заявлено о начале «Вайнберг-проекта», кульминацией которого должен был стать Международный форум «Вайнберг. Возвращение».

В процессе подготовки к премьере проект постоянно прирастал, наполнялся идеями, фактами, событиями, смыслами. День за днем формировалась лента новостей проекта.

Был создан необычайно насыщенный, уникальный для России контент, в который вошли конференции и презентации, интервью и творческие встречи, визиты и гастроли, концерты и драматические спектакли, создание сайта премьеры, поиски и находки, обнаружение неизвестных подробностей жизни и творчества Вайнберга (в т.ч. ранее не звучавших сочинений), написание оригинальных статей и материалов, взаимодействие и привлечение к сотрудничеству ведущих культурных институций России и других стран.

Параллельно в «вайнбергиану» включались и становились нашими партнерами многие российские музыканты. Еще три театра, помимо Екатеринбургского, осуществили премьеры опер Вайнберга. Мариинский театр представил концертное исполнение «Идиота» (эту идею привнес в театр Томас Зандерлинг), Большой театр — новую сценическую версию «Идиота», «Новая опера» — премьеру «Пассажирки». Четыре постановки опер композитора ХХ века на четырех ведущих сценах фактически за полгода — беспрецедентный случай для отечественного оперного театра.

В течение всего 2016 года редакция «МО» занималась подготовкой Форума, который должен был продемонстрировать новые подходы к современной опере, новый взгляд на жизнь и творчество художника, пережившего самые драматические страницы и события ХХ столетия, на отечественную и мировую музыкальную культуру недавнего прошлого и настоящего.

Было проведено информационное сопровождение премьеры оперы «Пассажирка» в Екатеринбургском театре оперы и балета.

Фото из личного архива Ольги Рахальской
Дмитрий ШОСТАКОВИЧ и Мечислав ВАЙНБЕРГ

Организованы и проведены три презентации в Екатеринбурге: презентация сценического оформления и костюмов (1 февраля, режиссер и сценограф Тадеуш Штрасбергер, художник по костюмам Вита Цыкун); две презентации проекта «Мечислав Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка оперы в России» (13 и 14 апреля).

Организованы два симфонических концерта в ЕГАТОиБ: исполнение 8-й симфонии Вайнберга «Цветы Польши» на стихи Юлиана Тувима (14 апреля); исполнение 13-й симфонии Шостаковича и «Русского реквиема» А. Чайковского (5 мая, посвящение Дню Победы); камерный концерт из произведений Вайнберга в Уральской консерватории в рамках «Вайнберг-фестиваля», приуроченного к премьере (14 сентября).

В процессе подготовки к Форуму были собраны десятки уникальных документов, фотографий, писем, благодаря чему существенно расширилась информация о Вайнберге — человеке и композиторе, о его жизни и творчестве, заполнены многие «белые пятна» в его биографии.

К работе по подготовке Форума были приглашены вдова М. Вайнберга Ольга Рахальская и их дочь Анна Вайнберг; Сергей Медведев — сын А. Медведева, автора либретто большинства опер М. Вайнберга (в том числе «Пассажирки» и «Идиота»), близкого друга композитора.

На нашу идею откликнулись крупнейшие культурные организации России и Польши, музыканты и музыковеды многих стран.

Была организована переписка с потенциальными участниками Форума, на основе которой составлен подробный план-график конференции (о том, что она пройдет в феврале 2017 года в Большом театре и приурочена к премьере одной из опер Вайнберга, было объявлено в ноябре 2015 года на встрече в Большом театре с участием Андрея Устинова, генерального директора Большого театра Владимира Урина, директора ГИИ Наталии Сиповской, директора ЕГАТОиБ Андрея Шишкина, представителей Института Адама Мицкевича в Варшаве).

Сформирована программа Форума.

Составлен и неоднократно уточнен список участников Международной конференции.

vainberg
Андрей ШИШКИН, директор ЕГАТОБ, Александр ЛАСКОВСКИЙ, Польша, ИАМ, Владимир УРИН, генеральный директор ГАБТ, Евгения ДАМБКОВСКАЯ, Польша, ИАМ, Ольга СИПОВСКАЯ, директор ГИИ, Андрей УСТИНОВ, главный редактор газеты"Музыкальное обозрение" на подписании протокола о проведении международного форума "Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение". 15 февраля 2016 года
Андрей ШИШКИН, директор ЕГАТОБ, Александр ЛАСКОВСКИЙ, Польша, ИАМ, Владимир УРИН, генеральный директор ГАБТ, Евгения ДАМБКОВСКАЯ, Польша, ИАМ, Ольга СИПОВСКАЯ, директор ГИИ, Андрей УСТИНОВ, главный редактор газеты"Музыкальное обозрение" на подписании протокола о проведении международного форума "Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение". 15 февраля 2016 года

Сформирована программа конференции, список тем и докладов.

Составлена концертная и театральная программа, включавшая три спектакля (премьера «Идиота» в Большом театре, премьера «Пассажирки» в театре «Новая опера», московская премьера «Пассажирки» Екатеринбургского театра) и три концерта камерной музыки Вайнберга (два — в Бетховенском зале Большого театра и один — в Зеркальном зале ГИИ).

Подготовлены материалы для буклета Форума и буклета оперы «Идиот» в Большом театре.

Подготовлено подавляющее большинство текстовых материалов для проекта «Мечислав Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка оперы в России» в Екатеринбургском театре оперы и балета.

Подготовлена фотовыставка, посвященная М. Вайнбергу (экспонировалась во время Форума в фойе Новой сцены ГАБТ).

ezgif.com-optimize

РАСПИСАНИЕ ФОРУМА ПО ДНЯМ

vainberg300a

Официальный буклет Международного форума «Мечислав Вайнберг (1919—1996). Возвращение» 16—19 февраля 2017, Москва

vainberg200

Мечислав Вайнберг (1919—1996). Страницы биографии. Письма. Материалы международного форума.

Сборник включает в себя биографический очерк о Мечиславе Вайнберге на русском и английском языках. Впервые публикуются письма и фотографии композитора из архива Ольги Рахальской, письма композитора Д.Д. Шостаковичу, ноты из архива Виктории Вайнберг-Бишопс.
Издание подготовлено к Международному форуму «Мечислав Вайнберг (1919—1996). Возвращение», организованному Государственным Академическим Большим театром России и газетой «Музыкальное обозрение».

logoforforumvainberg