Собрание сочинений А.Н. Скрябина. Предисловие

Окончен труд десятилетья
Собрание сочинений А.Н. Скрябина. Предисловие
Л.О. Пастернак. А.Н. Скрябин за роялем. Рисунок. Итальянский карандаш. 10 марта 1909

Собрание сочинений А.Н. Скрябина является научно-практическим изданием произведений великого русского композитора. Цель издания — на основе всестороннего изучения сохранившихся материалов творческого наследия композитора представить критически выверенные тексты сочинений Скрябина. Научно-текстологическую базу исследования составляют черновые наброски, эскизы, автографы, прижизненные издания, записи авторского исполнения для механического фортепиано. Важным источником в изучении истории возникновения замысла каждого сочинения, процесса работы над ним являются литературные записи и сохранившаяся переписка композитора, мемуарные свидетельства современников.

В процессе критического рассмотрения текстов принимаются во внимание также издания, подготовленные и выпущенные после смерти композитора рядом специалистов, занимавшихся изучением творческого наследия композитора.

Творческий архив Скрябина состоит из нескольких частей, хранящихся преимущественно в Мемориальном музее композитора в Москве, в Российском национальном музее музыки в Москве и Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Отдельные материалы находятся за рубежом. Судя по имеющимся данным, Скрябин никогда не заботился о сохранении рукописей уже напечатанных своих сочинений. И рядом с ним не было никого, кто бы взял на себя такую миссию, которую добровольно выполнял П.И. Юргенсон, тщательно собиравший и сохранявший рукописи П.И. Чайковского в своем издательстве. В скрябинском творческом архиве именно в этой области — наиболее ощутимые утраты.

Известно, что практически все завершенные композитором произведения, — во всяком случае все, которые он считал возможным опубликовать, — были изданы при его жизни. Первые опусы (1, 2, 3, 5, 7) и последние десять (опусы 65–74) вышли в свет в издательстве «П. Юргенсон». Несколько сочинений выпущены «Российским музыкальным издательством». Поэма ор. 52 № 1, «Загадка» ор. 52 № 2, Пятая соната изданы Скрябиным самостоятельно. Большая часть его сочинений (опусы 4, 6, 8–49, 51, 54, 56, 57) была напечатана в издательстве «М.П. Беляев» в Лейпциге. Местонахождение значительного количества автографов именно этих сочинений на сегодняшний день неизвестно. Есть основания полагать, что они утрачены во время Второй мировой войны.

Текстологическая работа над скрябинским творческим архивом осложняется также следующим обстоятельством. Скрябин, особенно в ранние годы, отличался большой рассеянностью в записи своих текстов и чтении корректур. По этому поводу ему приходилось постоянно оправдываться перед Беляевым, укорявшим его за пропуски неточностей.

«Еще раз обещаю Вам, дорогой Митрофан Петрович, — заверял Скрябин в письме от 23 мая/4 июня 1896, — держать корректуру с полным вниманием. Могу поручиться даже, что ошибок не будет и обозначений будет довольно» (Скрябин А.Н. Письма. М., 2003. С. 146–147). Однако неточности в изданиях все-таки оставались и после неоднократных корректур, и лишь некоторые из них были выправлены при переизданиях.

Именно по этой причине в 20–30-е годы прошлого века группой видных музыкантов во главе с Н.С. Жиляевым было предпринято «Новое, исправленное издание» фортепианных сочинений Скрябина, выпущенное Музыкальным сектором Госиздата в Москве. Это издание стало важным этапом в истории публикации скрябинских сочинений, поскольку Жиляев не только был тщательным редактором, но и входил в свое время в близкое окружение композитора, неоднократно слышал его исполнение. В 1947, 1948, 1953 в Музгизе вышло еще одно трехтомное Полное собрание фортепианных сочинений Скрябина, которое готовилось под общей редакцией К.Н. Игумнова (3-й том вышел под редакцией Л.Н. Оборина и Я.И. Мильштейна). Отдельными изданиями в течение ряда лет публиковались и симфонические сочинения композитора.

В настоящем издании публикация нотных текстов сопровождается сведениями об истории их создания, публикации и исполнения, а также текстологическими комментариями. Издание ориентировано как на исследователей, изучающих творчество композитора, так и на исполнителей его музыки.

Научные редакторы благодарят за содействие в подготовке тома сотрудников Мемориального музея А.Н. Скрябина — В.М. Кольникову, Ю.В. Харькову и В.В. Попкова.

Собрание сочинений А.Н. Скрябина в 12 томах

Серия I: Оркестровые сочинения. Концерт для фортепиано с оркестром

Том 1. Симфония № 1 ми мажор. Cоч. 26.

Партитура.

Том 2. Симфония № 2 до минор. Cоч. 29.

Партитура.

Том 3. Симфония № 3 «Божественная поэма» (Le Divin Poème) до мажор. Соч. 43. Партитура.

Том 4. «Поэма экстаза» (Le Poème de l’extase).

Cоч. 54. Партитура.

Том 5. «Прометей. Поэма огня» (Prométhée, le poème de Feu). Соч. 60. Партитура.

Том 6. Прелюдия «Мечты» (Rêverie) ми минор. Соч. 24. Партитура.

Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор. Cоч. 20. Партитура.

 

Серия II: Произведения для фортепиано

Том 7. Произведения для фортепиано. Соч. 1–5, 7–11.

Том 8. Произведения для фортепиано. Соч. 12–18, 21, 22, 25, 27, 28, 31–36.

Том 9. Произведения для фортепиано. Соч. 37–42, 44–49, 51, 52, 56–59, 61, 63, 65, 67, 69, 71–74.

Том 10. Сонаты.

Том 11. Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор. Cоч. 20. Переложение для двух фортепиано.

 

Серия III: Сочинения, опубликованные посмертно

Том 12. Сочинения разных жанров без номера опуса. Незавершенные сочинения.

Опубликовано «МО» № 12 (488) 2021