Симфоническое «Посвящение Шекспиру» в Кисловодске

Симфоническое «Посвящение Шекспиру» в Кисловодске

13 февраля в Кисловодске в Зале им. А.Н. Скрябина Северо-Кавказской Филармонии им. В.И. Сафонова состоится концерт-приношение Уильяму Шекспиру. За пульт Академического симфонического оркестра им. В.И. Сафонова встанет маэстро Михаил Грановский — художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра.

Михаил Грановский

Михаил Грановский — автор этой оригинальной программы — объединил в ней музыку, написанную к трагедиям, комедиям и на тексты сонетов Шекспира.

Будет представлено шесть сюжетов Шекспира:

• трагедии — «Гамлет» (увертюра П. Чайковского из музыки к «Гамлету»), «Ромео и Джульетта» (сюита из балета С. Прокофьева, составленная М. Грановским) и «Король Лир» (редко исполняемые «Песни Шута» из музыки Д. Шостаковича к трагедии Шекспира);

• комедии — «Сон в летнюю ночь» (увертюра Ф. Мендельсона) и «Много шума из ничего» (увертюра к опере «Беатриче и Бенедикт» Г. Берлиоза);

• сонеты — Симфония № 5 «Сонеты Шекспира» А. Локшина.

Первое из этих сочинений — увертюра к комедии «Сон в летнюю ночь» написана Феликсом Мендельсоном в 1826, а Александр Локшин написал свою Пятую симфонию «Сонеты Шекспира» в 1969. Таким образом, можно будет услышать, как на протяжении полутора столетий композиторы разных эпох, стран и направлений, преломляли шекспировские образы в своей музыке.

19 сентября 2020 исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Локшина (1920-1987), композитора и человека с очень трудной судьбой, ныне практически забытого. Ученик Николая Мясковского в Московской консерватории, Локшин в 1941 был отчислен из консерватории после того, как на выпускном экзамене была исполнена его симфоническая поэма «Цветы зла» на стихи Шарля Бодлера для сопрано и симфонического оркестра. Но в том же году Локшина приняли в Союз советских композиторов. И лишь в 1944 Локшину позволили сдать экзамены и получить диплом (с отличием). Его дипломной работой стала симфоническая поэма «Жди меня» для меццо-сопрано и большого симфонического оркестра на стихи Константина Симонова, первым исполнителем которой в 1943 был оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского (премьера состоялась в Новосибирске, где в годы войны композитор и оркестр одновременно были в эвакуации).

После войны Локшин преподавал в Московской консерватории инструментовку, чтение партитур, музыкальную литературу. В 1948, на волне кампании по борьбе с космополитизмом, был уволен. С тех пор занимался исключительно сочинением музыки.

После смерти Сталина Локшин был оклеветан: его обвинили (как выяснилось многие десятилетия спустя, несправедливо) в доносительстве и провокациях против жертв сталинского режима. После этого от него постепенно отвернулась почти вся интеллигенция, он стал нерукопожатным, а его произведения не исполнялись.
Лишь Рудольф Баршай, Мария Юдина и Дмитрий Шостакович поддерживали Локшина. Баршай был самым близким другом и главным пропагандистом творчества композитора на родине и, в особенности, за рубежом, первым исполнителем его шести (из 11) симфоний и других сочинений. Локшин был необыкновенно восприимчив к поэзии. Свою любовь к поэзии он воплотил в симфониях (10 из 11 написаны для голоса с оркестром), в «Трех сценах из «Фауста» Гете» в переводе Бориса Пастернака, «Цветах зла», сочинениях на стихи Александра Пушкина, Александра Блока, Владимира Маяковского, Николая Заболоцкого, Анны Ахматовой, Игоря Северянина, Франсуа Вийона в переводах Ильи Эренбурга.

Музыку Локшина исполняли оркестры под управлением Курта Зандерлинга, Геннадия Рождественского, Арвида Янсонса, Михаила Юровского, Александра Чернушенко, Владимира Зивы, солисты Мария Гринберг, Юлиан Ситковецкий, Иван Мозговенко, Алексей Мартынов и другие выдающиеся музыканты.

Симфония № 5 написана по сонетам Шекспира №№ 66 и 73 для баса-баритона, струнного оркестра и арфы. Ее премьера состоялась в 1969 в исполнении Московского камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая, которому симфония и была посвящена. Затем она, в том же исполнении, звучала в Ленинграде, Англии, Нидерландах, Швейцарии, США.

Сегодня один из главных популяризаторов творчества Александра Локшина — Михаил Грановский. В декабре 2020 в Томске он исполнил «Цветы зла» с Томского академического симфонического оркестра (солистка Яна Мамонова). И вот теперь — Пятая симфония, исполнение которой маэстро посвящает 100-летию со дня рождения композитора.

«МО»