В Большом театре состоялась премьера оперы Мечислава Вайнберга «Идиот»

В Большом театре состоялась премьера оперы Мечислава Вайнберга «Идиот»
Фото Дамир Юсупов

12 февраля в Государственном академическом Большом театре состоялась премьера оперы Мечислава Вайнберга «Идиот». Премьерные спектакли также пройдут 14, 15, 16 и 17 февраля.

Либретто Александра Медведева по одноименному роману Федора Достоевского. Дирижер-постановщик — Михал Клауза. Режиссер-постановщик — Евгений Арье. Художник-сценограф — Семен Пастух. Художник по костюмам — Галина Соловьева.

«В позднем «Идиоте» влияний Шостаковича уже не слышно: гармонический стиль сгущается к терпким диссонансам и разрежается до приятных оперных красот. Интонационно «Идиот» богаче «Пассажирки» – хотя силового напора и здесь достаточно, особенно в женских партиях, композитор подыскивает персонажам индивидуальные вокальные характеристики. Преимущество спектакля Большого театра перед работой «Новой оперы» – певцы моложе, голоса свежее». (Ведомости, Петр Поспелов, 13.02.2017)

«Глубокая музыкальная драма на фоне заснеженного Петербурга XIX века. Для оперных артистов это не просто вокальные партии, а жизнь в предлагаемых обстоятельствах, в которую они погружались как драматические актёры». (Вести, 13.02.2017)

«Сила или бессилие художника в том, сможет ли он выразить вечную, всем известную правду, озарив ее новым, своим светом», — писал Мечислав Вайнберг. «Новый свет», пролитый им на фабулу великого романа, вносит коррективы в замысел Достоевского: опера завершается дуэтом-примирением героев-антагонистов — Рогожина и князя Мышкина. <…> Музыка Вайнберга сложна и «открывается» не сразу. Вокальные партии основаны на декламации, оркестровый стиль экспрессивен — перед участниками спектакля, в составе которых солисты Большого театра и участники молодежной оперной программы ГАБТа, поставлены сложные задачи». (Известия, Марина Иванова, 13.02.2017)

«Несмотря на то что музыка сложна как для исполнения, так и для восприятия, публика с интересом ждет финального аккорда, наблюдая за редким множеством удачных работ солистов: эффектной красавицы Екатерины Морозовой в роли Настасьи Филипповны, затюканного Ганечки (Иван Максимейко), Аглаи (Юлия Мазурова), запоминающейся исполнением песенки, как из мультика: «Жил на свете рыцарь бедный…» И, конечно, хороши брутальный Рогожин (Петр Мигунов) и Богдан Волков (постоянно рефлексирующий Мышкин, внешне калькирующий кинообраз Евгения Миронова)». (Вечерняя Москва, Мария Бабалова, 13.02.2017)