Премьера оперы Щедрина «Не только любовь» (6, 7, 8 марта 2024, МАМТ)

Премьера оперы Щедрина «Не только любовь» (6, 7, 8 марта 2024, МАМТ)
Иллюстрация к спектаклю — МАМТ, официальный сайт

6, 7 и 8 марта в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоится премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке Евгения Писарева. Идея проекта принадлежит главному дирижеру МАМТ Феликсу Коробову, он же является музыкальным руководителем спектакля. Художник-постановщик – Максим Обрезков. Художник по костюмам – Мария Данилова.

Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. Действие произведения происходит в советской колхозной деревне спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны. В основе сюжета лежит история главной героини – председателя колхоза Варвары Васильевны, оказавшейся перед выбором между чувством и профессиональным долгом. Сам Щедрин называл свое произведение «колхозным “Евгением Онегиным”». Подобно «Евгению Онегину» Чайковского, опера Щедрина имеет жанровый подзаголовок «Лирические сцены». Как и в «Онегине», лирический, бытовой и драматический элементы в этой истории тесно переплетаются друг с другом. Музыковеды часто соотносят сцену объяснения Онегина с Татьяной и сцену с Варварой и Володей в конце спектакля.

«Не только любовь» стала одной из главных тем в дискуссиях музыкальных критиков 1961 года. После премьеры оперы в Большом театре предполагались еще 4 показа, однако они были заменены оперой «Травиата». Попытка реформировать советскую оперу, по словам самого Щедрина, была преждевременной.  В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко опера «Не только любовь» была впервые поставлена в 1981 дирижером В. Кожухарем и режиссером О. Ивановой. Оформил спектакль Сергей Бархин.

Главный дирижер театра Феликс Коробов давно мечтал поставить произведение Щедрина целиком: «Внутри этой оперы, которая идет около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии. Мы погружаемся в пучину страстей оперы, в этот своеобразный клубок не менее сильных страстей, чем тех, что описаны в “Леди Макбет Мценского уезда”».

Режиссер грядущей премьеры Евгений Писарев – художественный руководитель Московского драматического театра им. Пушкина. Окончил Школу-студию МХАТ в 1993 году, после выпуска был принят в Театр им. Пушкина. С 1996 работает как режиссер. С 2007 по 2010 год был помощником художественного руководителя МХТ им. А.П. Чехова Олега Табакова. В июне 2010 года назначен художественным руководителем Театра им. А.С. Пушкина. В 2013 году в качестве приглашенного режиссера поставил оперу Россини «Итальянка в Алжире» на сцене МАМТа. В Большом театре Писарев поставил «Свадьбу Фигаро» (2015), «Севильского цирюльника» (2018), «Мазепу» (2021) и «Адриану Лекуврер» (2023). Последний спектакль был отмечен Премией «МО» 2023 как лучшая оперная постановка. Мюзиклы Писарева «Шахматы» в МДМ (2020) и «Кабаре» в Театре Наций (2021) стали большими художественными событиями, второй из них принес режиссеру «Золотую Маску».

Евгений Писарев о спектакле: «Конечно, главное, это лирическая история о несостоявшейся любви. Об изломанности души сильных людей. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить».

При создании декораций Максим Обрезков использовал в оформлении «фирменный» синий цвет Музыкального театра, условно объединив таким образом зрительный зал со сценическим пространством. В основу визуального решения костюмов, по словам Марии Даниловой, легла «романтика „неудачливого“ послевоенного колхоза, поэзия травм после Второй мировой войны, но в то же время поиска любви, страсти и нежности». Источниками вдохновения стали фильмы «Дело было в Пенькове» и «Космос как предчувствие», а также подлинные фотографии того времени.

Главные партии на премьерных показах исполнят Наталья Зимина, Владимир Дмитрук, Лариса Андреева, Кирилл Матвеев, Элеонора Макарова, Мария Макеева.

«МО»