18 февраля в Большом театре пройдет концерт камерной музыки Вайнберга

18 февраля в Большом театре пройдет концерт камерной музыки Вайнберга

18 февраля в Бетховенском зале Большого театра пройдет концерт камерной вокальной и инструментальной музыки Мечислава Вайнберга.

Концерт в Бетховенском зале — одно из событий масштабного Форума, посвященного творчеству Вайнберга. В музыкальную программу Форума входят оперные спектакли, камерная инструментальная и вокальная музыка, мировые и российские премьеры.

Мечислав Вайнберг оставил огромное композиторское наследие во всех жанрах. Вокальные произведения занимают в этом наследии значительное место: оперы и оперетты, симфонии и вокальные циклы, кантаты и детские песни, песни из кинофильмов и мультфильмов.

Одно из ранних вокальных сочинений, написанное в 1946, вскоре после войны —
«Шесть сонетов на стихи У. Шекспира» для баса и фортепиано ор. 33,
в переводе Н.В. Гербеля (1827–1883). Этот цикл Вайнберг посвятил близкому другу, композитору Николаю Пейко.

Обращение к сонетам Шекспира, очевидно, произошло не без влияния цикла «Шесть романсов на стихи английских поэтов» Д.Д. Шостаковича (написан в 1942 в Самаре), с которым Вайнберг познакомился и подружился в годы войны. Цикл Шостаковича завершается трагическим Сонетом 66 в переводе Б. Пастернака.

Этим же сонетом завершает свой цикл Вайнберг:

В усталости моей я жажду лишь покоя!
Как видеть тяжело достойных в нищете,
Ничтожество в тиши вкушающим благое,
Измену всех надежд, обман в святой мечте,
Почет среди толпы, присвоенный неправо,
Девическую честь, растоптанную в прах,
Клонящуюся мощь пред роком величаво,
Искусство, свой огонь, влачащее в цепях.
Низвергнутое в грязь прямое совершенство,
Ученость пред судом надменного осла,
Правдивость, простоте сулимая в блаженство
И доброту души в служении у зла!
Всем этим утомлен, я бредил бы могилой,
Когда бы не пришлось тогда проститься с милой.

Вероятно, у Вайнберга, как и у Шостаковича, были причины положить на музыку трагические строки Шекспира…

Вайнберг обратился также к сонетам 55 («Ни гордому столпу, ни царственной гробнице Не пережить моих прославленных стихов…»):

Когда война столпы и арки вдруг низложит,
А памятники в прах рассыпятся в борьбе,
Ни Марса меч, ни пыл войны не уничтожат
Свидетельства, мой друг, живого о тебе…

63 («Придет пора, когда мой друг таким же будет, Каким я стал теперь, злой времени рукой Поверженный во прах…»):

Вот к этому-то дню я так приготовляюсь,
Чтоб времени косе успеть противостать,
Чтоб не могло оно из памяти изгнать
Благую красоту, которой удивляюсь…

64 («Когда я вижу вкруг, что Время искажает Остатки старины, чей вид нас восхищает…»):

Когда десятки царств у всех нас на глазах
Свой изменяют вид иль падают во прах, —
Все это, друг мой, мысль в уме моем рождает,
Что Время и меня любви моей лишает —
И заставляет нас та мысль о том рыдать,
Что обладаешь тем, что страшно потерять.

154 («Раз, возле положив свой факел огнеметный, Заснул малютка-бог с улыбкой беззаботной…»):

Но я, весь век твоим считаяся рабом,
Узнал, сойдя с него, что если согревает
Страсть воду, то вода ее не охлаждает.

71 («Когда умру, меня оплакивай не доле, Чем будет лить свой звон наш колокол большой…»):

При чтеньи этих строк, прошу, не вспоминай
Писавшей их руки, затем что ты — мой рай,
И я бы не хотел в мечтах твоих прекрасных
Явиться пред тобой причиной слез напрасных.

В 1948, после принятия Постановления ЦК ВКП (б) об опере В. Мурадели «Великая дружба», Вайнберг в числе многих других был обвинен в «формализме». Некоторые его сочинения были запрещены к исполнению, в том числе и «Шесть сонетов на стихи У. Шекспира». Вайнберг так и не услышал это произведение со сцены. Мировая премьера состоялась несколько лет назад в Германии. Российская премьера пройдет на форуме «Мечислав Вайнберг. Возвращение».

Еще одно вокальное сочинение прозвучит в этом концерте: кантата «Три пальмы» ор. 120 (1977) для сопрано и струнного квартета на стихи М. Лермонтова, посвященная Борису Тищенко. Обращение к подобным оригинальным составам — одна из черт стиля Вайнберга. Кантату впервые исполнили в 1984 г. в Москве Галина Писаренко (сопрано) и Квартет им. Бородина.

Во втором отделении звучат произведения для солирующих инструментов с оркестром. Этот жанр занимал важное место в творчестве композитора: им написаны Концерт, Концертино и «Молдавская рапсодия» для скрипки, Концерт и Фантазия для виолончели, два Концерта для флейты, Концерты для кларнета, трубы. Многие из них также десятилетиями ждали своих премьер и были исполнены уже после смерти композитора. В том числе Концертино для скрипки и струнного оркестра ор. 42, созданное Вайнбергом на даче на станции «Отдых» в начале июля 1948 г. и впервые прозвучавшее в 1999 г. в Москве на Фестивале камерной музыки Вайнберга к 80-летию со дня его рождения (Валерий Ворона и камерный оркестр Musica viva под управлением Федора Глущенко); и Концерт для кларнета с оркестром ор. 104 (1970), мировая премьера которого состоялась в Гейдельберге (Германия) в марте 2012 г. (Николаус Фридрих и Нойнхаймерский камерный оркестр под управлением Матиаса Метцгера).

Почти 70 лет после создания не звучало Концертино для виолончели и струнного оркестра ор. 43, написанное в августе 1948 г., спустя месяц после скрипичного сочинения с тем же названием. Вероятно, опасаясь, что то или иное произведение по каким-то причинам не удастся исполнить, Вайнберг часто перерабатывал уже написанные опусы для других жанров или составов.
В частности, Концертино для виолончели и струнного оркестра стало основой Концерта для виолончели с оркестром (также ор. 43), премьера которого состоялась в 1957 г. (солист Мстислав Ростропович, дирижер Самуил Самосуд).

В Концерте Вайнберг укрупняет форму в соответствии с законами более масштабного жанра, вводит новые эпизоды, иногда меняет инструментовку. Но в целом тематический материал Концертино, структура, принципы развития остаются неизменными.

В конце 80-х годов Вайнберг передал автограф Концертино ор.43 музыковеду Манаширу Якубову и просил посодействовать исполнению этого сочинения. Якубов предлагал его многим солистам и дирижерам, но безрезультатно. После кончины Якубова (в 2012) автограф затерялся в его архиве и лишь в сентябре 2016 г., после долгих поисков, был обнаружен вдовой М.А. Якубова Ольгой Домбровской.

Символично, что возвращение Концертино, его мировая премьера состоится на Международном форуме «Мечислав Вайнберг. Возвращение».

(Использованы материалы, предоставленные Еленой Прохоровой)

Программа концерта камерной музыки Мечислава Вайнберга

I отделение

Шесть сонетов на стихи Уильяма Шекспира для баса и фортепиано, ор. 33
Посвящено Николаю Пейко (1946)
Перевод с английского Николая Гербеля

ПРЕМЬЕРА в РОССИИ

Сонет 55
«Ни гордому столпу, ни царственной гробнице…»

Сонет 63
«Придет пора, когда мой друг таким же будет…»

Сонет 64
«Когда я вижу вкруг, что Время искажает…»

Сонет 154
«Раз, возле положив свой факел огнеметный…»

Сонет 71
«Когда умру, меня оплакивай не доле…»

Сонет 66
«В усталости моей я жажду лишь покоя!»

Юрий Сыров (бас-баритон)
Алла Осипенко (фортепиано)

Концертино для скрипки и струнного оркестра, op. 42 (1948)

1. Allegretto cantabile
2. Lento. Adagio
3. Allegro moderato poco rubato
(части следуют без перерыва)
   
Александр Калашков (скрипка)

«Три пальмы» («В песчаных степях аравийской земли…»)
Поэма для сопрано и струнного квартета, oр. 120.
Стихи М.Ю. Лермонтова.
Посвящено Борису Ивановичу Тищенко ( 1977)

Исполняется в транскрипции для струнного оркестра

Елена Зеленская (сопрано)

II отделение

Концертино для виолончели и струнного оркестра, op. 43.
Первый вариант (1948)
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА

1. Adagio
2. Moderato espressivo
3. Allegro vivace
4. Cadenza. Adagio
(части следуют без перерыва)

Петр Кондрашин (виолончель)

Концерт для кларнета и струнного оркестра, op. 104 (1970)

1. Allegro
2. Andante
3. Allegretto

Сергей Петров (кларнет)

Камерный оркестр Большого театра
Дирижер — Михаил Цинман