«Король» в Большом театре: премьера оперы Умберто Джордано (6—9 июля 2023)

«Король» в Большом театре: премьера оперы Умберто Джордано (6—9 июля 2023)
Иллюстрация к спектаклю — Большой театр, официальный сайт

С 6 по 9 июля 2023 на Камерной сцене Большого театра – премьерные показы оперы Умберто Джордано «Король». Дирижер-постановщик – Антон Гришанин, режиссер-постановщик – Юрий Муравицкий, художник-постановщик – Петр Окунев, художник по свету – Евгений Подъездников.

«Король» – последняя опера вериста Джордано, значительно уступающая в популярности другой его опере, «Андре Шенье», впервые представленной в Большом в 1897 силами итальянской труппы Дирекции Императорских театров. Премьера «Короля» состоялась в миланском театре Ла Скала 12 января 1929. Краткое содержание – здесь.

Юрий МУРАВИЦКИЙ (в 2021-2023 – главный режиссер Театра на Таганке, ставивший также в Театре.doc, Электротеатре Станиславский, Театре имени Пушкина, на многих других площадках): «”Король” – стилистически необычное, оригинальное сочинение. С одной стороны, оно было написано композитором-веристом, представителем поздне-романтической традиции. С другой стороны, в первой половине ХХ века в Италии уже были популярны композиторы-авангардисты “Поколения 1880-х” или, как их еще называют, “Пять великих”: Дж. Ф. Малипьеро, И. Пиццетти, О. Респиги, А. Казелла, Ф. Альфано. Музыкальная культура того времени включала в себя и веризм, и неоклассицизм, и авангард. В этой опере в определенных процентах есть и то, и другое, и третье. Возможно, подобная смешанная стилистика – еще одна причина, по которой ее так редко ставят. “Король” – это не есть веризм в его абсолютном воплощении. Но при этом композитор-верист, конечно, не мог в одночасье отказаться от всего, что исповедовал ранее.

Я же отталкивался от отсылок к эпохе барокко, которые наличествуют в этой опере: партия Розалины написана для колоратурного сопрано, что уже говорит само за себя, а либретто начинается с указания: “Действие происходит в XVIII веке в стране, где правил Король”. Это – игра со стилем, и даже не с одним. Я очень люблю барочный театр за его яркость и нарочитую условность.

Наша версия – вполне классическая. Мы не стали переносить действие в современность или, например, в будущее. Я ничего не менял в либретто, хотя небольшой сюрприз в финале все-таки будет. Дирижер-постановщик, Антон Гришанин, не вносил значительных изменений в партитуру».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях