Вайнберг: Возвращение

Итоги Международного форума, посвященного выдающемуся композитору ХХ века
Вайнберг: Возвращение

С 15 по 20 февраля 2017 в Москве, в Большом театре и Государственном институте искусствознания, прошел Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возращение». Форум стал кульминацией, вершиной процесса возрождения и возвращения творчества Вайнберга — процесса, который идет в России в последние годы.

Форум готовился около трех лет.

От «Пассажирки» к Форуму

Заранее было спланировано, что он пройдет в дни премьерных показов в Большом театре одной из опер Вайнберга. В мае 2016 стало известно, что этой премьерой будет «Идиот».

Форум сопровождался мощной информационной кампанией в интернете и СМИ. Информационным партером и куратором также выступила газета «Музыкальное обозрение». 9 февраля 2017 на телеканале «Культура» вышла программа «Наблюдатель», посвященная Вайнбергу и предстоящем событиям: премьере оперы «Идиот» в Большом театре и Международному форуму «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возращение». Гостями студии были  генеральный директор Большого театра Владимир Урин; художественный руководитель и главный режиссер оперной труппы МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель; директор-куратор Форума главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов; куратор Форума, музыковед Антонина Клокова.

Международный форум
«Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возращение»
Москва, 15–20 февраля 2017

Организаторы:

  • Большой театр России
  • Газета «Музыкальное обозрение»

Участники:

  • Государственный институт искусствознания
  • Институт Адама Мицкевича в Варшаве
  • Мариинский театр
  • Екатеринбургский театр оперы и балета
  • Московский театр «Новая опера»

Партнеры:

  • Гете-Институт в Москве
  • Посольство Государства Израиль в РФ
  • Посольство Республики Польша в Москве
  • Польский культурный центр в Москве
  • Издательство PeermusicClassical
  • Издательство DSCH
  • Фонд «Искусствознание: наука, опыт, просвещение»
  • Ассоциация музыкальных критиков
  • Директор – куратор форума Андрей Устинов
  • КураторАнтонина Клокова

На следующий день, 10 февраля, в Большом театре прошла пресс-конференция, посвященная Форуму, с участием В. Урина, А. Устинова, директора ГИИ Н. Сиповской, директора театра «Новая опера» Д. Сибирцева, директора ЕГАТОиБ А. Шишкина, научного сотрудника Института Адама Мицкевича в Варшаве А. Ласковского.

На официальном уровне

В числе организаторов Форума, помимо газеты «Музыкальное обозрение» — Большой театр России, Государственный институт искусствознания, Институт Адама Мицкевича в Варшаве, оказавший существенную помощь в приезде иностранных участников.

Форум поддержали Гете-Институт в Москве, Посольство Государства Израиль в РФ, Посольство Республики Польша в Москве, Польский культурный центр в Москве, Издательство PeermusicClassical, Издательство DSCH, Фонд «Искусствознание: наука, опыт, просвещение», Ассоциация музыкальных критиков.

С приветствиями к участникам и гостям Форума обратились Владимир Урин, Андрей Устинов, Посол Республики Польша в Москве Влодзимеж Марчиняк, Чрезвычайный и Полномочный посол Государства Израиль в РФ Гарри Корен, директор Института Адама Мицкевича в Варшаве Кшиштоф Олендзкий, директор Государственного института искусствознания Наталия Сиповская.

Пролог и Круглый стол

Программа Форума тщательно планировалась более года. В нее вошли оперные спектакли, концерты камерной музыки Вайнберга, творческие встречи, официальные торжественные приемы, фотовыставки, кинопоказ и немало других событий.

Официальными датами Форума были объявлены 16–19 февраля. Фактически же он начался 15 февраля Концертом-прологом «Скрипичная музыка Мечислава Вайнберга» в Зеркальном зале ГИИ. Прозвучали Сонаты для скрипки и фортепиано № 2 соч.15 (1944), посвященная Давиду Ойстраху, и № 6 соч. 136 (b) (1982) «Памяти моей матери». Исполнители — немецкая скрипачка Елена Прохорова, постоянно играющая произведения Вайнберга, и московская пианистка Ольга Макарова. Затем состоялся торжественный прием от имени директора ГИИ Н. Сиповской.

Открылась конференция 16 февраля приветственным словом В. Урина. Затем состоялся Круглый стол «Оперы Мечислава Вайнберга в контексте современного театра», который открыл вступительным словом директор-куратор Форума А. Устинов. Модераторы Круглого стола — координатор Ассоциации музыкальных критиков Москвы, автор газеты «Коммерсантъ», обозреватель радио «Культура» Юлия Бедерова и начальник литературно-издательского отдела ГАБТа Татьяна Белова.

Выбор темы не случаен: в последние 10 лет, начиная с мировой премьеры оперы «Пассажирка» в концертном исполнении в 2006 в Московском доме музыки силами МАМТа, а затем на фестивале в Брегенце в 2010, оперы Вайнберга постоянно ставятся в ведущих театрах Европы и США. А теперь — и России, где за полгода состоялись четыре премьеры:

6 июля 2016 — «Идиот» в Мариинском театре (режиссер Алексей Степанюк, дирижер Томас Зандерлинг);

15 сентября 2016 — «Пассажирка» в Екатеринбургском театре оперы и балета (режиссер Тадэуш Штрасбергер, дирижер Оливер фон Дохнаньи);
27 января 2017 года — «Пассажирка» в «Новой Опере» (режиссер Сергей Широков, дирижер Ян Латам-Кениг);

12 февраля 2017 — «Идиот» в Большом театре (режиссер Евгений Арье, дирижер Михал Клауза).

Как отметил директор-куратор Форума Андрей Устинов, четыре премьеры опер композитора второй половины ХХ века на четырех ведущих сценах страны в течение столь короткого времени, фактически в течение одного сезона — случай беспрецедентный в истории российского оперного театра.

Своими мнениями и рассуждениями на столь актуальную тему поделились российские специалисты в области оперы, современного музыкального театра, жизни и творчества Вайнберга, музыки ХХ века: музыкальные и оперные критики, журналисты Дмитрий Абаулин, Ая Макарова, Дмитрий Морозов, Илья Овчинников, Алексей Парин, Петр Поспелов; музыковеды Алла Баева, Ольга Домбровская, Михаил Мугинштейн, Светлана Савенко, Владислав Тарнопольский, Андрей Устинов; историк Елена Андреева;

зарубежные эксперты Дэвид Фаннинг, Мишель Ассаи, Даниэль Эльфик (Великобритания), Антонина Клокова, Штефан Вайс, Верена Могль (Германия), Элизабет Грунин, Катерина Сайер (США). Томми Персон (Швеция), Александр Ласковский (Польша), Жанна Менхель (Израиль), Инесса Двужильная (Беларусь).

Конференция, концерты, встречи

Каждый из четырех «научных» дней был посвящен особой теме:

16 февраля — «День “Идиота”»: «История постановок опер Мечислава Вайнберга — опера “Идиот” в России сегодня».

Доклады, дискуссия, Круглые столы «Оперы Мечислава Вайнберга в контексте современного театра» и «Опера “Идиот” на российской сцене»; творческая встреча с постановщиками оперы «Идиот» в ГАБТе режиссером Евгением Арье и дирижером Михалом Клаузой;

премьерный спектакль «Идиот» на Новой сцене ГАБТа.

17 февраля — «День “Пассажирки”»: «Опера “Пассажирка”: прошлое и настоящее».

Об осуществленных и неосуществленных постановках оперы рассказали А. Устинов, Д. Абаулин, А. Баева, А. Клокова, К. Сайер. В Круглом столе принял участие известный российский политолог Сергей Медведев (сын Александра Медведева — друга Вайнберга и либреттиста большинства его опер), выступивший на тему «Историческая память в опере “Пассажирка”».

В этот же день прошла встреча с Зофьей Посмыш. Пани Посмыш, которой на момент проведения Форума было 93 года, регулярно посещает постановки оперы «Пассажирка» в странах Европы и США. Она приехала и в Москву, посетила спектакли «Новой оперы» и Екатеринбургского театра. Зофью Посмыш приветствовали спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и директор Института Адама Мицкевича в Варшаве Кшиштоф Олендзкий;

состоялись творческие встречи с постановочными группами «Пассажирки» в театре «Новая опера» режиссером Сергеем Широковым и дирижером Яном Латам-Кенигом, в Екатеринбургском театре — режиссером Тадэушем Штрасбергером и художником по костюмам Витой Цыкун;

премьерный спектакль «Пассажирка» в «Новой опере».

18 февраля — «Жизнь и наследие Мечислава Вайнберга — камерные произведения».

Этот день, помимо докладов и обсуждения темы, включал большую вечернюю программу. В Бетховенском зале ГАБТа состоялся концерт из произведений Вайнберга, на котором были представлены две премьеры: российская — Шесть сонетов на слова Уильяма Шекспира ор. 33, посвящены Николаю Пейко (исполнители — бас-баритон Юрий Сыров и пианистка Алла Осипенко) и мировая — Концертино для виолончели и струнного оркестра op. 43, первый вариант (1948) (Камерный оркестр ГАБТа под управлением Михаила Цинмана, солист — Петр Кондрашин, внук знаменитого дирижера К.П. Кондрашина, близкого друга Вайнберга и исполнителя многих его сочинений).

В этом же концерте прозвучали Концертино для скрипки и струнного оркестра op. 42 (1948, солист А. Калашков), Поэма для сопрано и струнного квартета «Три пальмы» ор. 120 на стихи М. Лермонтова (1977, солистка А. Аглатова), Концерт для кларнета и струнного оркестра op. 104 (1970, солист С. Петров).

После концерта в театре прошел прием от имени посла Республики Польша Влодзимежа Марчиняка (он присутствовал на вечере с супругой) и Владимира Урина. Состоялась презентация Малого собрания сочинений Вайнберга, которое в 2017–2019 совместно осуществляют издательство «Композитор•Санкт-Петербург» и газета «Музыкальное обозрение», при поддержке Посольства Республики Польша в Москве. 

19 февраля — «Мечислав Вайнберг: Идентичность – Биография – Личность».

В ходе этого дня прошла творческая встреча с режиссером, постановщиком опер Вайнберга во многих театрах мира Дэвидом Паунтни;

Круглый стол «Мечислав Вайнберг в памяти семьи, друзей и коллег», на который были приглашены вдова композитора Ольга Рахальская и дочь Анна Вайнберг, Ирина Шостакович, друзья семьи Андрей Золотов и Томми Персон (Швеция), директор издательства PeermusicClassical (Гамбург) Арнт Ничке.

В заключение участники и гости Форума посетили спектакль «Пассажирка» ЕГАТОиБ на Новой сцене Большого театра.

Завершился Форум 20 февраля в ГИИ Концертом-эпилогом «Неизвестные страницы вокальной музыки Вайнберга». Ранние произведения композитора, написанные в 1945–1956, исполнили баритон Дмитрий Гриних и пианистка Ольга Собакина.

Лица и личности Форума

Форум собрал беспрецедентный состав участников — не только по именам, званиям и регалиям, но и значимости их деятельности в продвижении творчества Вайнберга в Росси и в мире. В конференции приняли участие специалисты и эксперты по творчеству Вайнберга из восьми стран: Дмитрий Абаулин, Алла Баева, Юлия Бройдо, Светлана Войткевич, Ольга Домбровская, Любовь Купец, Екатерина Лобанкова, Андрей Устинов, Анна Фефелова (Россия), Штефан Вайс, Антонина Клокова, Верена Могль, Яша Немцов, Елена Прохорова (Германия), Брет Верб, Элизабет Грунин, Елена Дубинец, Кэтрин Сайер (США), Мишель Ассаи, Дэвид Фаннинг, Даниэль Эльфик (Великобритания), Данута Гвиздаланка, Александр Ласковский (Польша), Марк Данэль (Бельгия), Жанна Менхель (Израиль), Инесса Двужильная (Беларусь).

Тему Холокоста, главную в творчестве Вайнберга, затронули в своих выступлениях Инесса Двужильная, Брет Верб, Сергей Медведев, Яша Немцов.

Некоторые из участников — одновременно и исследователи, и исполнители, пропагандирующие музыку Вайнберга с концертной сцены: виолончелистка Элизабет Грунин, примариус «Данэль-квартета» Марк Данэль, флейтистка Жанна Менхель, скрипачка Елена Прохорова.

Вокруг Форума

В течение всех дней Форума в фойе Новой сцены Большого театра была организована выставка «Фотографии. Постановки опер Вайнберга (2016–2017)». Помимо фотографий четырех спектаклей, на выставке были представлены фотопортреты композитора из семейного архива; многие из них публично демонстрировались впервые.

23 февраля в Доме Кино Польский культурный центр в Москве организовал показ художественного фильма «Пассажирка» (1963) по повести З. Посмыш.

Большим театром и «Музыкальным обозрением» совместно выпущены два издания: буклет Форума (с полной программой и тезисами выступлений участников Конференции) и сборник материалов «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Страницы биографии. Письма» (том 3 «Библиотеки “МО”»), в который включены уникальные документы: самая полная и выверенная (на сегодняшний день) биография Вайнберга, с учетом самых последних сведений о его жизни; первая публикация писем Вайнберга Дмитрию Шостаковичу, предоставленная Архивом Д.Д. Шостаковича; неизвестные фрагменты писем жене Ольге Рахальской.

События Форума — премьеры «Идиота» в Большом театре и «Пассажирки» в «Новой Опере», пребывание в Москве Зофьи Посмыш, приезд екатеринбургской «Пассажирки», концерты, конференция, круглые столы — широко освещались телевидением, печатными и электронными СМИ.

Откликом Форума стал показ спектакля «Пассажирка» Екатеринбургского театра в конкурсной программе «Золотой Маски» в 2018. Спектакль получил две премии: в номинациях «Опера/работа дирижера» Оливер фон Дохнаньи и «Опера/женская роль» — Надежда Бабинцева.

Вайнберг — ретроспектива и перспективы

Андрей Устинов, директор – куратор Форума: «Наша работа началась в 2014. Впервые в истории российского оперного театра о премьере — а речь шла о первой сценической постановке в России оперы Вайнберга «Пассажирка» — было объявлено за два года до нее. Уже тогда мы начали создавать информационный, партнерский, творческий, художественный, событийный контент, рассчитанный весь предпремьерный период.

Важнейшим этапом этой работы стал визит в Польшу, где кураторами проекта — мною и директором Екатеринбургского театра А. Шишкиным — было подписано соглашение о сотрудничестве с Институтом Адама Мицкевича в Варшаве в проекте постановки оперы «Пассажирка». Мы посетили Краков и бывший концлагерь, ныне музей Аушвиц-Биркенау. Мы встретились с Зофьей Посмыш — бывшей узницей Освенцима, писательницей и сценаристом, автором радиопьесы и повести «Пассажирка из каюты 45», на основе которой было создано либретто оперы «Пассажирка». Я записал видеоинтервью с пани Посмыш для архива ИАМ и проекта «Пассажирка», а она записала видеообращение к зрителям будущей премьеры.

Был организован визит в Польшу режиссера спектакля Тадэуша Штрасбергера и его встреча с З. Посмыш.

Состоялись презентации проекта в Москве (в рамках конференции «Россия – Польша: музыкальный диалог») и в Екатеринбурге, организованные «МО». В Екатеринбурге в ходе презентаций прошли показы декораций и костюмов будущего спектакля, читка радиопьесы «Пассажирка из каюты 45» силами актеров Свердловского драматического театра. В театре прошли два симфонических концерта (звучали Симфонии № 8 Вайнберга и Симфонии № 13 Шостаковича), в Уральской консерватории — камерный концерт из произведений Вайнберга.

Редакцией «МО» был разработан сайт проекта http://passenger.uralopera.ru/ru/, подготовлен специальный номер газеты театра. Обеспечено информационное сопровождение, отлажены международные контакты (официальные, научные, творческие). Была воплощена моя идея о выпуске DVD с видеозаписью спектакля, которую осуществил Екатеринбургский театр при содействии Института Адама Мицкевича. Театр выпустил буклет, приближающийся по формату к буклетам спектаклей Большого театра, но не столь содержательный.

Методику, разработанную нами при подготовке премьеры «Пассажирки» в Екатеринбурге, театр использовал (с разной степенью эффективности) при подготовке премьеры «Греческих пассионов» Мартину. И можно предположить, что использует ее в следующих премьерах.

И фактически сразу же после того, как была объявлена премьера «Пассажирки», началось планирование послепремьерного периода, дальнейшей жизни «Вайнберг-проекта». Возникла идея масштабного Форума, посвященного Вайнбергу. Созрел план Форума, включавший и екатеринбургский спектакль, и научную конференцию, постепенно «обраставший» и событиями, и партнерами. И когда мы в ноябре 2015 подписали с нашими партнерами — Большим театром, ГИИ, Екатеринбургским театром, Институтом Адама Мицкевича — Меморандум о проведении Форума, посвященного Вайнбергу, мы уже знали, каким он должен быть.

Сегодня «Вайнберг-проект» продолжает свою жизнь. Продолжается выпуск Собрания сочинений. И мы готовимся к 100-летию Вайнберга, которое будет отмечаться в декабре 2019».