Премьера оперы Виктора Ульмана «Император Атлантиды» (10, 11, 12 мая 2024, Геликон-Опера)

Премьера оперы Виктора Ульмана «Император Атлантиды» (10, 11, 12 мая 2024, Геликон-Опера)

Впервые на сцене «Геликона» будет представлена одноактная опера Виктора Ульмана «Император Атлантиды». Режиссер-постановщик – Вадим Летунов. Дирижер-постановщик – Елена Сосульникова. Художник-постановщик, художник по костюмам – Ростислав Протасов. Премьерные показы состоятся 10, 11, 12 мая 2024.

Спектакль станет первой полноценной режиссерской работой выпускника ГИТИСа, режиссера Вадима Летунова. За музыкальную часть отвечает Елена Сосульникова, которая дебютирует как дирижер оперного спектакля. Также в постановочной команде – художник-постановщик Ростислав Протасов, художник по свету Владислав Александров и хореограф Ксения Лисанская.

Оперу «Император Атлантиды, или Смерть отрекается» Виктор Ульман, австро-чешский композитор еврейского происхождения, написал в лагере Терезиенштадт в 1943.

Ульман родился в 1898 и с десяти лет жил в Вене. Когда ему было 20 лет, он начал учиться на курсах Арнольда Шёнберга. По его рекомендации Ульман поступил в Новый немецкий театр в Праге на должность дирижера под начало Александра Цемлинского, который доверил ему постановку кантаты Шёнберга Gurre Lieder, а также опер Моцарта, Штрауса, Вагнера, Берга. В сезоне 1927/1928 Ульман был главным дирижером оперного театра в Богемии. Его композиторское творчество включает камерную, вокальную и инструментальную музыку, фортепианный концерт, сонаты для фортепиано, несколько опер. В 1942 композитора депортировали в лагерь Терезин.

В нацистской пропаганде Терезиенштадт был представлен как образцовый лагерь для пожилых и уважаемых евреев (среди узников – ученые, литераторы, музыканты, политики с международной известностью), где они живут в комфортных и безопасных условиях. На деле же содержание заключенных немногим отличалось от обычного, однако в Терезиенштадте действительно существовала культурная жизнь: читались лекции, выпускались журналы, проводились спектакли, выставки, писалась и звучала музыка…

За два года заключения в лагере Ульман написал более 20 произведений, в том числе и оперу «Император Атлантиды». По словам композитора, эта опера о «жизни, которая разучилась смеяться. И о смерти, которая разучилась плакать, в мире, разучившемся радоваться от жизни и умирать от смерти».

По сюжету Император Атлантиды – уродливый карлик-самодур, окруженный свитой из персонажей под кличками «Громкоговоритель», «Затычка», «Обер-Арлекин», «Стриженый» и «Барабанщик» – решает, что он властен над их жизнью и смертью. Барабанщик объявляет последний указ императора: все будут вооружены, и все будут сражаться до тех пор, пока не останется никого в живых. Смерть осуждает императора за узурпацию его роли и объявляет забастовку. Все подданные стали бессмертными. Первое время император доволен и объявляет своим солдатам о бессмертии как о подарке. Но что делать, если бессмертны все? И навсегда? «Милая Смерть, приди!» – умоляют жители Атлантиды. Смерть соглашается вернуться, но на одном условии: первым, кого она заберет, будет Император.

Притча о Жизни и Смерти была одновременно острым памфлетом на фюрера, поэтому опера была запрещена нацистской цензурой и снята после генеральной репетиции.

В октябре 1944 композитор и его семья, а также либреттист «Императора Атлантиды» 25-летний поэт Петер Кин были отправлены в Аушвиц и погибли в газовой камере. Партитуру оперы композитор передал одному из заключенных, доктору Эмилю Утицу, бывшему профессору философии в Немецком университете в Праге, который работал в лагере библиотекарем. Утиц выжил и передал рукописи другому выжившему, доктору Гансу Гюнтеру Адлеру, другу Ульмана, на некоторые из стихов которого Ульман написал музыку. Доктор Адлер передал оригинальную рукопись и две копии либретто в распоряжение центра антропософского движения, с которым был связан Ульман. Через некоторое время рукопись попала в руки дирижера Керри Вудворда, которые подготовил первое исполнительское издание партитуры.

Мировая премьера оперы была представлена Национальной оперой Нидерландов (DNO) 16 декабря 1975 в театре Bellevue в Амстердаме. Дирижировал Керри Вудворд.

Российская премьера оперы в концертной версии состоялась 25 ноября 2015 в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии в рамках XXVII фестиваля «Звуковые пути». Оперу исполнил оркестр «Санкт-Петербургская камерная филармония» под управлением Федора Леднёва. В апреле 2017 сценическая премьера прошла в Волгоградском планетарии, став центральным событием IX фестиваля Дни Германии в Волгограде. Постановка была совместным российско-германским проектом, инициированным волгоградским дирижером Юрием Ильиновым и режиссером Вольфгангом Нэгеле. 19 июня 2022 опера была поставлена в Москве, в Музее Победы, в исполнении Оркестра и солистов института «Академия имени Маймонида» РГУ имени А. Н. Косыгина. Дирижер – Дмитрий Вакарчук, режиссер – Алла Чепинога.

Екатерина РОМАНОВА


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях