От «Русской музыкальной газеты» до «Музыкального обозрения». «МО» № 6 (462) 2020

Два века — две газеты
От «Русской музыкальной газеты» до «Музыкального обозрения». «МО» № 6 (462) 2020

Личность Н.Ф. Финдейзена до сих пор недооценена.

Его вклад — как музыковеда, историка, журналиста, издателя — в музыкальную культуру России огромен.

Для музыкальной культуры и истории, журналистики и критики наследие Финдейзена, его опыт и понимание сути нашей профессии не теряет актуальности.

На рубеже столетий, на переломе эпох

«МО», как и «РМГ», выходит на рубеже веков: «РМГ» — XIX–XX, «МО» — XX–XXI.

С первых лет своей деятельности мы старались поддержать и отметить работу главного и, пожалуй, единственного исследователя и пропагандиста наследия Н.Ф. Финдейзена, доктора искусствоведения, профессора Марины Космовской.

Первые публикации о Финдейзене появились в «МО» еще в середине 1990-х.

Марина не раз говорила о миссии «МО» и «РМГ», о сходстве и различиях двух изданий, о продолжении нашей газетой дела Финдейзена и «РМГ».

Еще на первой в России музыковедческой конференции, посвященной музыкальному СМИ и проводившейся к 20-летию «Музыкального обозрения» (Вологда, 2008), М. Космовская отмечала в своем докладе:

«Фронтальный просмотр подшивок Газеты с 1989 года по наши дни в ракурсе проблем исторической преемственности издания с дореволюционной периодикой вызывает целый ряд параллелей, ассоциаций и порой дает возможность обнаружения парадоксальных явлений, а также весьма, на мой взгляд, любопытных наблюдений и рациональных предложений. <…>

Факты истории деятельности РМГ зачастую настолько прямо проецируется на сегодняшнее “Музыкальное обозрение”, что порой, кажется, достаточно заменить название газеты. Приведем лишь один пример — о принципиальной установке издания.

Девизом всей деятельности Н.Ф. Финдейзена вполне могли бы стать слова Гектора Берлиоза, избранные в качестве эпиграфа к первому номеру “Русской музыкальной газеты”: “Ne vous inсlinez jamais devant personne, la vérité, rien que la vérité soit votre problème”, — “Никогда не делайте из кого-либо кумира, истина и только истина должна занимать вас” или еще один, более близкий перевод с французского: “Не склоняйтесь ни перед кем, правда, одна только правда да будет вашей задачей”[1]. Требование “не сотворить себе кумира” Финдейзен пронес через всю свою творческую жизнь, предъявляя его не только к себе, но и ко всем, с кем сводила его судьба: друзьям, соратникам по созданию обществ, сотрудникам и корреспондентам “Русской музыкальной газеты”.

Такая позиция Финдейзена была необычна для истории музыкальной жизни и особенно критики России предшествующих периодов, когда сложился тип музыканта-борца за свою приверженность определенному направлению или группе композиторов. Финдейзен считал наличие «единственной страсти» вредным для музыкально-общественного деятеля, ограничивающим его художественный кругозор. За это Стасов называл его “всеядным”, а Ларош так писал в одной из последних своих статей, в 1901 году: “Быть может, относительная умеренность и, так сказать, доброта г. Финдейзена находятся в связи с его идеей объединения: желая собрать и рядышком усадить всех нас, привыкших залезать друг другу в вихры, живущих в мире обязательных вздрючек и непрерывной потасовки, он не должен и не может подливать масла в огонь, а, напротив, должен стараться лить оное на разъяренные, бушующие волны”[2].

Стремление объединить, собрать всех и все, имеющее отношение к музыке, было одной из особенностей его философских воззрений и мировосприятия. Он ощущал себя частью мироздания и, испытывая чувство единства со всем миром, старался помочь всем, кто его окружал, стать на путь созидания».

[1] Несколько слов о русском музыкальном журнале // РМГ. – 1894.– № 1. – С. 3.

[2] Ларош Г.А. Одна скрипка на троих музыкантов, или рецензия в 16 рук // Россия. – 1901. – 4 янв. – № 608.

Персона

Марина Космовская почти 40 лет занимается наследием Н.Ф. Финдейзена. В 2005 она была названа лауреатом Премии «МО» «События и Персоны» как музыковед года.

Близится к завершению гигантский труд ученого: расшифровка рукописи, исследование, комментирование и подготовка к публикации «Дневников» Николая Финдейзена, которые он писал с 1892 по 1928, до конца жизни. Эта работа ведется при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований (до 2016 — Российского гуманитарного научного фонда).

К сегодняшнему дню изданы «Дневники» до 16 марта 1920 включительно. Ждут публикации Дневники 1920–1928. Необходима републикация всего издания, т.к. каждый том сразу после выхода становится библиографической редкостью. Один из томов (1902–1909) в России нам купить не удалось, с трудом нашли единственный экземпляр в Берлине.

Век нынешний и век минувший

С 2014 по 2018 мы вели в «МО» рубрику «Рифма в 100 лет», в которой публиковались статьи и заметки из «РМГ» Н. Финдейзена с 1914 по 1918.

А в 2017, продолжив рубрику «Рифма в 100 лет», мы впервые напечатали «Дневники» Н.Ф. Финдейзена, которые он вел ровно 100 лет назад, в 1917.

В следующие два года мы отметили несколько юбилейных и памятных дат — как радостных, так и печальных…

В 2018 исполнилось 150 лет со дня рождения Финдейзена и 90 лет со дня его смерти, 100 лет закрытия «РМГ».

В 2019 — 125 лет со дня выхода первого номера «РМГ» и 30 лет со дня выхода первого номера «Музыкального обозрения». Исполнилось 60 лет главному редактору «МО» Андрею Устинову и его заместителю Павлу Райгородскому.

К этим датам газета организовала два масштабных проекта по музыкальной журналистике: Академию Арт-журналистики V Транссибирского Арт-Фестиваля в Новосибирске и Всероссийский форум «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века» (на средства гранта Президента РФ). Лекции, творческие встречи, мастер-классы, круглые столы, концерты прошли в Воронеже, Курске, Владивостоке, Петрозаводске, Москве, Томске и Санкт-Петербурге.

В Курске, где память Финдейзена чтят особо, был проведен «День Н.Ф. Финдейзена». Он начался панихидой об упокоении Н.Ф. Финдейзена и русских музыкантов в Храме Святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия Курского университета.

Затем в Конференц-Зале КГУ, где М.Л. Космовская заведует кафедрой музыкального образования и исполнительства Факультета искусств и арт-педагогики, прошло торжественное заседание «Два века — две газеты. Рифма в 100 лет» и научная конференция памяти Н.Ф. Финдейзена, с участием исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Петрозаводска, Харькова.

Завершился «День Финдейзена» концертом солистов Курской филармонии.

В Москве лекции и творческие встречи прошли в РАМ им. Гнесиных и Колледже при Московской консерватории.

В Санкт-Петербурге, где Финдейзен жил и работал всю жизнь — в консерватории и Академии русского балета им. Вагановой.

Рифма в 100 лет

Наследие Финдейзена сегодня для нас тем более интересно и важно, что мы, по прошествии ста лет, открываем в его работах и в его «Русской музыкальной газете» любопытные связи, аналогии и параллели с веком нынешним в российской музыкальной жизни. Можем отыскать в них истоки некоторых событий, тенденций и процессов. Понять, что было, что есть, что будет и чего не будет. Как изменились цели и задачи музыкальной жизни, критики, музыкальных СМИ. Что мы потеряли и мучительно ищем.

И, может быть, заглядывая в прошлое, придем к озарению… или глубокому разочарованию.

Опубликовано  МО № 5 (462) 2020

«МО»