Россия оперная: 2021—2022

От Астрахани до Якутска: премьеры, отставки, назначения, юбилеи, фестивали
Россия оперная: 2021—2022

Сезон 2021–2022 стал первым полноценным сезоном театров после пандемии коронавируса. Остались в прошлом переносы премьер, отмены спектаклей, лимит посещаемости (50, 30, 25 процентов). Театры в регионах,  как и в столицах, вернулись к обычной жизни.

Астрахань

29 марта 2022 стало известно, что главный балетмейстер Астраханской оперы Дмитрий Гуданов уходит из театра по собственному желанию. В театре он проработал два года, сменив Константина Уральского (работавшего почти 10 лет, с 2011). За два театральных сезона Дмитрий Гуданов возобновил балет «Щелкунчик» Чайковского в хореографии Василия Вайнонена и балет Минкуса «Дон Кихот» в хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского, поставил балеты «Le Pari» на музыку Шопена (28, 29 апреля 2021), «Сильфида» (13, 14 ноября 2021) в хореографии Августа Бурнонвиля на музыку Германа Левенскольда, представил ряд балетных гала-концертов.

28 и 29 мая 2022 в Астраханском театре оперы и балета состоялись премьерные показы оперы «Риголетто» Дж.Верди. Режиссер  Михаил Панджавидзе, дирижер Валерий Воронин (художественный руководитель и главный дирижер Астраханской оперы), художник Гарри Гуммель. К «Риголетто» М. Панджавидзе (в начале 2000-х возглавлявший режиссерскую группу Большого театра, сотрудничавший также с «Царицынской оперой», Самарской оперой, Большим театром оперы и балета Республики Беларусь) обращается не впервые: в 2009 он ставил оперу в Казани, этой премьерой открылся тогда Шаляпинский оперный фестиваль.

Воронеж

Первой премьерой сезона 2021/22 Воронежского театра оперы и балета стала музыкальная фантазия Мориса Равеля «Дитя и волшебство». Показы состоялись 1, 2, 29 октября. Режиссер Андрей Цветков-Толбин, победитель Второго международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (2015; в то время — солист Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского), режиссер-педагог в АХИ им. В.С. Попова и в ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова. Музыкальный руководитель постановки Ольга Щербань, дирижер  Ариф Дадашев (дирижер МАМТа), художник Виктор Герасименко, балетмейстер Денис Постоев.

В мае 2022 появилась информация о том, что губернатор Воронежской области Александр Гусев одобрил концепцию обновления Театра оперы и балета. В планах увеличить площадь существующего здания (9,2 тыс. кв м) примерно на 4,3 тыс. кв м, полностью заменить технологическое оборудование сцены, углубить трюм сцены, установить поворотный круг для быстрой смены декораций, надстроить коробку сцены в колосниковой части на 4,7 м, установить современную верхнюю механику, свето-звуко-видеоаппаратуру в фойе театра, разворотную площадку для загрузки декораций со стороны сквера, панорамный лифт для маломобильных групп населения, заменить кровлю, инженерные сети и системы (водоснабжение, водоотведение, пожаротушение, отопление, вентиляция, электроснабжение, сети связи).

О необходимости реконструкции Воронежского театра оперы и балета заговорили 10 лет назад. Здание, построенное в 1961, ни разу за 60 лет не реконструировалось и капитально не ремонтировалось. За эти годы устарело театральное оборудование, обветшали инженерные коммуникации. В июне 2019 губернатор А. Гусев сообщил о «существенном обновлении театра в контуре того здания, которое сейчас есть».

Рассматривались три варианта: капремонт, глубокая реконструкция и строительство нового здания. Было решено провести глубокую реконструкцию здания с сохранением фасада и боковых стен.

Предполагалось, что строительство производственно-репетиционного корпуса начнется в 2020, а реконструкция основного здания — в 2021. Озвучивалась и сумма, в которую могла обойтись реконструкция: 156 млн. руб. Но вмешалась пандемия.

В июне 2021 руководитель Департамента культуры региона Мария Мазур заявила, что при самом удачном раскладе работы по реконструкции оперного театра начнутся не ранее 2023. Предполагается, что они займут около двух лет. В течение этого времени театр будет показывать спектакли на сцене Воронежского концертного зала.

20 июня отметил 75-летие Юрий Анисичкин — главный дирижер Воронежского театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств РФ, профессор. 26 июня в театре состоялся юбилейный вечер дирижера.

Екатеринбург

19, 20, 27 марта, 13 апреля 2021 в Екатеринбургском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Кайи Саариахо «Любовь издалека» — в театрализованном концертном исполнении (формат был выбран в связи с пандемией). Дирижер — Константин Чудовский, режиссер — Ярославия Калесидис, сценограф— Дарья Саморокова. 8 марта 2022 спектакль был показан в Москве на Новой сцене ГАБТа, на фестивале «Золотая маска». Ни в одной из номинаций работа отмечена не была.

8 мая 2021 в Екатеринбурге вновь была показана опера Мечислава Вайнберга «Пассажирка». Автор либретто — Александр Медведев (по повести Зофьи Посмыш «Пассажирка из каюты 45»). Музыкальный руководитель постановки Оливер фон Дохнаньи, режиссура, сценография, свет Тадеуша Штрассбергера, костюмы Виты Цыкун. Куратор первой постановки оперы в России — главный редактор «МО» Андрей Устинов. Премьера состоялась 15 сентября 2016. А 13 апреля 2016 в Екатеринбурге был представлен проект «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка в России» (часть масштабного проекта «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение»).

Новый, 110-й, сезон Урал Оперы открылся 10 сентября 2021 премьерой «Набукко» Верди в постановке Надежды Столбовой. Дирижер Константин Чудовский, сценография и костюмы Петра Окунева. Это была первая постановка «Набукко» в екатеринбургском театре, ее также можно было видеть 11 и 25 сентября, 19 октября и 23 ноября.

3-6 ноября и 11 декабря 2021 состоялись премьерные показы оперы «Евгений Онегин» Чайковского в постановке Дмитрия Волкострелова (на тот момент — художественного руководителя Центра имени Вс. Мейерхольда). Дирижер Константин Чудовский, сценография Ксении Перетрухиной, костюмы Леши Лобанова.

4 февраля 2022 на сайте Урал Оперы Балета появилась информация о переносе на более поздний срок премьеры оперы о Стиве Джобсе (автор Мейсон Бейтс), которой театр планировал 8 сентября открыть новый сезон. Также с мая на сентябрь 2022 перенесена премьера оперы Андрея Петрова «Петр Первый» (в концертном исполнении; дирижер Константин Чудовский, режиссер Надежда Столбова). Причиной в обоих случаях называлось обострение эпидемиологической ситуации.

Казань

Открытием сезона 2021/22 Татарского театра оперы и балета стали «Паяцы» в постановке Юрия Александрова (в 2010 ставил эту оперу Леонкавалло в «Санктъ-Петербургъ Опере»). Музыкальный руководитель и дирижер Марко Боэми (сотрудничает с Татарским оперным театром с 2001), художник Вячеслав Окунев, хормейстер – Любовь Дразнина.

До этого «Паяцы» ставились в Казани в 1943, 1958, 1963 и 1973. «Опера «Паяцы» не имеет аналогов. Она как натянутый нерв, как удавка на шее зрителя, держащая в напряжении в течение всего действия», — говорил перед премьерой в интервью ИА «Татар-информ» Ю. Александров.

С 30 января по 22 февраля 2022 в Татарском театре оперы и балета проходил юбилейный, 40-й Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина. В афише были 8 спектаклей, включая премьеру «Тоски» Джакомо Пуччини в постановке Юрия Александрова (спектакль показывался дважды, с разными составами исполнителей; музыкальный руководитель постановки Ренат Салаватов, художник Вячеслав Окунев).

Также из фестивальных показов – «Пиковая дама» Чайковского (4 февраля), «Травиата» и «Аида» Верди (6 и 8 февраля соответственно), «Паяцы» Леонкавалло (11, 12 февраля), «Борис Годунов» Мусоргского (15 февраля), «Севильский цирюльник» Россини (17 февраля).

Национальный репертуар в программе Шаляпинского фестиваля был представлен оперой Р. Ахияровой «Сююмбике» (21 и 22 февраля).

Красноярск

21 октября 2021 в Красноярской опере, на Фестивале Дмитрия Хворостовского (художественный руководитель — Антон Левахин) состоялась премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный распутник». Музыкальный руководитель и дирижер постановки Петер Феранец, режиссер Михаэль Штурмингер (ставил в Theater an der Wien оперу Бернхарда Ланга «Я ненавижу Моцарта», 2006). Сценографы и художники по костюмам Ренате Мартин и Андреас Донхаузер. Художник по свету Эй Джей Вейссбард. Ассистент дирижера и ответственный концертмейстер Кристиан Кох.

5 декабря прошла аванпремьера оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» в постановке Елизаветы Корнеевой. Музыкальный руководитель и дирижер Артем Макаров (главный дирижер Башоперы), дирижер Александр Косинский, художник Екатерина Агений, художник по костюмам  Кирилл Саленков, художник по свету  Ирина Вторникова, хормейстер Дмитрий Ходош. Премьера состоялась 18–20 мая 2022.

С 1 по 4 марта 2022 в Красноярском театре оперы и балета прошли премьерные показы оперы Лео Делиба «Лакме». Режиссер-постановщик — Сергей Новиков (начальник Управления Президента РФ по общественным проектам, лауреат конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера»). Музыкальный руководитель и дирижер, Александр Рудин, дирижер Владимир Ланде, сценограф и художник по костюмам Мария Высотская, художник по свету Руслан Майоров, хормейстер Дмитрий Ходош, хореограф Юлиана Малхасянц.

И «Дон Жуана», и «Лакме», и балет Цезаря Пуни «Катарина, или Дочь разбойника» (хореографы-постановщики — Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц; премьера состоялась 10 ноября 2021) Красноярский театр оперы и балета привозит в Москву. Гастроли в ГАБТе (27, 29, 30, 31 июля, 1 августа 2022) посвящены 60-летию со дня рождения Дмитрия Хворостовского (1962-2017), солиста Красноярской оперы с 1985 по 1990.

Нижний Новгород

23 января 2021 в Нижегородском театре оперы и балета появился новый главный дирижер Юрий Медяник — баянист, скрипач, дирижер различных оркестров. Предшественник Медяника — Ренат Жиганшин — покинул Нижегородскую оперу в конце 2020 (о «неожиданно подскочившей температуре» в театре подробно писалось № 4 «МО» за 2021). 11 мая Медяник ушел с должности главного дирижера по собственному желанию.

Премьерными показами «Свадьбы Фигаро» (12–14 февраля 2021) в Нижнем Новгороде дирижировал москвич Иван Великанов — основатель и художественный руководитель ансамбля старинных духовых инструментов Alta Capella. А режиссером-постановщиком спектакля был Дмитрий Белянушкин, ушедший незадолго до этого из Нижегородской оперы (с лета 2019 он занимал пост замдиректора по художественному руководству оперой, а свой уход объяснил «разным видением стратегии, куда мы должны двигаться») с художественным руководством театра) и в декабре 2020 и назначенный главным режиссером Михайловского театра.

В начале 2022 в нижегородском театр вновь произошли кадровые изменения: худруком был назначен Алексей Трифонов, главным дирижером — Дмитрий Синьковский. Директором театра осталась Татьяна Маврина (подробнее обо всем этом — в № 1 «МО» за 2022).

Алексей Трифонов сотрудничал с издательствами и журналами, звукозаписывающими лейблами («Мелодия», BMG), фестивалями («Территория», Дягилевский), известными исполнителями, коллективами, работал в Пермской опере и Пермской филармонии. 15 лет отдал работе с Теодором Курентзисом в оркестре musicAeterna. В 2020 был организатором и художественным руководителем фестиваля «Шостакович. ХХ век» в Самарском театре оперы и балета — к 115-летию композитора. В Нижнем Новгороде Трифонов — худрук и куратор Международного фестиваля искусств «Стрелка». В 2022 состоялся IV фестиваль.

Дмитрий Синьковский — скрипач и вокалист (контртенор), выступающий с ведущими ансамблями старинной музыки в России и за рубежом, основатель барочного ансамбля La Voce Strumentale. Назначение Синьковского — музыканта, несомненно, яркого и талантливого — на пост главного дирижера оперного театра вызывает вопросы. Весь его артистический, в том числе дирижерский, опыт связан с музыкой барокко, с небольшими составами. Опыта работы с симфоническим оркестром, большим хором, постановок полномасштабных спектаклей у него мало.

А потому недавнюю новаторскую постановку «Орфея и Эвридики» Глюка (23–26 июня 2022; режиссеры — Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов, основатели московского независимого театра «Трикстер») в концертном зале на Нижегородской Стрелке вполне можно рассматривать и как важнейший шаг на пути следования Дмитрия Синьковского в новую дирижерскую реальность. Зал, напомним, открылся 1 июня 2022 внутри восстановленного пакгауза XIX века и относится, решением руководства области, к Нижегородскому театру оперы и балета. На открытии дирижировал Теодор Курентзис, заявивший, что «Нижний должен стать культурной столицей России». Вскоре под его художественным руководством в Перми открылся 10-дневный Дягилевский фестиваль.

Новый сезон театр откроет премьерой «Пиковой дамы» (перенос спектакля Большого театра в постановке В. Фокина), а затем состоится премьера еще одного спектакля, перенесенного из ГАБТа — «Кармен».

Новосибирск. НОВАТ

27, 28 мая, 8 июня и 6 июля 2021 в НОВАТе состоялись премьерные показы оперы Джакомо Пуччини «Тоска» в постановке Иркина Габитова (сотрудничает с театром более 30 лет, ставил «Тоску» в 1991). Над спектаклем работали музыкальный руководитель и главный дирижер театра (с 2015) Дмитрий Юровский, художник Вячеслав Окунев.

27 октября 2021 Д. Юровский, сохранив должность главного дирижера, был назначен художественным руководителем театра — вместо Владимира Кехмана, ставшего гендиректором МХАТа им. Горького в Москве.

27 и 29 марта и 29 апреля 2022 в Новосибирском театре оперы и балетапрошла премьера  «Свадьбы Фигаро» Моцарта. Автор художественной концепции и режиссер-постановщик — Вячеслав Стародубцев (главный режиссер театра с 2017); музыкальный руководитель и дирижер — Дмитрий Юровский; художники-сценографы — Тимур Гуляев, Вячеслав Стародубцев; художник по костюмам — Жанна Усачева; художник по свету — Сергей Скорнецкий; хормейстер-постановщик — Вячеслав Подъельский.

13 и 14 мая 2022 в НОВАТе прошли премьерные показы балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» в постановке Владимира Кехмана. Хореография Александра Радунского в редакции Михаила Мессерера. Музыкальный руководитель и дирижер — Павел Сорокин. Сценография и костюмы Вячеслава Окунева. Художник по свету — Глеб Фильштинский. В роли Царя — Марат Башаров.

Премьера планировалась на апрель 2022. Контракт НОВАТа с Кехманом, бывшим худруком театра, был заключен 28 декабря 2021 (срок исполнения — 15.04.2022). Стоимость контракта, указанная на сайте госзакупок, — 1 251 094,00 р.

А в сентябре 2021 В. Кехман получил из рук ректора ГИТИСа Г. Заславского диплом об окончании ассистентуры, в которой он проучился два года: в 2019 51-летний Кехман, решивший стать режиссером музыкального театра, был зачислен в ГИТИС на платное отделение.

Омск. Музыкальный театр

Сезон 2021/22 для Омского музыкального театра — юбилейный: 75 лет со дня основания.  Первое название — Областной театр музыкальной комедии. В конце 1981 театр стал Государственным музыкальным и открылся в новом статусе на новой сцене в январе 1982.

9-10 декабря 2021, 4 февраля 2022 в Омском музыкальном театре была показана «Свадьба Фигаро» Моцарта, прежде не ставившаяся на этой сцене. Режиссер Александр Лебедев, дирижер Юрий Соснин, художникАлександр Лютов, хормейстер Ангелина Барковская.

10 июня на 84-м году жизни скончался Борис Ротберг, директор Омского музыкального театра в 1990–2017.

Петрозаводск

21 февраля 2021 в Музыкальном театре Республики Карелия состоялась премьера оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». Дирижер Михаил Синькевич, режиссер Георгий Исаакян (в 2015 ставил в Петрозаводске «Волшебную флейту»). Хормейстер спектакля — Александр Зорин, художник Эрнст Гейдебрехт, художник по свету Евгений Ганзбург, художник по костюмам Татьяна Ногинова.

«Мы рифмуем с «завтра». В каком-то смысле это жанр антиутопии, навеянный, например, такой книжкой, как «День опричника» Владимира Сорокина. <…> Думаю, что не случайно в последние три-четыре года театры кинулись ставить «Царскую невесту», тогда как лет 15–20 ее никто не трогал», — сказал перед премьерой Георгий Исаакян в интервью ИА «Республика».

27 апреля 2022 в Музыкальном театре Карелии прошла премьера «Снегурочки» Римского-Корсакова в постановке Аллы Масловской. Музыкальный руководитель и дирижер — Владимир Добровольский. Сценография Кадрии Биккинеевой. 22 марта 2022 прошла премьера оперы Леонкавалло «Паяцы» в постановке главного режиссера театра Анны Осипенко, Музыкальный руководитель и дирижер Михаил Синькевич). 27 апреля 2022 состоялась премьера «Снегурочки» Римского-Корсакова в постановке Аллы Масловской. Музыкальный руководитель и дирижер – Владимир Добровольский, в 2018–2021 дирижер Тюменского симфонического оркестра, с сезона 202102022 штатный дирижер театр и зав. оперной труппой. Сценография Кадрии Биккинеевой.

Как сообщает сайт театра, в прошедшем сезоне состоялись премьеры балета «Алиса» в постановке Кирилла Симонова (5 июля 2022, дирижер Константин Хватынец), мюзикла Е. Крылатова для детей «Красная Шапочка и Серый Волк» (22 декабря 2021, режиссер Снежана Савельева, музыкальный руководитель Владимир Добровольский). Театр впервые побывал на гастролях в Оренбурге и принял Оренбургский театр музыкальной комедии на своей сцене. Всего труппа театра дала 143 спектакля и концерта.

Ростов

В сентябре 2021 Ростовский государственный музыкальный театр принял участие в VI фестивале «Видеть музыку» (12 сентября – 16 ноября). Организатор форума – Ассоциация музыкальных театров России (президент  Георгий Исаакян), при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов.

15 сентября в Москве, на Новой сцене ГАБТа ростовский театр показал оперу Джакомо Пуччини «Турандот», премьера которой состоялась 16 апреля 2021. Художественный руководитель постановки – Вячеслав Кущев, музыкальный руководитель и дирижер – Андрей Иванов, режиссер-постановщик – Павел Сорокин, художник-постановщик – Вячеслав Окунев, художник по свету – Ирина Вторникова, хормейстер-постановщик – Елена Клиничева.

10, 11 и 17 июня 2022 в Ростовском музыкальном театре прошли премьерные показы оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» в постановке Георгия Исаакяна. Постановочная группа та же, что и в «Турандот». С ростовским театром Исаакян сотрудничает далеко не впервые: в 2000 он ставил там «Царскую невесту» Римского-Корсакова, в 2001 – «Евгения Онегина» Чайковского, в 2013 и 2015 – «Фауста» Гуно, в 2014 – «Паганини» Легара, в 2017 – оперно-балетную мистерию Carmina Burana, в основе которой – знаменитая кантата Орфа.

6 и 7 июля 2022 в Ростове состоялась мировая премьера балета Кирилла Симонова на музыку Ефрема Подгайца «Алиса». Дирижер Анатолий Рыбалко (худрук и главный дирижер симфонического оркестра Карельской филармории); дирижеры — Владимир Добровольский, Константин Хватынец; художник Денис Сазонов; художник по свету Сергей Васильев.

Самара

24 и 25 апреля 2021 года в Самарском академическом театре оперы и балета состоялись премьерные показы оперы Дж. Верди «Бал-маскарад» в постановке Филиппа Разенкова. Музыкальный руководитель и дирижер Евгений Хохлов, художник Эрнст Гейдебрехт, художник по костюмам Татьяна Ногинова. Премьера планировалась на апрель 2020, но из-за пандемии ее пришлось отложить. 11 сентября опера прозвучала в Самаре в концертном исполнении.

1 июня 2021 Самарскому театру оперы и балета исполнилось 90 лет. В первые годы театр назывался Средневолжской краевой оперой, в 1939 он был переименован в Куйбышевский государственный театр оперы и балета.

В 1982 Куйбышевский театр оперы и балета стал академическим. С 1991 театр носит нынешнее название. В честь 90-летия на сайте театра впервые опубликована хроника основных событий с 1931 по 2021.

11 сентября 2021 в Самарской опере открылся симфоническим концертом фестиваль «Шостакович XX век» (проводился до 26 сентября в Самаре и Тольятти к 115-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича). На фестивале были представлены разные стороны композиторской деятельности Шостаковича, включая его киномузыку, а также сочинения его учеников (Г. Уствольской, Б. Чайковского, Б. Тищенко) и современников (М. Вайнберга, Н. Мясковского, А. Мосолова, Н. Пейко, А. Онеггера, П.Хиндемита и др.).

В рамках фестиваля 23 сентября состоялась самарская премьера оперы «Игроки» в постановке Юрия Александрова (перенос в Самарский театр оперы и балета спектакля «Игроки-1942», премьера которого прошла в октябре 1996 в театре «Cанктъ-Петербургъ Опера»).

4 октября 2021 в московском Центральном театре Российской Армии, на VI Фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку» была показана одна из «визитных карточек» САТОБа — «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. Режиссер Наталья Дыченко, музыкальный руководитель и дирижер Евгений Хохлов, художник Елена Соловьева, художник по костюмам Наталья Земалиндинова.

5 марта 2022 в театре состоялось исполнение Седьмой симфонии Шостаковича — ровно через 80 лет после премьеры на той же сцене. Оркестром Большого театра дирижировал Туган Сохиев.

2 марта 2022 постановлением Правительства Самарской области Самарскому академическому театру оперы и балета было присвоено имя Дмитрия Шостаковича, а в конце сезона, 28 июня, было представлено новое название театра: Шостакович Опера Балет. Несколькими днями ранее театр покинул генеральный директор Сергей Филиппов (возглавлял труппу с 2019, до того работал министром культуры Самарской области), переведенный на должность директора Самарского академического театра драмы. И.о. директора оперного театра стал бывший зам. С. Филиппова по экономике и финансам Алексей Орлов.

Саратов

2 и 3 октября 2021 в Саратовском театре оперы и балета была показана новая постановка «Кармен» Бизе. Предыдущая саратовская премьера этой оперы датируется 1987. В этот раз «Кармен» поставил на сцене Саратовской оперы Вадим Милков-Товстоногов (уже ставивший здесь «Садко» Римского-Корсакова в 2010 и «Орестею» Танеева в 2011). Главным отличием нового спектакля от предыдущей постановки стали разговорные диалоги на русском языке.

С 20 мая по 9 июня 2022 прошел юбилейный, XXXV Собиновский фестиваль (худ. рук. Юрий Кочнев; тема фестиваля —«Вехи русской истории» / к 350-летию со дня рождения Петра Великого). В концерте-открытии прозвучали «Торжественный коронационный марш» и Полтавский бой из оперы «Мазепа» Чайковского, «Увертюра на русскую тему» Римского-Корсакова, Увертюра к опере «Дмитрий Донской» А. Рубинштейна, кантата Чайковского на открытие Политехнической выставки (которая была посвящена 200-летию со дня рождения Петра I).

Финальным событием фестиваля стала премьера на открытой площадке (Набережная Космонавтов; новый для Саратовской области формат open air) пяти фресок из оперы Андрея Петрова «Петр Первый».

26 февраля 2022 отметил 80-летие народный артист РФ Юрий Кочнев, с 1975 — главный дирижер САТОиБ, с 1991 — художественный руководитель театра.

Продолжаются работы по реконструкции театра. Когда они закончатся, трудно предположить. По информации саратовских СМИ, решение принималось в 2017, работы начались в 2019, но в прошлом году были приостановлены. Пока же театр играет спектакли на Новой сцене, открытой в 2020 (бывший ДК завода «Техстекло»).

Сыктывкар

В мае-июне 2021 в «Новой Опере» и Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии были показаны спектакли Государственного театра оперы и балета Республики Коми (в рамках «Дней Республики Коми в Москве» и всероссийской программы «Большие гастроли», в честь 100-летия образования РК).

Московской и петербургской публике были представлены новая (пятая) редакция национального балета Якова Перепелицы «Яг-Морт» («Лесной человек»), премьера которой состоялась в Сыктывкаре 17 апреля 2021 (хореограф Александр Рюнтю, дирижер Роман Денисов) и «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха (спектакль 2018, отмеченный премией «Онегин»; режиссер Илья Можайский, дирижер Азат Максутов).

21 ноября 2021 в оперном театре Коми прошла премьера «Пиковой дамы» Чайковского (впервые поставленная на этой сцене в 1993 Ией Бобраковой) в постановке Ильи Можайского. Дирижер Роман Денисов, художник Мария Смолко, хореограф Андрей Меркурьев, хормейстеры Ольга Рочева и Алла Швецова.

С 10 по 29 апреля 2022 в столице Коми проходил ХХХII Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна») им. И.П. Бобраковой. На фестивале планировалось показать две премьеры:  «Дон Жуан» Моцарта и балет «Русалочка» Туомаса Кантелинена. Но поскольку оба проекта международные, показы пришлось отложить.

Улан-Удэ

1 октября 2021 на должность художественного руководителя Бурятской оперы был назначен дирижер Владимир Рылов. Худрука в театре не было два с половиной года: контракт с предыдущим художественным руководителем Юрием Лаптевым закончился еще в 2019. Для Владимира Рылова это уже «третье пришествие» в Улан-Удэ. Он был главным дирижером Бурятского театра оперы и балета в 1986-1989, а также помогал театру наладить репертуар и режим работы в начале 2000-х.

7 октября 2021 на пресс-конференции в Бурятской опере министр культуры республики Соелма Дагаева представила нового директора театра: им стал бывший замминистра культуры Забайкальского края Дмитрий Дылыков. С 2018 театр возглавляла Эржена Жамбалова, которая была назначена, по словам С. Дагаевой, «как антикризисный менеджер». «Во-первых, была выровнена ситуация с заработными платами сотрудников. Во-вторых, было сделано много в творческом плане. <…> Благодаря инициативе директора театр выиграл грант в размере 13 млн рублей на постановку оперы «Князь Игорь». Несмотря на сложную ковидную обстановку, театр участвовал в больших гастролях по городам Дальнего Востока», — сказала министр.

В театре продолжается ремонт здания и кровли в рамках федеральной программы к 100-летию Республики Бурятия (будет отмечаться в 2023). На эти цели было выделено более 15 млн руб. В прошлом году были отремонтированы фойе и зрительный зал. В 2022 будет завершен ремонт фасада и кровли.

Уфа. Башопера

18 февраля 2021 в Башкирском театре оперы и балета был впервые показан балет Рината Абушахманова на музыку Николая Попова «Свет погасшей звезды» (по мотивам башкирской легенды «Сердце-гора»). 15 ноября эту постановку показали в Москве, в МАМТе, на фестивале «Видеть музыку» вместе с другим балетом тех же авторов — «О чем молчат камни» (в основе либретто — исследования Владислава Житенева, археолога, доктора исторических наук, доцента кафедры археологии МГУ), премьера которого прошла в Уфе 17 марта 2019.

5 и 6 марта 2021 состоялась премьера оперы Владимира Мартынова «Vita Nuova (Новая жизнь)». Либретто написано Мартыновым в соавторстве с Эдуардом Бояковым на основе La Vita Nuova Данте Алигьери. Постановка Елизаветы Корнеевой, музыкальный руководитель и дирижер Артем Макаров, художник Екатерина Агений. 16 ноября этот спектакль был показан в Москве, в МАМТе, на фестивале «Видеть музыку».

Последней премьерой в 2021 стали объединенные в один спектакль одноактные оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи и «Виллисы» Джакомо Пуччини. Музыкальный руководитель и дирижер Артем Макаров, режиссер-постановщик Ильмар Альмухаметов, режиссер Кирилл Уманцев, сценограф Даян Тувалев, хореограф Ирина Филиппова.

Завершила сезон в июне 2022 премьера «Евгения Онегина» в постановке Ляйсан Сафаргуловой, музыкальный руководитель и дирижер Начальник Образцово-показательного оркестра войск национальной гвардии РФ, полковник Азат Шахмухаметов, художник-постановщик и художник по костюмам Иван Складчиков.

9 февраля 2022 на сайте Башоперы появилась информация, что на должность музыкального руководителя Башкирского театра оперы и балета назначен главный хормейстер театра Александр Алексеев. Музыкальный руководитель — новая в Башопере должность.

На данный момент в Башопере сложилась следующая система руководства: генеральный директор — Ильмар Альмухаметов; художественный руководитель — Аскар Абдразаков (с 2019 также является советником Главы РБ по вопросам культуры и искусства); главный дирижер — Артем Макаров; музыкальный руководитель и главный хормейстер — Александр Алексеев; главный балетмейстер — Леонора Куватова; главный художник — Иван Складчиков; художник по свету — Сердар Чарыев.

Чебоксары

25 мая 2021 на заседании худсовета ЧГТОиБ в Чебоксарах было объявлено имя нового художественного руководителя театра. Им стал Максим Жучин, до этого времени занимавший пост главного режиссера театра (в 2009-2012 и с 2020; в 2010-2012 совмещал эту должность с обязанностями директора театра).

Вскоре Жучин поставил в Чувашском театре оперы и балета монооперу Франсиса Пуленка «Человеческий голос» — впервые в Чебоксарах (премьера 16 сентября 2021). Дирижер спектакля Ольга Нестерова, художник Валентин Федоров, хореограф-постановщик — Марианна Субботина.

Челябинск

3-4 апреля 2021 в Челябинском театре оперы и балета состоялась премьера «Иоланты» Чайковского. Поставили спектакль музыкальный руководитель и дирижер Евгений Волынский, режиссер Вадим Кейш, художник Антон Сластников, художник по костюмам — Елена Сластникова, художник по свету Павел Ларионов, видеоинсталляция Дмитрия Иванченко и Антона Сластникова.

Это была вторая премьера в Челябинской опере в год ее 65-летия (13–14 февраля 2021 в театре шел «Дон Кихот» Минкуса в новой хореографической редакции Юрия Выскубенко) и третья «Иоланта» в истории театра: ее ставили здесь в 1964 и 1986 (последняя постановка, Георгия Миллера, продержалась в репертуаре до 2019).

66-й сезон театра открылся 2 октября 2021 премьерой «Бала-маскарада» Верди в постановке Иркина Габитова. Музыкальный руководитель Евгений Волынский, художник Вячеслав Окунев, художник по свету  Ирина Вторникова, хореограф Александра Тихомирова.

Опера «Бал-маскарад» была в репертуаре челябинского театра с 1974 по 1991 (в постановке  Нияза Даутова).

В 2022 состоялась премьера балета Адана «Корсар» (хореограф Юрий Клевцов, музыкальный руководитель и дирижер Евгений Волынский, дирижер-постановщик Вячеслав Губанов, сценограф, художник по костюмам и по свету Дмитрий Чербаджи). Ранее «Корсар» ставился на челябинской сцене дважды: в 1968 и 1993.

Якутск

В конце мая 2022 ушел с должности директора и худрука Якутского театра оперы и балета Сергей Юнганс, проработавший в театре 3 сезона. В сообщении Министерства культуры и духовного развития РС (Якутия) говорилось, что контракт с Юнгансом досрочно завершен по его личному заявлению, в связи с семейными обстоятельствами. Врио директора театра была назначена зам. директора по работе со зрителями Маргарита Васильева.

В Якутск Сергей Юнганс приехал в 2019 из Екатеринбурга и стал победителем открытого конкурса на замещение вакантной должности директора театра СахаОпераБалет, который проводился Правительством Якутии. При Юнгансе был поставлен балет Геннадия Гладкова «12 стульев» (режиссер Анастасия Гриненко), написанный в 1986 и не ставившийся в Якутске с конца 80-х.

С 7 июля Юнганс занимает пост директора Хабаровского краевого музыкального театра.

В 51-м сезоне, завершившемся 22 мая 2022, в рамках федеральной программы «Большие гастроли» якутский театр посетил семь регионов России. В Тюменском драмтеатре состоялась мировая премьера балета «Дягилев. Сезоны» (автор идеи и режиссер-постановщик — Сергей Юнганс, хореограф Алексей Расторгуев). Из оперных событий отметим премьеру 14 мая 2022 детской интерактивной оперы Сергея Баневича «Про кошку, кашку и молоко», а также (в сезоне 2020-2021) — премьерные показы (27-28 марта 2021) оперы Бизе «Кармен» в постановке Николая Маркелова. ЧГТОиБ в Чебоксарах.

Антон ДУБИН | «МО» № 7 (498) 2022