Булат Окуджава. 100 лет со дня рождения (9 мая 1924 – 12 июня 1997)

Булат Окуджава. 100 лет со дня рождения  (9 мая 1924 – 12 июня 1997)

9 мая исполняется 100 лет со дня рождения поэта, писателя, музыканта, автора и исполнителя песен Булата Шалвовича Окуджавы.

Место Булата Окуджавы в культуре определить нетрудно. Родоначальник (или один из родоначальников) бардовской песни. Голос оттепели. Шестидесятник. «Дитя Арбата», сын «врагов народа», фронтовик — он пришел в искусство в те же годы, что и кинорежиссеры Григорий Чухрай, Яков Сегель, Владимир Басов, Марлен Хуциев. Литераторы Александр Солженицын, Борис Слуцкий, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский; Виктор Некрасов, Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Вячеслав Кондратьев, Борис Васильев, Василь Быков. Скульптор Эрнст Неизвестный. Актеры Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев. Режиссеры Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов. Композитор Альфред Шнитке. И все они привнесли с собой тот долгожданный воздух свободы, которым мы отчасти дышим до сих пор: второго такого периода в русском искусстве с того времени  не было.

Не случайно песни Окуджавы звучат во многих советских фильмах, которые принято называть культовыми:  «Друг мой, Колька!»,  «Застава Ильича», «Июльский дождь», Женя, Женечка и “катюша”», «Белое солнце пустыни», «Белорусский вокзал»,  «Романс о влюблённых», «Звезда пленительного счастья», «Ключ без права передачи», «Покровские ворота», «Законный брак», многих других…

Литературовед Лев Аннинский, исследователь русской литературы ХХ века, в том числе и творчества писателей и поэтов-фронтовиков, и «шестидесятников», сказал на одной из конференций, посвященных Окуджаве:

«Россия — страна вечных контрастов: нужно втоптать прошлое в грязь, объявить, что с этого вот дня у нас другая страна — это мы любим. То, что было реально, теперь нереально, непонятно, каким еще образом мы сами-то реальны. Вот Булат и присутствует в этой меняющейся реальности – как часть нашего повседневного, душевного, духовного, интеллектуального, культурного, цивилизационного обихода. Эта ситуация все время меняется. Незыблемость остается теперь только на Арбате, в бронзе – вот там теперь Булатова незыблемость. Можно говорить, удачно его отлили или нет, но это все равно бронза. Все остальное меняется и будет меняться. Мы как раз и говорили про то, каким образом меняется современная песенная культура, она же и поэтическая — так вот, в ней везде присутствует Булат: …он в нашей реальности продолжает жить. Он продолжает в ней жить так, как он сам это не мог бы себе представить. И никто не мог бы себе представить, какая реальность у нас возникнет. При жизни Булата невозможно было вообразить, какими мы станем. Но то, что он с нами, — факт».

Стихи, песни и проза Окуджавы были и остаются нравственным камертоном, опорой для нескольких поколений людей, живших и живущих в России, и не только в России. Окуджава не подавлял своим азартом и темпераментом, как Владимир Высоцкий. Не вступал в конфликт с властью, как Александр Галич. Не ерничал с «фигой в кармане», как Юлий Ким. Его песни — это «одинокий голос Человека», обращенный к Человеку, к другу и единомышленнику. Недаром в них так часто звучат обращения и просьбы:

«Давайте жить, во всем друг другу потакая…»
«Не оставляйте стараний, Маэстро, не убирайте ладоней со лба…»
«Живописцы, окуните ваши кисти…»
«Бери шинель, пошли домой»
«Дай же ты всем понемногу и не забудь про меня»
«Девять граммов в сердце постой, не зови…»
«Дождик осенний, не плачь обо мне…»
«Не обещайте деве юной любови вечной на земле…»

И в каждой такой строчке «за кадром» слышится «пожалуйста», «прошу вас», сказанное с его неповторимой интонацией. Эта интонация и слово Окуджавы, сказанные и спетые тихим задумчивым голосом — о ценностях вечных и непреходящих, чем бы сиюминутным и надуманным их ни пытались подменить.

***
Стать богатеем иной норовит,
Золото копит, ночами не спит.
Не всё то золото, не всё то золото,
Хоть и сверкает и даже звенит.

Можно театр позолотой покрыть,
Можно коврами весь пол устелить.
Но вдохновение для представления
Разве возможно за деньги купить?!

Можно построить из вымыслов дом,
Можно устроить и празднества в нем.
Но не построится и не устроится
Счастье своё на несчастье чужом.

Вилами можно писать на воде.
Друг дорогой познается в беде.
И примечательно, то замечательно,
Что без любви нету жизни нигде.

Чистое сердце в дорогу готовь,
Древняя мудрость сгодиться и вновь.
Не покупаются, не покупаются
Доброе имя, талант и любовь.

***
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью —
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, —
Тем более что жизнь короткая такая.

***
Совесть, благородство и достоинство —
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни  ему свою ладонь.
За него  не страшно ни в огонь

Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем —
Но зато умрешь как человек.

11 мая в Концертном зале имени П.И, Чапйковског  концерт «Заезжий музыкант». Вечер в честь 100-летия со дня рождения Булата Окуджавы. Участники — Ирина Муравьева, Елена Камбурова, Юрий Норштейн, Олег Погудин, Светлана Сурганова, Елена Коренева, Юлия Зиганшина, Галина Хомчик, Анна Ардова, Роман Ланкин, Евгений Слабиков, Михаил Ширвиндт, группа «Ундервуд». Ведущий Валерий Баринов.

Традиционный концерт в день рождения состоится 9 мая в Государственном мемориальном музее Булата Окуджавы в Переделкино. Он будет показан на телеканале «Культура» в 19.40.  Перед концертом, в 19.00, будет показана программа «Острова», посвященная Булату Окуджаве.

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях