От «Невесты» до «Эроса». 43-й фестиваль современной музыки «Московская осень»

От «Невесты» до «Эроса». 43-й фестиваль современной музыки «Московская осень»

С 1 по 30 ноября 2023 в Доме композиторов прошел XLIII фестиваль современной музыки «Московская осень». В программе — 25 концертов, музыка около 100 ныне живущих композиторов и 16 ушедших.

Возвращение «Осени»

Фестиваль был организован в конце 1970-х как смотр творчества московских (а позже и не только московских, но и советских, российских и зарубежных) композиторов разных поколений, во всех жанрах. Во времена, когда «Московская осень» оставалась чуть ли не единственным и крупнейшим фестивалем современной музыки в СССР, каждый московский композитор по крайней мере один раз в год мог рассчитывать на исполнение своих новых сочинений. Месяц ежедневных концертов, круглые столы, посвященные современной музыке — этот формат сохранялся почти 40 лет.

В 2020 и 2021 фестиваль не проводился из-за пандемии. В 2022 состоялась попытка возродить фестиваль: было проведено 10 концертов камерной музыки. В 2023 было решено вернуться к традиционному формату. Готовило фестиваль Правление Союза московских композиторов во главе с Олегом Галаховым, председателем Оргкомитета фестиваля, главой Правления, который в конце 1970-х был одним из инициаторов «Московской осени». Галахов ушел из жизни 15 сентября 2023. 24 октября, на 40-й день кончины О.Б. Галахова, в Доме композиторов прошел концерт его памяти.

Оркестры. От «Невесты» до «Эроса»

Центральными событиями фестиваля по традиции являются концерты открытия и закрытия, с участием симфонического оркестра. В 2023 оба концерта, обрамлявших «Московскую осень», прошли с участием симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» (дирижер Сергей Тарарин). 1 ноября фестиваль открылся Концертом для тромбона с оркестром «Грани Света и Тьмы» Валерия Кикты, одного из старейших московских композиторов: так же названа и программа всего концерта. Прозвучало и сочинение Юрия Воронцова «Вологодская невеста», написанное по заказу фестиваля «Кружева в Вологде в 2022 (там же состоялась его мировая премьера).

Завершилась «Московская осень» 30 ноября программой, названной «Птица над бездной», с символической аркой от первого концерта: исполнением Симфонии № 4 Екатерины Кожевниковой «Эрос» для сопрано, баса и симфонического оркестра.

В форуме приняли участие ведущие народные оркестры: им. Осипова, им. Некрасова ВГТРК, оркестр «Москва» МГИМ им. Шнитке.

В программе НАОНИР им. Осипова (3 ноября) — Симфония № 4 И. Красильникова «Звуки земли» по мотивам книги И. Соколова-Микитова (дедушки ректора Московской консерватории А.С. Соколова), сочинения юбиляра нынешнего года В. Беляева (род. 1948), партитура А. Шатковской «В прекрасном и яростном мире», которую автор посвятила своему наставнику Михаилу Броннеру.

Среди сочинений, которые исполнил ОРНИ «Москва» (худ. рук. и главный дирижер Николай Алданов) — «Якутский концерт» для балалайки с оркестром Е. Подгайца, пьеса “Dead line” М. Броннера, сюита для оркестра саратовского композитора А. Павлючука (автора двух сочинений, написанных к 20-летию и 25-летию «МО» и посвященных «Музыкальному обозрению»).

Камерные оркестры

12 ноября на фестивале выступил Губернаторский камерный оркестр Тверской филармонии «Российская камерата» (худ. рук. и главный дирижер Андрей Кружков), в программе которого — также сочинения Е. Подгайца («Сквозь листву», двойной концерт для домры, скрипки и камерного оркестра) и М. Броннера («Стокгольмский синдром», концерт для саксофона и камерного оркестра). Название «Сквозь листву» «отсылает» и к колонтитулу буклета фестиваля, на котором сквозь золотисто-осеннюю листву виден Храм Василия Блаженного со стороны Москвы-реки; и к названию прелюдии Дебюсси «Колокола сквозь листву»…

Любопытную параллель представили две программы: камерного оркестра «Времена года» (худ. рук. и главный дирижер Владислав Булахов) — «Контрасты концерта» (10 ноября) и «В поисках сонаты» (16 ноября), в которой прозвучат сочинения И. Юсуповой («Соната без первой части» для фортепиано), И. Дубковой («Солнечный ветер», сюита для баяна соло), А. Николаева (1931–2003) (Соната для фортепиано), В. Довганя (Соната для виолончели и фортепиано).

Камерные программы

Камерные концерты всегда были основой фестиваля. Это и «сборные» программы с участием разнообразных составов, и концерты ансамблей современной музыки, и своего рода отчеты творческих объединений композиторов. В программе «Миражи» (23 ноября) — «Осень», три пьесы для флейты и фортепиано Г. Схаплок; «Маленький сад» для эрху и вибрафона Цзо Чжень Гуаня; «Менгиры, пять пьес для фортепиано А. Ромашковой; «Миражи», четыре пьесы для саксофона, вибрафона и виолончели В. Сумарокова…

Творческое объединение «Мост» 19 ноября представило концерт вокальной музыки (в том числе прозвучат сочинения А. Вискова «Сорокоуст» на стихи С. Есенина и «Посвящение Юрию Буцко» В. Арзуманова, с 1976 живущего во Франции).

«Время в зеркале памяти» (27 ноября) — программа с сочинениями А. Шатковской (ее пьеса для валторны и фортепиано дала название концерту), Н. Сайковича — «Меж тьмою и светом» (сочинение В. Кикты, звучавшее в концерте-открытии, напомним, называется «Грани Света и Тьмы»), Е. Агабабовой — «Парадоксальный сон» для скрипки и фортепиано; недавно ушедших М. Белодубровского (1941–2022) — «Вступление, Плач и Хорал» на стихи Г. Тракля для женского голоса и фортепиано и А. Муравлева (1924–2023) — «Весенняя гроза» на стихи Ф. Тютчева…

Хор

Регулярно участвует в фестивале «Московская осень» хоровая капелла «Ярославия» (худ. рук. и главный дирижер Владимир Контарев). Концерт «Ярославии» прошел 6 ноября. 17 ноября выступил Концертный хор МГИМ им. Шнитке (худ. рук. и главный дирижер Дмитрий Онегин). Оба коллектива — участники фестивалей «Кружева», которые в 2008–2022 проводило в Вологде «Музыкальное обозрение».

Ансамбли современной музыки

Выступления ведущих московских и российских ансамблей современной музыки составили значительную часть фестивальных концертов. 13 ноября — концерт МАСМ. В программе: В. Екимовский — «Андалузский пес», сопровождение к немому фильму Дали и Бунюэля для четырех исполнителей; К. Уманский (1962–2022) — Квинтет для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано; А. Филоненко — “Fleur” для скрипки и фортепиано; C. Павленко (1952–2012) — «В манере Гогена» для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано.

Сочинение С. Павленко звучало 23 октября в Камерном зале Московской филармонии в первом концерте 15-го сезона совместного абонемента МГАФ и «Музыкального обозрения» «Эхо столетия. К 100-летию АСМ. Персона – композитор» (сезон 2023/2024). 14 ноября — второй концерт абонемента, включенный в программу «Московской осени» под рубрикой «В дни фестиваля». «Персоной» вечера стал Фарадж Караев, юбиляр года: 19 декабря 2023 ему исполнилось 80 лет. Автор программы, представление и интервью — главный редактор «Музыкального обозрения» Андрей Устинов. Исполнители — солисты ансамбля солистов Московской консерватории «Студия новой музыки».

28 ноября — концерт ансамбля «Студия новой музыки» (дирижер Игорь Дронов), в котором прозвучали сочинения Ю. Каспарова (“Contro lamento”), О. Озерской («Четвертое измерение»), А. Ровнера («Талисман»), О. Раевой (Трио для саксофона, фортепиано и ударных), А. Подзоровой («Право вето»), Р. Есаяна (“Die Facetten des Licht”), С. Жукова (“Kryptos” для сопрано, флейты, бас-кларнета, скрипки, рояля, аккордеона и ударных).

26 ноября Ассоциация электроакустической музыки представила творчество постоянных участников (Т. Буевского, В. Комарова, О. Ростовской) и новых членов АЭМ (А. Ананьева, А. Ромоданова, М. Брянцева), ушедших авторов Э. Артемьева (1937–2022), А. Родионова (1954–2023), С. Крейчи (1936–2021), А. Стояновой-Стефану (1969–2003).

Исторический раздел концерта включал уникальное исполнение пьесы А. Шнитке «Поток» с видеорядом и комментариями О. Ростовской и II часть концерта американского композитора А. Фулейхана (1900–1970), исполнение которой приурочено к 100-летию музыки для терменвокса. Ведет программу композитор, доктор искусствоведения Артем Васильев (неоднократный участник проектов «Музыкального обозрения»).

«Патриотическая песнь»

Некоторые композиторы и исполнители отдали дань патриотической теме. На фестивале прозвучали кантата А. Микиты «Крымские песни» на стихи русских поэтов, моноспектакль В. Беляевой «Тебя воспеваю, Русь!» (вокал и фортепиано — автор), хор «Родина» Л. Родионовой на стихи З. Прилепина, поэма для голоса и фортепиано И. Вишневского (1960–2018) «Новороссия» на стихи русских поэтов; «Русская сюита» А. Ананьева для органа.

Участники

Кроме названных исполнителей, в фестивале приняли участие:

Симфонический оркестр Министерства обороны РФ (дирижер Сергей Дурыгин),

Центральный концертный оркестр МВД  России (главный дирижер Феликс Арановский),

Государственный Кремлевский оркестр Управления делами Президента РФ (художественный руководитель – главный дирижер Константин Чудовский).

Солисты — Э. Теплухина, И. Кощеев, Е. Рихтер, Ю. Полубелов (фортепиано), Г. Казазян (скрипка), А. Людевиг (альт), Ф. Землеруб, О. Галочкина (виолончель), И. Паисов (гобой), А. Скиба (саксофон), Ф Шагов (туба), Л. Шишханова и И. Гольденберг (орган), В. Сыч и Е. Дрегалин (ударные), С. Шмельков (баян), Е. Мочалова и Е. Волчков (домра), Л. Муравьева (гусли звончатые), Ю. Макарьянц, А. Лепешинская, Д. Степанович (вокал), М. Мерабова (джазовый вокал).

***
Фестиваль восстановлен. Займет ли он такое же место в музыкальной жизни, как в 1980-е –1990-е годы, восстановит ли свое реноме — покажет время.

Павел РАЙГОРОДСКИЙ
Антон ДУБИН


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях