Вышел из печати № 8–9 (401–402) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2016 год

Вышел из печати № 8–9 (401–402)  национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2016 год

В номере:

Всем! Всем! Всем! Обращение редакции газеты «Музыкальное обозрение»;

Национальная газета «Музыкальное обозрение» лишилась помещения для работы;

Сентябрь 2016-го: выборы и премьеры, столицы и регионы, оперные театры и оркестры, отставки и назначения, гастроли и фестивали — в обзоре «МО»;

«Соната, чего ты хочешь от меня?» Уникальное исследование музыковеда Марины Рыцаревой, в котором дано скрупулезное сравнение сказки и сонатной формы;

«Музыкальная эмиграция». «МО» представляет новую книгу Елены Дубинец, посвященную российским композиторам, по разным причинам уехавшим из СССР и России и продолживших свою творческую деятельность за рубежом;

MusicDocFest — Первый Всероссийский фестиваль документального кино о музыке: новый проект газеты «Музыкальное обозрение»;

«Всегда — информативно. Всегда — всеохватно. Всегда — качественно. Всегда интересно. Как бы мы без вас жили?!» Известные люди — об «МО».

Всем! Всем! Всем!

Обращение редакции газеты «Музыкальное обозрение»

1 августа «МО» лишилась помещения для работы в связи с тем, что новое руководство СК России в ультимативной форме потребовало от редакции покинуть территорию Союза композиторов России, на которой мы жили 27 лет, будучи партнером композиторской организации России.

В обращении говорится: «Нынешнее руководство СК России вычеркнуло из истории организации издание, которое создавалось в Союзе композиторов СССР усилиями Тихона Хренникова, Александра Чайковского, Бориса Диментмана, Петра Меркурьева и многих других музыкантов. Издание, которое в течение многих лет укрепляло авторитет Союза и в целом современной музыкальной культуры в нашей стране и которое сегодня является одним из главных профессиональных СМИ, посвященных музыкальному искусству во всех его аспектах, ориентированных как на специалистов, так и на широкую публику.

Решение о выселении «МО» в это не простое для музыкальной культуры время — деструктивное и разрушительное для проекта «Музыкальное обозрение» и, как следствие, для музыкальной культуры России, уникальной частью которой является «МО».

Мы глубоко признательны всем нашим читателям за то, что вы с нами, за ваш интерес к нашей работе, которую мы намерены продолжать.

Мы обращаемся ко всем с призывом — поддержать газету в это трудное время».

Сентябрь 2016-го

Вспомнить всё и ничего не забыть: бурная культурная осень

«МО» предлагает своим читателям подробный обзор и анализ наиболее значимых событий первого месяца осени и начавшегося театрально-концертного сезона.

Среди них: 80-летие Госоркестра им. Е.Ф. Светланова и концерты оркестра под управлением В. Юровского:

«С приходом Юровского оркестр вернул себе статус первого оркестра страны, как это было при Е. Ф. Светланове. Каждый концерт ожидается с волнением, от каждого исполнения ждешь колоссальной отдачи — к этому приучил нас маэстро своим перфекционизмом, неординарными программами, интеллектуальным подходом не только к музыке, но и к слову о музыке».

Юбилейный концерт АСО Московской филармонии под управлением Ю. Симонова: «Симонов — феноменальный ансамблист. Взаимопонимание оркестра и его маэстро — фантастическое. Можно не сомневаться, что этот концерт станет одним из оркестровых пиков нынешнего сезона».

Гастроли театра «Ла Скала» и осенняя итальянская «культурная экспансия в Москве.

150-летие Московской консерватории:

«МГК занимает место главного музыкального вуза страны. В вузе продолжается реконструкция, которая должна завершиться в 2019 строительством Оперного театра, как раз к 70-летию ректора». Однако растянутость торжеств во времени (а консерватория объявила юбилейными сразу два сезона — 2015/2016 и 2016/2017), по мнению обозревателей газеты, привела к тому, что «центральный гала-концерт 13 сентября не получил должного резонанса и статуса».

Первые шаги нового министра образования и науки О. Васильевой в этой должности:

«Стало известно о том, что в программу старших классов школы будут возвращены уроки астрономии за счет двух часов иностранного языка».

110-летие Д. Шостаковича и выход новой книги о нем: «Шум времени» Джулиана Барнса в русском переводе:

«Первое ощущение от прочитанного — брезгливость. Будто в композитора плюнули, оскорбили его в год юбилея. Описание жизни великого композитора превратилось в бульварное чтиво…».

Новости из Екатеринбурга: открытие нового репетиционно-артистического здания Свердловской филармонии (стоимость проекта — 164 млн. руб.); IV Симфонический форум России, посвященный 80-летию Уральского академического филармонического оркестра; российская премьера оперы М. Вайнберга «Пассажирка», в подготовке которой основная роль принадлежит редакции «МО», куратор проекта — главный редактор газеты Андрей Устинов.

Новости из Новосибирска: отставка директора филармонии Т. Людмилиной и назначение на ее место Б. Мухамедина; открытие юбилейного 60-го сезона симфонического оркестра в день рождения его основателя А.М. Каца; планыф по формированию кластера федеральных учреждений культуры — оперного театра, консерватории, НСМШ (колледжа) и хореографического училища — под патронатом полпредства Президента РФ в СФО и при поддержке Минкультуры РФ и областного правительства, для более эффективного лоббирования их интересов в столице. При этом никто не потеряет ни юридической, ни экономической самостоятельности.

И многое другое, что привлекло внимание культурной общественности и обозревателей «МО».

И, конечно, выборы в Государственную Думу VII созыва:

«Выборы тихо готовились, да и прошли тихо. Те, кто этого хотел, остались довольны. Те, кто голосовал за Явлинского — опять остались в меньшинстве. По нашим опросам, за Явлинского и «Яблоко» голосовало большинство деятелей культуры, на миг поверивших в то, что вот-вот эти голоса станут решающими, и их мнение продвинется выше в политической иерархии. И что от их мнения и голосов в будущем страны будет что-то зависеть».

Газета публикует списки деятелей культуры и СМИ, избранных депутатами ГД, и состав Комитета по культуре, в котором деятели культуры оказались в меньшинстве.

Фонтенель, Пропп, Леви-Стросс и Жилле, Моцарт, Перро, Бетховен и мадам Мари-Жанна Леритье де Виландон. В поисках матрицы подсознания. Геном-код сонатной формы. Открытие доктора Марины Рыцаревой

«Соната, чего ты хочешь от меня?»

Васнецов В.М. "Витязь на распутье". 1877 г.

Газета публикует уникальное исследование музыковеда, профессора Бар-Иланского университета в Израиле Марины Рыцаревой, посвященное сравнению особенностей жанра сказки и сонатной формы.

М. Рыцарева сопоставляет метод советского ученого Владимира Проппа в исследовании жанра народной сказки. По утверждению М. Рыцаревой, его классическая работа «Морфология волшебной сказки» впервые опубликованная в СССР в 1928 году, оказала колоссальное влияние на мировую науку.

Пропп «ограничил себя одним жанром волшебной сказки и одним корпусом — сборником Афанасьева. Обратив внимание на то, что в 100 сказках многие ситуации и порядок их следования в сюжетах сходны, он определил их как конкретные функции, которые могут быть полностью или частично найдены в каждой сказке и которые составляют структуру жанра русской волшебной сказки. Пропп выделил 31 функцию, которые покрывают все ситуации в избранном им для анализа корпусе…».

В свою очередь, французский исследователь Петер Жиле в своей книге, название которой переводится приблизительно как «Владимир Пропп и универсальная народная сказка: пересмотр старой парадигмы — сюжет как (обряд) инициации», «выбрал подход Проппа как базовый и применил его не только к нерусским по происхождению волшебным сказкам, но к сказкам народов, которые, как считается, не имели никаких культурных контактов с Европой…».

Наконец, сама М. Рыцарева обращает внимание на то, что «данная последовательность функций удивительно напоминает общую структуру сонатной формы». Соотнося

персонажи и функции сказки с темами и тональностями сонатной формы, Рыцарева делает вывод о том, что «перед нами схема, которая отражает структурно-функциональную общность между волшебной сказкой и сонатной формой». Обоснованию и развитию этой идеи посвящена ее статья в № 8-9 «Музыкальное обозрение».

Пятый Санкт-Петербургский международный культурный форум

С 1 по 3 декабря 2016 в Санкт-Петербурге пройдет Пятый международный культурный форум. «МО» представляет 14 секций форума и мероприятия в рамках музыкальной программы: «Международный симпозиум. Прокофьев XXI век»; Мастер-класс к 150-летию Московской консерватории; Круглый стол «Российское образование и мировая музыкальная культура»; Международный семинар и Круглый стол в области менеджмента концертной сферы от Союза концертных организаций России; конференции, круглые столы, концерты, спектакли, лекции и другие мероприятия. Подробная программа и расписание Форума — на сайте http://culturalforum.ru/ru/program.

Фабио здесь —Фабио там…

Итальянско-российский дирижер Фабио Мастранджело заполучил очередной оркестр

Газета представляет творческий портрет самого известного «итальянца в России» Ф. Мастранджело — главного или главного приглашенного дирижера более чем 10 оркестров и театров в разных городах страны.

Также в руборике «Оркестр» — информация о новых назначениях дирижеров в оркестрах и музыкальных театрах России, о «Параде дирижеров» оркестров русских народных инструментов в Белгородской филармонии.

Особое внимание уделено смене музыкального руководителя в театре Метрополитен-опера: с нынешнего года эти обязанности вместо Дж. Левайна исполняет Я. Незе-Сеген.

Седьмое «кружевоплетение»

Звоны, музыка кино и мировая премьера на фестивале «Кружева»

В Вологде прошел VII музыкальный фестиваль «Кружева», организованный газетой «МО» при поддержке Министерства культуры РФ в рамках ФЦП «Культура России 2012–2018».

Так же как в переплетении нитей рождается уникальная вязь вологодского кружева, так и в узоре фестиваля “Кружева” сплетается, пересекается и соединяется множество линий, образов, символов и смыслов. Ежегодно фестиваль “Кружева” являет новую, оригинальную художественную концепцию. Историю “Кружев” можно рассматривать как учебник фестивального дела. При этом фестиваль сохраняет главные, стержневые опоры своей конструкции. В этом году фестиваль соединил несколько традиционных и новых проектов: Первый открытого фестиваля документального кино о музыке MusicDocFest,

Музыка кино, Воскресные звоны на Софийской колокольне Вологодского кремля

Хоровая программа памяти художественного руководителя череповецкого камерного хора «Воскресение» Сергея Зуева, ушедшего из жизни в июне 2016 года, «Октябрь. Осенняя песнь», концерты эксклюзивных проектов «МО» — Всероссийского фестиваля OPUS 27 и фестиваля к 85-летию Софии Губайдулиной, мировая премьера нового сочинения Сергея Жукова — «Вологодские кружева – 2016» «Теней вереница и времени нить»,

Благотворительная программа для воспитанников Вологодского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 2, творческие встречи с арт-директором фестиваля Андреем Устиновым, композитором Сергеем Жуковым, кинорежиссером Дмитрием Конюшенко. Завершился фестиваля видео-музыкальным перформансом «М.И. Глинка. Прощальный вальс».

MusicDocFest. Первый Всероссийский фестиваль документального кино о музыке

Газета «Музыкальное обозрение» провела в рамках фестиваля «Кружева» и Года Российского кино-2016 Первый Всероссийский фестиваль документального кино о музыке MusicDocFest. Арт-директор — Андрей Устинов, продюсер — Наталья Иванова, председатель жюри — Андрей Шемякин, известный киновед, кинокритик, автор и ведущий телевизионных программ, лауреат премии ТЭФИ, вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков России.

В шорт-лист фестиваля было отобрано 9 фильмов. При отборе организаторы стремились учесть разные направления документального кино о музыке, представить разные жанры музыкального искусства, яркие персоны исполнителей и композиторов: Т. Хрепнникова, Ю. Каспарова, М. Пекарского.

Победителем был объявлен фильм «Кому нужна симфоническая музыка?» (автор сценария и режиссер Дмитрий Конюшенко).

Как отметил А. Шемякин, «Фестиваль возвращает интерес к жанрам, связывающим музыку и кино, дает возможность собрать в одно целое доселе разрозненные “поиски жанра”, обобщает и концентрирует усилия всех, кто занимается этим нелегким делом, и тех, кто может оценить его результаты. Будущее этого проекта — в создании базы данных на тему, интересующую всех потенциальных зрителей фестиваля, в том числе синематеки (архива документального кино о музыке). В ее фарватер будут включены и игровые фильмы, и видео-арт, разнообразные эксперименты, штудии в формате визуальной антропологии (того, что входит в традиционную культуру), примеры классического исполнения — любой киножанр, где может быть представлена музыка».

Фестиваль MusicDocFest планируется сделать традиционным, регулярным и передвижным, проводить его в разных городах России.

«Русский взгляд» и Простота Гамлета»

Михаил Барышников. Фото Роберт Уитмен

Обозреватель «МО» Екатерина Беляева представляет балетные события в Санкт-Петербурге: фестиваль «Open look» и выставку фотографий знаменитого американского фотографа Роберта Уитмена «Baryshnikov by me».

Эконом-базис культ-надстройки

Доходы руководителей федеральных учреждений культуры за 2015 год (Продолжение. Начало в № 7)

«МО» продолжает публиковать выдержки из «Сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минкультуры России, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей за период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г.». Документ, опубликованный на официальном сайте Министерства культуры РФ, фиксирует доходы руководителей государственных федеральных учреждений культуры и членов их семей за 2015. В № 7 опубликованы сведения о доходах руководителей филармоний и других концертных организация, симфонических, камерных и народных оркестров, ансамблей, хоров, научных институтов, музеев, колледжей, специальных музыкальных школ. В этом номере — информация о доходах за 2015 руководителей консерваторий, вузов культуры и искусства, театров.

В 104-м — 104 выпускника. Даешь 105 в 105-м!

Фото: студия "Фотограф", Саратов

В рубрике «Образование» представлен 2016/2017 учебный год Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, 104-й в истории вуза, старейшей нестоличной консерватории России. Главное событие года в СГК — смена ректора. Вместо Л. Шугома, достигшего предельного возраста для ректоров вузов, и.о. ректора назначен А. Занорин.

Бейбит Мухамедин — новый генеральный директор Новосибирской филармонии

Владимир Калужский и Бейбит Мухамедин во время интервью. Фото Наталья Гредина / Тайга.инфо

Он сменил Т. Людмилину, которая была назначена директором в январе 2014 года и уволена приказом министра культуры Новосибирской области И. Решетникова 19 сентября 2016.

«Увольнение, прием на работу находятся в прямой компетенции министра культуры.

В данном случае это произошло ввиду того, что есть претензии, которые не смогли в рабочем порядке решить вместе министерство и руководство филармонии: по поводу конфликтности, которая существует внутри коллектива, по тем или иным мерам, которые принимаются директором и неоднозначно воспринимаются коллективом, — отметил Владимир Городецкий. — Это послужило предметом для обсуждения и принятия такого решения».

«МО» публикует подробную биографию нового директора — известного в Новосибирске музыканта, артиста оркестра Новосибирского театра оперы и балета, до назначения в филармонию работавшего директором ГУК Министерства культуры Новосибирской области «Дирекция программ».

Музыкальная эмиграция

В рубрике «Книги» газета подробно представляет книгу Елены Дубинец «Моцарт Отечества не выбирает…». В основе книги — беседы автора с 15 композиторами и 8 исполнителями (пианистами, скрипачами, дирижерами), в разные годы по разным причинам покинувших СССР или Россию и либо окончательно обосновавшихся за рубежом, либо «живущих на две страны». Их рассказы — о причинах объезда, о плюсах и минусах жизни и работы за рубежом — интересны и поучительны.

Давид Финко (Россия — США) (род. 1936, эмигрировал в 1979): «Должен Вам определенно сказать, что Америка — самое неудачное место из всех возможных для композитора, впрочем, как и для художника, поэта или писателя. Здесь творчество никак не поддерживается государством, вообще не считается профессией, это вроде хобби. Музыка американских “университетских” композиторов–преподавателей в большинстве своем рутинно-академическая, без формы, без тематизма, без страсти. Я называю это “интеллектуальным онанизмом”, отдающим провинцией».

Дмитрий Смирнов (Россия — Великобритания) (род. 1948, эмигрировал в 1991): «За сравнительно короткий период моей жизни в Англии я написал раз в два больше сочинений, чем за все время своей жизни в России, и по праву мог бы считаться гораздо “более британским”, чем российским композитором. Однако за британских композиторов нас здесь не признают, а считают чужаками и, как бы, останками советской культуры. Вся музыкальная структура здесь построена таким образом, чтобы поддерживать местных английских композиторов. Надо, чтобы фамилии были английскими».

Иван Соколов (род. 1960, эмигрировал в 1995, живет попеременно в России и Германии): «Германия — потрясающая страна, где мне было очень хорошо чисто психологически. Еще до переезда я там выступал по три-четыре раза в году, так что перестройка прошла плавно. При этом. Когда я туда переехал, я продолжал часто бывать в Москве. В России я до сих пор себя чувствую больше дома, но в Германии тоже уже складывается центр притяжения. Это, конечно, странное существование — между двумя государствами, но музыкант в любом случае должен ездить».

Рифма в 100 лет

«МО» продолжает печатать статьи и материалы из «Русской музыкальной газеты» 1916 г. В этом номере — представление книги Н. Бахтина «Обзор детских опер», вышедшей в Петрограде в 1915, стоимостью 25 коп.; обзор симфонических концертов в Павловске; информация о 51-м выпуске Петроградской консерватории: «Окончили в нынешнем году 188 чел., из коих по классу фортепиано окончило 96  чел., по классу пения 21 чел., по классу скрипки 16 чел., по классу виолончели 6 чел., по классу контрабаса 4 чел., по классу арфы 2 чел., по классу кларнета 2  чел., по классу валторны 2 чел., по классу тромбона 2 чел. и по классам фагота и трубы по 1 чел. Удостоены диплома, т. е. звания свободного художника 140 чел. и аттестата 48 чел., причем г-жа Мерин и В. Зеленский получили премии в виде роялей…». Всего же в 1915/1916 учебном году в Петроградской консерватории «обучалось 2389 чел., из коих учеников 925 чел. и учениц 1464 чел.».

In memoriam

Газета публикует некрологи доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника ГИИ Нонны Шахназаровой; музыковеда Аллы Богдановой, дирижера, народного артиста РСФСР, создателя, художественного руководителя и главного дирижера Волгоградского академического симфонического оркестра Эдуарда Серова.

Абсолютная победа «Весны»

Детский хор «Весна» завоевал Гран-при 27-го Международного хорового конкурса современной музыки им. Бела Бартока

Центральный материал рубрики «Конкурсы» посвящен победе детского хора «Весна» имени А.С. Пономарева на 27-м Международном хоровом конкурсе современной музыки им. Бела Бартока. Хор «Весна» завоевал I премию в своей номинации (Детские хоры), Гран-при и получил право соревноваться с обладателями Гран-при пяти других европейских хоровых конкурсов на Гран-при Европы, который состоится 1 ноября 2017 в Толосе (Испания).

Газета отмечает, что «Весна», отметившая в прошлом году 50-летие, продолжает оставаться лидером в своем жанре.

«Редкий случай, когда после ухода из жизни отца-основателя коллектива А.С. Пономарева, скончавшегося в 2012, хор не только не сдал позиций, не снизил художественную планку, но под руководством художественного руководителя Надежды Авериной устремился к новым творческим вершинам и горизонтам. При этом бережо хранятся все традиции «Весны», созданные Пономаревым, разработанные им принципы методики работы с детьми, особенности детского хорового творчества. Сегодня хор «Весна» — заметное явление столичной концертной жизни. Каждый концерт хора становится украшением московской афиши, производит сильное художественное впечатление (без всяких скидок на возраст и «школьный» статус исполнителей!) на самую искушенную и взыскательную филармоническую публику».

Газета печатает информацию об итогах и условиях Всероссийских и международных конкурсов, проходящих в России в 2016/2017 гг. под эгидой Ассоциации (Объединения) директоров российских музыкальных конкурсов, а также информацию о конкурсной жизни в России и за рубежом.

Учредитель и партнер Ассоциации — национальная газета «Музыкальное обозрение».

Подробная информация — на сайте www.music-competitions.ru

В номере 8-9 — подробная ипнструкция для подписчиков: как подписаться на 2017 год — на сайте газеты muzobozrenie.ru, на «Почте России», на сайте «Почта России», через подписное агентство «Урал-пресс», в редакции «МО».

Газета публикует высказывания известных музыкантов, государственных и общественных деятелей о национальной газете «Музыкальное обозрение». Среди них — Юрий Башмет, Леонид Рошаль, Софья Губайдулина, сенатор Наталья Дементьева, пианист Николай Луганский, режиссер Дмитрий Бертман, композитор Виктор Екимовский, музыковед Валентина Холопова.

(кликните на картинку, чтобы увеличить)

(кликните на картинку, чтобы увеличить)

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике