Проект «Студия | Science» к 30-летию «Студии новой музыки» (28 сентября; 6, 13 и 17 октября 2023; МГК)

Проект «Студия | Science» к 30-летию «Студии новой музыки» (28 сентября; 6, 13 и 17 октября 2023; МГК)

Осенью 2023 Центр современной музыки Московской консерватории проведет научные чтения и ряд презентаций под общим названием СТУДИЯ | SCIENCE. Проект приурочен к 30-летию Ансамбля «Студия новой музыки» и пройдет в рамках юбилейного фестиваля «СтудияФест».

«Студия | Science» – одно из звеньев направления, которое еще в начале 1990-х годов начали развивать в Московской консерватории основатели «Студии новой музыки»: композитор Владимир Тарнопольский, музыковед Александр Соколов и дирижер Игорь Дронов. Главной задачей было сформировать сеть научно-творческих структур, которые смогли бы обеспечить полноценное функционирование экосистемы современной музыки в России. Так, параллельно с созданием и исполнением новой музыки в рамках деятельности ансамбля шло ее научно-теоретическое осмысление в проектах Центра современной музыки, на курсах кафедры современной музыки и в дискуссионных программах фестиваля «Московский форум».

Замысел проекта «Студия | Science» перекликается с ключевыми идеями юбилейного года – подведение итогов тридцатилетия и погружение в тему новых исполнительских практик. В течение четырех дней пройдут три секции научных чтений (научно-теоретическая, научно-практическая и молодежная), а также презентации хрестоматий по расширенным инструментальным техникам, новой книги Юрия Каспарова и медиа-архива «Студии новой музыки».

28 сентября в конференц-зале Московской консерватории состоятся заседания научно-теоретической секции «30 лет новой музыки».

Задача секции – проследить, как изменялся ландшафт современного музыкального искусства на протяжении последних 30 лет. Участникам предлагается затронуть теоретические и исторические аспекты новейшей музыки, поделиться результатами музыкально-социологических исследований.

Основные направления:

  • Новая музыка и социологические аспекты современной культуры
  • От пост- к метамодернизму: парадигмы новой музыки
  • Антропология современной музыки
  • Новая музыка в полемике с авангардом
  • Теоретические аспекты новой музыки
  • Новый звуковой материал и методы его исследования
  • Новый музыкальный театр
  • Новый синтез искусств: мультимедиа в композиторском творчестве
  • Современные музыкальные практики: новые формы репрезентации произведений

Дедлайн для заявок – 1 сентября.

Форма заявки – здесь.

6 октября – научно-практическая секция «Новые инструментальные практики».

К обсуждению предлагаются вопросы, связанные с расширенными техниками, нотацией, спецификой нового исполнительского опыта и функционированием коллективов, специализирующихся на современном репертуаре. Секция продолжает ряд творческих проектов юбилейного сезона «Студии новой музыки». Среди них – цикл концертов «Путеводитель по ансамблю», презентация хрестоматий по расширенным инструментальным техникам (для гобоя и виолончели), авторские тренинги в программе IV Всероссийских семинаров новой музыки и создание новой пьесы в рамках проекта «Ноты и квоты» с композитором Владимиром Горлинским.

Основные направления:

  • Современный репертуар (для сольных инструментов, для ансамбля)
  • Новый тип оркестра: ансамбль солистов
  • Расширенные инструментальные техники
  • Современная нотация: эволюция, новые решения, авторские системы
  • Современная музыка в системе образования

Дедлайн для заявок – 1 сентября.

Форма заявки – здесь.

13 октября в Конференц-зале Московской консерватории состоится презентация новой книги композитора Юрия Каспарова «Темброфактура в современном камерном ансамбле». Там же пройдет презентация медиа-архива «Студии новой музыки» – онлайн-ресурса, базирующегося на репертуаре ансамбля и представляющего результаты его деятельности за последние 30 лет. В Рахманиновском зале будут представлены хрестоматии «Новые исполнительские техники» для гобоя и виолончели.

17 октября – заседания молодежной секции «Это будет завтра».

«Это будет завтра» – лозунг композиторов-спектралистов, определявший музыкальное искусство будущего. В 1973 он стал визитной карточкой Group de l’Itineraire («Группы маршрута») – творческого объединения, куда входили Жерар Гризе, Тристан Мюрай, Юг Дюфур и другие композиторы, а также исполнители-единомышленники. Участникам проекта «Студия | Science» предлагается выступить с презентациями своих научных исследований и порассуждать о том, каким был взгляд в будущее в ХХ веке, в периоды раннего и послевоенного авангарда, и каков он в наше время. Презентации можно подготовить на основе работ различных форматов: курсовые и диссертации; завершенные исследования и искусствоведческие «works in progress», пока не имеющие окончательных выводов.

Дедлайн для заявок – 1 октября.

Возраст участников – до 36 лет.

Форма заявки – здесь.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях