Памяти Эдуарда Алексеева

Памяти Эдуарда Алексеева
Фото http://igi.ysn.ru/

В Бостоне в возрасте 83 лет скончался известный российский ученый-этномузыковед Эдуард Ефимович Алексеев. Своей многолетней и многогранной творческой деятельностью он внес огромный вклад в изучение и освоение музыкального фольклора многих народов СССР и России, главным образом сибирского Севера и прежде всего якутов.

Эдуард Алексеев родился 4 декабря 1937 в Якутске, в семье заслуженных учителей ЯАССР. В 1952-1956 учился в ЦМШ при Московской консерватории у Абрама Шацкеса (фортепиано) и Людмилы Фокиной (теория музыки), окончил ЦМШ с золотой медалью. В 1961 с отличием окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (класс профессора Лео Мазеля). В 1963-1966 совершенствовался в аспирантуре Института истории искусств АН СССР у Виктора Беляева (музыкальная фольклористика). Работу фольклориста начинал в 1959 лаборантом в Кабинете народной музыки Московской консерватории. Годом ранее предпринял первую экспедицию в Амгинский и Восточно-Кангаласский улусы Якутии, нотировал и выпустил на грампластинке записи якутского народного певца Устина Нохсорова. В 1961-1963 преподавал в Якутском музыкальном и Якутском педагогическом училищах.

В 1964-1993 работал в Институте истории искусств (с 1977 ВНИИ искусствознания, с 1992 Государственный институт искусствознания). В 1987 организовал в Институте сектор-лабораторию (позже – отдел) общей теории музыкального фольклора. Проводил комплексные экспедиции в Якутию, на Алтай, в Абхазию, Аджарию, Адыгею, Башкирию, Белоруссию, Бурятию, Западную Грузию и Сванетию, Монголию, Туву, Калмыкию, Киргизию, Крым, Узбекистан, Краснодарский край. Записывал образцы музыкального фольклора русских, эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, эскимосов, калмыков, евреев, цыган, крымских татар, шапсугов и др., а также песни бардов, музыку фолк-рок ансамблей. Редактор-составитель сборника песен самодеятельного композитора Христофора Максимова (Якутск, 1962) и соавтор (совместно с Надеждой Николаевной Николаевой) сборника «Образцы якутского песенного фольклора» (Якутск, 1981).

В 1970-х – начале 1980-х совместно с музыковедом Григорием Головинским и психологами Григорием Зараковским и Владимиром Волоховым провел серию исследований массовых музыкальных вкусов молодежи.

С 1972 по 1992 руководил Всесоюзной комиссией по народному музыкальному творчеству Союза композиторов СССР. Вел семинары молодых фольклористов, принимал участие в организации международных научных конференций, всесоюзных отчетно-экспедиционных сессий, фольклорных концертов и фестивалей.

В 1990 во ВНИИ искусствознания защитил докторскую диссертацию на тему искусствоведения «Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект».

В 1993-1996 – сотрудник Института проблем малочисленных народов Севера в Якутске. Вице-президент Академии духовности Республики Саха (1996-1997).

С 1997 жил в США, работал в Международном институте в Бостоне (International Institute of Boston).

Э. Е. Алексеев – автор монографий «Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни)» (М., 1976), «Образцы якутского песенного фольклора» (совм. с Н. Николаевой) (Якутск, 1981), «Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект» (М., 1986, 2-е изд. 2008), «Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни» (М., 1988), «Нотная запись народной музыки: Теория и практика» (М., 1990); очерков, статей, эссе, посвященных различным аспектам народного музыкального творчества: теоретическим проблемам лада, мелодической интонации, тембра и нотной записи, а также социологическим и психологическим аспектам музыкального восприятия.

В качестве редактора-составителя выпустил серию сборников «Из коллекции фольклориста» (20 выпусков с приложением грампластинок, Москва, 1974-1989).  Разработанные для этой серии приемы редактирования нотных текстов использованы в работе над многотомной серией «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (первые 10 томов серии, как и труды Алексеева 1980-х годов, были выдвинуты в 1995 на соискание Государственной премии РФ).

Участвовал в создании фильма о шаманах “Dream Times” («Времена сновидений», режиссер-оператор Андрис Слапиньш, консультант-этнограф Елена Сергеевна Новик, 1987, приз 1-го Международного фестиваля аудиовизуальной антропологии, Пярну, Эстония, 1987).

Как исследователь ставил целью создание основ антропофоники – общей теории осмысленного звукоизвлечения, охватывающей пение и говорение (Singing and Speaking).

Автор музыкальных произведений, в том числе оперы «Песнь о Манчары» (в соавторстве с якутским композитором Германом Комраковым), которая ставилась в Якутском театре оперы и балета в 1967, 1972, 1997 и 2014.

Эдуард Ефимович Алексеев скончался 10 марта 2021 в Бостоне.

Татьяна Чередниченко
Парадокс Алексеева

(«Новое время», № 23, 1995, с. 34-35)

Я почти не надеюсь, что из списка соискателей Государственной премии России в области литературы и искусства высокая комиссия выберет Эдуарда Ефимовича Алексеева — музыковеда-этнолога, чьи работы стали этапными в современной отечественной фольклористике. Не надеюсь, поскольку до сих пор фольклористика в нашей культуре находится на грани выживания, подобно малым народам.

Между тем в нынешней России все народы превратились (или вот-вот превратятся) в «малые» – теряющие традиции и даже просто численность.  Во всяком случае, комплекс национальной притесненности (характерная черта этносов, предчувствующих вырождение или, скажем мягче, испытывающих тревогу за коллективное будущее) наблюдается сегодня от Москвы до самых до окраин.  Государственное внимание к этнографическим и этнологическим исследованиям в таких условиях могло бы хоть сколько-нибудь противостоять разрушительной психологии управляемой глобальности (в экономической политике, в социальных программах, в культурной стратегии).  Вот почему – независимо даже от действительно выдающихся научных и просветительских достижений – я бы присудила Госпремию фольклористу Алексееву, раз уж его труды на нее выдвинуты. Кстати, последнее обстоятельство обнадеживает.

Итак, представим ученого – совсем кратко.  Как это делается в справочных изданиях.  В данном случае и сухая «объективка» говорит сама за себя. Эдуард Алексеев, якут по национальности, учился в Московской консерватории. Уже около 30 лет работает в Институте искусствознания, что в Козицком переулке.  Докторскую диссертацию защитил достаточно поздно, уже имея несколько фундаментальных монографий. И как раз за ту, что стала основанием для присуждения высшей ученой степени, был удостоен премии Всесоюзного конкурса музыковедческих работ им. Б. В. Асафьева (1991).

Впрочем, не работа за письменным столом главенствует в жизни ученого, а практическая деятельность по собиранию и сохранению фольклора, по этнологическому просветительству у нас в стране и за рубежом. Алексеев с 1987 года член Международного Совета по традиционной музыке (International Council for Traditional Music). Так мировое научное сообщество признало двадцатилетние усилия редактора-составителя серии нотных записей и комментариев «Из коллекции фольклориста» и музыкального редактора 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».

Его же монографии были первыми (и остаются уникальными) в отечественной науке трудами, в которых фольклорные памятники не просто описываются, не просто музыковедчески анализируются, но ставятся в контекст фундаментальной науки и культуры.  Для меня остается неувядаемо эвристичной книга «Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни)» (Москва, 1976).  Мало того, что в ней впервые (и, кажется, этого опыта никто больше не повторял) собраны разножанровые памятники одной из наиболее архаичных сохранившихся фольклорных культур, – эти памятники рассмотрены с точки зрения универсалий народного мышления. Здесь все открывает новые горизонты: в частности, идея о «зонном звуке» (наиболее архаичное музицирование не знает точной высоты звука, но это не означает «фальшивости» пения; просто музыкальное мышление оперирует не количествами, а качествами, строя из этих качеств в высшей степени сложную и наполненную мировоззренческим смыслом музыкальную структуру).  И продолжение первой монографии, в котором ее идеи спроецированы на ранний фольклор народов, живущих на разных континентах, – книга «Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект» (Москва, 1986) тоже стала вехой на пути понимания культурной эры, когда коллективный слух (да и мышление в целом) «работал» качественными, а не количественными категориями.

Когда погружаешься в этот уникально-органичный музыкальный мир, становится мучительно больно за чуть ли не бесцельно прожитые тысячелетия.  Попыткой избыть, рационализировать или даже позитивно-практически использовать эту боль стали книги Алексеева, в которых обсуждаются судьбы фольклорного наследия в ХХ веке: «Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждение о судьбах народной песни» (Москва, 1988); «Нотная запись народной музыки: теория и практика» (Москва, 1990).

Парадокс книг (да и вообще всей деятельности Алексеева) состоит в том, что сам-то исследователь абсолютно современен и ничуть не страдает архаизаторскими культурно-научными комплексами.  Междисциплинарные подходы, комплексное моделирование – эти точки опоры ввел в нашу музыкальную этнологию именно Эдуард Алексеев.  Он являет собой тип ученого, тип человека, на который «малые народы» (в том широком понимании, которое, к сожалению, закладывает в нынешнюю ситуацию индустриальная действительность, особенно такая дисгармония, как в России) могли бы возложить свои надежды.  Он – «билингва», одинаково правильно ведущий себя и в горизонте глубинных народных традиций, и в современной цивилизации; он соединяет в себе культурные времена.  Разумеется, это не повод для присуждения премий, поскольку главной премией являются наши собственные перспективы. Если, конечно, мы захотим и сможем их реализовать.

По материалам персонального сайта Эдуарда Алексеева

«МО»