Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение». Пресс-релиз

Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение». Пресс-релиз
Три премьеры опер Вайнберга
Три концерта камерной музыки  и мировые премьеры
Четыре Круглых стола
Шесть творческих встреч
Почетные гости — Дэвид Паунтни и Зофья Посмыш
Научная конференция с участием 40 музыкантов, ученых-музыковедов из восьми стран
С 16 по 19 февраля в Москве, в залах Большого театра России и Государственного института искусствознания, пройдет Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение».
Директор – куратор форума – Андрей Устинов
Куратор – Антонина Клокова, weinberg.moscow2017@gmail.com
www.muzobozrenie.ru

Организаторы:

Государственный академический Большой театр России
Национальная газета «Музыкальное обозрение»

Участники:

Государственный институт искусствознания
Институт Адама Мицкевича в Варшаве
Государственный Мариинский театр
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
Московский театр «Новая опера»

При поддержке:

Гёте-Институт в Москве
Посольство Государства Израиль в РФ
Посольство Республики Польша в Москве
Польский культурный центр в Москве
Издательство PeermusicClassical
Издательство DSCH
Фонд “Искусствознание: наука, опыт, просвещение»
Ассоциация музыкальных критиков

Информационные партнеры:

ВГТРК «Культура»
Газета «Музыкальное обозрение»

Колоссальный интерес к личности и наследию советского и российского композитора Мечислава Вайнберга (8.12.1919–26.02.1996) можно считать одним из исключительных явлений музыкальной культуры наших дней. В XXI веке творчество Вайнберга переживает феноменальный ренессанс, прежде всего в Европе и за океаном. Повсеместно ставятся и идут его оперы («Пассажирка» — в Брегенце, Варшаве, Лидсе, Франкфурте, Карлсруэ, Штутгарте, Нью-Йорке, Детройте, Хьюстоне, Майами, Чикаго; «Портрет» и «Идиот» — в различных театрах Европы).

Исполняются симфонии и камерные ансамбли, проводятся фестивали его музыки, выпускаются компакт-диски на Naxos, Chandos, СРО и других мировых лейблах. Сочинения Вайнберга включают в свой репертуар ведущие солисты, оркестры и дирижеры: Владимир Юровский и Камерный оркестр Европы, Оркестр Польского радио, Марта Аргерих, Андраш Шифф, Дмитрий Ситковецкий, Давид Герингас, Юрий Башмет, Гидон Кремер, квартет Danel…

Сегодняшняя востребованность Вайнберга связана со многими обстоятельствами. Это драматические перипетии его биографии. Актуальность «вечных» тем его творчества(война, антифашизм, антитоталитаризм). Смешениев его музыке различных национальных традиций (польской, еврейской, румыно-молдавской), советской и европейской (австро-немецкой) эстетики. Жанровый диапазон, привлекающий исполнителей (оперы, симфонии, концерты, квартеты, камерные ансамбли; сочинения для фортепиано, скрипки, виолончели, флейты, трубы, других инструментов; музыка для театра, кино, радио, цирка…).

В последнее время в процесс «возвращения Вайнберга» активно включились музыканты России.

Начиная с 2016 года, четыре ведущих музыкальных театра России представляют премьеры опер Вайнберга. В июле 2016 состоялось концертное исполнение оперы «Идиот» в Мариинском театре, в сентябре —первая сценическая постановка в Россииоперы «Пассажирка» в Екатеринбургском театре оперы и балета, в январе 2017 — «Пассажирка» в театре «Новая опера», в феврале — «Идиот» в Большом театре. Подобное одновременное обращение к творчеству композитора второй половины ХХ века, фактически современника — беспрецедентный случай в практике отечественного музыкального театра.

Форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение», готовившийся более двух лет, стал точкой соединения усилий нескольких музыкальных организаций России, в том числе Большого театра и газеты «Музыкальное обозрение», которая стояла у истоков многих идей и инициатив по его проведению.

Замысел Форума возник в период подготовки  газетой «Музыкальное обозрение» и куратором премьеры оперы М. Вайнберга «Пассажирка» в Екатеринбургском театре оперы и балета. Премьере — впервые в истории! — предшествовала многомесячная подготовка по созданию уникального информационного контента, связанного с жизнью и творчеством Мечислава Вайнберга, его эпохой. Контент постоянно пополнялся, углублялся, прирастал новыми идеями, смыслами, фактами, событиями благодаря усилиям, прежде всего, авторской и редакторской группы газеты «Музыкальное обозрение». Куратор и художественный руководитель проекта — главный редактор «МО» Андрей Устинов.

По инициативе «МО» 17 ноября 2015 года, в ходе Международной конференции «Россия – Польша: музыкальный диалог», на встрече в Большом театре был подписан официальный Протокол о проведении в Москве, в Большом театре и Государственном институте искусствознания, Форума, посвященного М. Вайнбергу. Протокол подписали генеральный директор Большого театра В. Урин, главный редактор «МО» А. Устинов, директор ГИИ Н. Сиповская, директор Екатеринбургского театра оперы и балета А. Шишкин, представитель Института Адама Мицкевича в Варшаве.

Время проведения Форума — февраль 2017 — было избрано в связи с тем, что именно на этот период была намечена премьера оперы «Идиот» в Большом театре.

Идея форума, который бы суммировал, умножил, свел воедино все потоки современной российской и зарубежной «вайнбергианы», оказалась на редкость плодотворной. Инициатива организаторов оказалась в русле мировых тенденций, вошла с ними в тесный резонанс.В результате стала возможной организация самого масштабного в истории России форума, посвященного всестороннему изучению наследия одного из крупнейших музыкантов ХХ столетия.

К проекту присоединились ведущие российские научные, культурные, творческие организации, СМИ: телеканал «Культура», четыре оперных театра, Государственный институт искусствознания, Ассоциация музыкальных критиков Москвы, издательство DSCH, Фонд Д.Д. Шостаковича, Фонд «Искусствознание: наука, опыт, просвещение».

По предложению газеты «Музыкальное обозрение» и Большого театраЕкатеринбургский театр оперы и балета совместил участие в фестивале «Золотая Маска» (показ оперы «Кармен» и балета «Ромео и Джульетта» на сцене МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко) с участием в Форуме (показ оперы «Пассажирка» на Новой сцене Большого театра).

Организаторам удалось подключить к проекту многие международные институции: Посольства Государства Израиль в РФ и Республики Польша в Москве, Польский культурный центр в Москве, Гете-Институт в Москве, издательство PeermusicClassical (Германия), Институт Адама Мицкевича.

Форум представляет широкий спектр событий, связанных с исполнением музыки Мечислава Вайнберга, изучением его биографии и творческого наследия.

В программе три спектакля по операм Вайнберга: «Идиот» (Большой театр) и «Пассажирка» (Екатеринбургский театр и «Новая опера»). Состоятся творческие встречи с постановщиками этих спектаклей (режиссер спектакля «Идиот» Евгений Арье и музыкальный руководитель и дирижер Михал Клауза; режиссер и сценограф спектакля «Пассажирка» в ЕГАТОиБ Тадеуш Штрасбергер и художник по костюмам Вита Цыкун; режиссер спектакля «Пассажирка» в «Новой опере» Сергей Широков, музыкальный руководитель и дирижер Ян Латам-­Кениг), а также с режиссером спектакля Мариинского театра Алексеем Степанюком.

В залах ГАБТ и ГИИ пройдут три концерта камерной музыки Вайнберга, с участием исполнителей из России и Германии. Концерт-пролог посвящен скрипичному творчеству композитора, концерт-эпилог — его вокальным опусам.

В центральном концерте в Бетховенском зале Большого театра в исполнении солистов Большого театра состоятся мировые премьеры: «Шесть сонетов для баса и фортепиано на слова Шекспира ор. 33 и Концертино для виолончели и струнного оркестра ор. 43 (1-й вариант).

В ходе Форума пройдут творческие встречи:

с Дэвидом Паунтни —знаменитым английским режиссером, страстным пропагандистом и своеобразным «локомотивом» продвижения творчества Вайнберга в мире, постановщиком опер композитора в Европе и США, организатором фестивалей его музыки;

с Зофьей Посмыш— 93-летней узницей Освенцима, автором радио пьесы и повести «Пассажирка из каюты 45», ставшей основой либретто оперы «Пассажирка».

Зофья ПОСМЫШ
Дэвид ПАУНТНИ

Почетными гостями Форума и участниками дискуссий станут вдова Вайнберга Ольга Рахальская и дочь Анна Вайнберг; Сергей Медведев — сын А.В. Медведева, друга Вайнберга и либреттиста многих его опер; старейшина российского композиторского цеха Владимир Рубин; известный музыковед и кинокритик Андрей Золотов.

В международной научной конференции «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» примут участие музыковеды и музыканты из России, Белоруссии, Польши, Германии, Бельгии, Великобритании, США, Израиля.

Основные темы конференции: жизнь и творчество Мечислава Вайнберга, его оперы, камерная музыка, вопросы наследия композитора и его идентичности.

Директор-куратор Форума и конференции — Андрей Устинов.

Научный консультант, куратор  — Антонина Клокова (Россия-Германия, научный сотрудник Университета музыки им.Франца Листа в Веймаре, Германия).

Откроет конференцию Круглый стол «Оперы Мечислава Вайнберга в контексте современного театра» совместно с Ассоциацией музыкальных критиков Москвы.

Каждый день конференции будет посвящен определенной теме.

16 февралядень «Идиота»: доклады, Круглый стол, премьерный спектакль на Новой сцене ГАБТ.

17 февралядень «Пассажирки»: доклады, Круглый стол, творческие встречи. Встреча с З. Посмыш, премьерный спектакль в театре «Новая опера».

День 18 февраля посвящен камерному творчеству Вайнберга и завершится концертом в Бетховенском зале ГАБТ.

19 февраля  — Мечислав Вайнберг: Идентичность – Биография – Личность. Состоится творческая встреча с Д. Паунтни, Круглый стол «Мечислав Вайнберг в памяти семьи, друзей и коллег», в котором примут участие близкие Вайнберга, композитор Владимир Рубин, музыковед Андрей Золотов. Вечером — московская премьера спектакля «Пассажирка» Екатеринбургского театра оперы и балета

В фойе Большого театра пройдет фотовыставка «Постановки опер Вайнберга (2016–2017)», на которой будут представлены спектакли Большого театра, Мариинского театра, «Новой оперы», Екатеринбургского театра,а также уникальные фотографии Вайнберга из архива семьи композитора.

Польский культурный центр в Москве представляет в «Доме кино» художественный фильм «Пассажирка», снятый в Польше в 1963 г. по повести З. Посмыш.

По итогам Форума предполагается выпустить сборники статей и материалов.

Форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» фактически суммирует все то, что уже сделано для изучения жизни и творчества Вайнберга в нашей стране и в мире. Он, несомненно, станет новым мощным импульсом к дальнейшему «возвращению Вайнберга», что особенно важно и ценно в свете приближающегося 100-летия со дня рождения композитора (будет отмечаться в 2019 году), а также расширит и обогатит наши познания об отечественной музыкальной культуре ХХ столетия.

10 февраля в Большом театре состоится пресс-конференция, посвященная Форуму, с участием генерального директора Большого театра Владимира Урина и директора-куратора конференции Андрея Устинова.

Об аккредитации на пресс-конференцию будет объявлено дополнительно.

Также в ближайшее время будет объявлена регистрация на мероприятия форума: заседания конференции, Круглый стол, творческие встречи (за исключением вечерних мероприятий 16–19 февраля).

Полная информация о Форуме — на сайте https://muzobozrenie.ru/