От Президента и Правительства: присуждены премии в области культуры и искусства

От Президента и Правительства: присуждены премии в области культуры и искусства
Вручение Государственных премий Российской Федерации. 12 июня 2019 года Москва, Кремль. Фото http://www.kremlin.ru/ (Официальный сайт Президента России)

Любят у нас получать государственные награды и премии. Ну а где не любят? Кому не приятно? Разве что тому, кто хочет и не получает… Ну а быть отмеченным властью такого могущественного и большого государства, как Россия, где вся культура и искусство принадлежат народу, а финансируются в основном государством, особенно приятно. И почет тебе, и в карьере перспективы, и в деньгах прибыток, и членом всяческих советов можно стать — и даже Президентских.

Время присуждения и вручения премий — зима и весна. И первая присуждается в январе: премия Правительства РФ в области культуры.

В марте, накануне Дня работника культуры, объявляются лауреаты Премий президента РФ для молодых деятелей культуры и в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Впрочем, День работника культуры так и не прижился, разве что в клубах. Но есть же день бухгалтера, таможенника, экономиста, химика, дворника, юриста, учителя etc. — ну пусть и День работника культуры будет. Именно работника: не называть же его культурником. Хотя Райкин называл.

Подарок к Первомаю — звание Героя Труда, которого время от времени также удостаиваются деятели культуры и искусства.

Ну и, наконец, «Прошла зима, настало лето, Спасибо партии за это!» (строки поэта Юрия Влодова-Левицкого), и в День России (уже лето, но еще чуть-чуть весна) президент ежегодно вручает Государственные премии в области литературы и искусства.

«Культура — гарант безопасности»

Премии Правительства РФ в области культуры были учреждены в 2005. До 2017 вручались 20 премий по 1 млн. руб. каждая, плюс 5 премий за создание произведений для детей и юношества.

Начиная с 2017, присуждается 12 премий размером 2 млн. руб. каждая.

Выдвижение работ на соискание премий производится федеральными и региональными органами исполнительной власти РФ, творческими ассоциациями, союзами и иными организациями. Список лауреатов утверждается специальным Советом по присуждению премии.

Всего лауреатами стали 20 человек. Выступая на вручении премии в Белом доме, Д. Медведев отметил:

«У нашей страны огромные, богатейшие культурные традиции. Формировались они величайшими представителями нашей страны на протяжении столетий. И очень важно сохранять связь, которая соединяет поколения, традиции, которые формировались уже очень много лет назад. И в то же время обогащать их современными, новыми тенденциями, которые в нашей культуре существуют.

Правительство и далее будет поддерживать всех, кто старается своими активными действиями формировать культуру нашей огромной, многонациональной страны.

У нас впервые появился отдельный национальный проект — подчеркиваю, именно национальный проект — в рамках которого мы постараемся продолжить формирование условий для интересной, насыщенной, активной жизни в сфере культуры в нашей стране».

Худрук ансамбля «Русская песня» Н. Бабкина предложила следующий год объявить Годом народного творчества, заметив, что это еще больше сплотит наш народ: «Наша культура — это основа нашей государственности. Наша многонациональная яркая многообразная культура — гарант нашей национальной безопасности».

Несколько удивленный таким заявлением Д. Медведев ответил, что обязательно передаст эти слова «тому, кто этой безопасностью занимается, чтобы они тоже опирались и на силу культуры».

Хор — уже не всему голова?

Вернемся к лауреатам по части музыкальной.

В их числе за 2018: Галина Маяровская — и.о. ректора РАМ им. Гнесиных, руководитель проекта; Маргарита Апексимова, декан дирижерского факультета РАМ им. Гнесиных, художественный руководитель проекта; Александр Рыжинский, доцент кафедры хорового дирижирования РАМ им. Гнесиных, главный дирижер проекта — за создание научно-творческой лаборатории современной хоровой музыки.

Что такое научно-творческая лаборатория современной хоровой музыки РАМ им. Гнесиных — не смогли объяснить даже люди, близко знающие «кухню» этого уважаемого вуза. Самостоятельные наши поиски тоже не дали результатов. На сайте вуза информации нет. Ни об одной заметной акции, в которой была бы «замешана» Лаборатория, не слышно. И понять, что же это за проект, за какие заслуги и выдающиеся проявления он удостоен столь высокой награды — так толком и не удалось.

Можно только догадываться о каких-то «подковерных» импульсах этого награждения. Г.В. Маяровская — человек известный и заслуженный, много лет возглавляла Департамент науки и образования МК РФ, а затем назначена ректором РАМ им. Гнесиных. И руководит вузом более 10 лет; правда, в последние годы с приставкой и.о., поскольку уже переступила предельный возрастной порог для руководителей ее ранга. Вскоре после опубликования Постановления она отметила юбилей. И присуждение премии можно рассматривать и как подарок к юбилею, и как почетную награду за многие годы работы на госслужбе.

В команде с ректором — декан дирижерско-хорового факультета РАМ М. Апексимова. Как педагог она вроде бы известна (например, ее ученик — и.о. ректора Петрозаводской консерватории А. Кубышкин), а вот как дирижер и хормейстер — нет. Более известен А. Рыжинский: в 38 лет он уже и профессор, и доктор искусствоведения, и проректор, и создатель ансамбля современной хоровой музыки «Altro coro», основанного в 2010 c целью пропаганды хоровых и вокально-ансамблевых сочинений XX и XXI веков, имеющего благодарности Министерства культуры и мэра Москвы, гастролирующего по всему миру. Возможно, этот небольшой ансамбль и есть Лаборатория современной хоровой музыки? Но тогда и любой ансамбль, и любой квинтет можно назвать такой же лабораторией и удостоить высокой госнаграды.

А может быть, дело в «тайнах Гнесинского дома»? Доводилось слышать, что Рыжинского прочат в ректоры РАМ им. Гнесиных. Г. Маяровская, вероятно, скоро должна будет освободить кресло ректора. В ее преемницы прочили А. Аракелову, которая в свое время сменила Маяровскую в Минкульте, а минувшей весной была освобождена от должности (вместе с ней ушла и значительная часть ее подчиненных). Но, видимо, что-то не срослось, и поиски продолжаются. Время от времени появляются «вбросы» о будущем ректоре, всплывали такие кандидатуры, как Ю. Розум, Ю. Богданов. «Из молодых да ранний», амбициозный А. Рыжинский, вероятно, в первых рядах этой когорты претендентов.

Другая тема: премия гнесинцам вписывается в линию государства на продвижение хорового искусства как одну из «духовных скреп», о чем не раз писало «МО». В рамках этой идеологемы нужно было еще раз поддержать хоровое искусство, и даже не столько его, сколько идею массового хорового пения (составляющие этого процесса — создание хорового общества, формирование и гастроли сводных детских хоров, распространение хорового пения в местах лишения свободы, хоровые олимпиады, участие детских хоров в … году во всех городах Пасхального фестиваля, куда В. Гергиев прибывал на своем поезде, и т.д., и т.п.). Но мы видим, что хоровое дело сворачивается, деятельность хорового общества заглохла, тысячные хоры больше не собираются, шумные хоровые акции — типа выступлений детского хора перед президентом, концертов в Исаакиевском соборе, Мариинском и Большом театрах, Кремлевском дворце… — не проводятся. Им на смену приходят Духовое общество и тысячные духовые оркестры. Ветер «скреп» задул (в общем, дунул) в другом направлении.

Отзвуки конкурса

Премии Правительства удостоен Евгений Ховаев, кинорежиссер — за создание документального фильма «Конкурс» (2015).

Герои фильма — четыре пианиста, лауреаты XV международного конкурса имени П.И. Чайковского: Дмитрий Маслеев (I премия), Лукас Генюшас (II премия), Джордж Ли (II премия) и Люка Дебарг (IV премия).

Премьера фильма состоялась вскоре после XV конкурса, но большого резонанса не вызвала. Фактически фильм прошел незамеченным. Хотя за ним и за режиссером стоит такая мощная компания, как студия документального кино «Остров», худруком которой является Сергей Мирошниченко —член Президентского совета по культуре и искусству, лауреат Госпремии и пр. и пр. Студия «Остров» — фактически единственный госпроект в области документального кино в России, имеющая привилегии снимать официальные фильмы — например, об Олимпиаде в Сочи по заказу Международного олимпийского комитета (музыку к фильму написал И. Демуцкий)

Режиссер фильма Евгений Ховаев — в прошлом кларнетист, артист Волгоградского симфонического оркестра, окончил ВГИК именно у С. Мирошниченко.

Авторы фильма пытаются доказать, что с самого начала конкурса предвидели, кто станет лауреатами и кумирами публики. И что чуть ли не с первых прослушиваний прослеживали конкурсный путь этих персон. В этом есть некая натяжка, все время ощущается художественно-постановочный эффект. Хотя очевидно, что в какой-то момент фавориты определились, и чтобы их вычислить, не нужен был провидческий дар (пожалуй, кроме Д. Маслеева). К тому же не всегда точно передана специфика конкурса, его атмосфера. При детальном рассмотрении можно найти некоторые фактические недочеты. Так что фильм скорее художественно-документальный, чем документ конкурса.

Ни в тот момент, ни позже фильм особого резонанса не вызвал, прошел практически незамеченным. И запоздалая награда в виде Премии Правительства — это скорее не столько признание заслуг и мастерства авторов, сколько еще один приз «Острову», и без этого собравшему десятки наград за 20 лет своей деятельности. А также «привет» и дополнительная реклама XVI Конкурсу им. Чайковского, о проведении которого в момент присуждения премии вообще ничего не было слышно.

«Эх, раззудись, душа!»

Изучая список, легко проследить — как и в предыдущие годы — вектор безусловной поддержки Правительством культурных проектов патриотического направления. Это и хор, и фольклор. Вот, например, лауреатом стала Надежда Бабкина — за создание театра «Русская песня» (правда, создан он был почти 20 лет назад). А вместе с ней автор идеи проекта и главный хормейстер Лариса Суханова и — Антон Собянин, исполнительный директор проекта и по совместительству племянник московского мэра, бывший начальник Департамента молодежной политики Кемеровской области. Сейчас ему чуть за 40. Уж не новый ли фаворит вечно юной Надежды Георгиевны, которой в будущем году исполнится …десят (более подробная информация на https://ru.wikipedia.org). Кстати, Бабкина — депутат Мосгордумы.

В списке лауреатов — два писателя: ветеран почвенническог направления в российской литературе Святослав Рыбас (ему 73) и молодой 39-летний Сергей Шаргунов: сын священника, зять советника Президента РФ В.И. Толстого, депутат Госдумы от КПРФ, телеведущий, главный редактор журнала «Юность».  Телеведущий Ю. Николаев награжден за создание программы «Утренняя звезда», выходившей в эфир с 1991 и закрытой в 2003.

В свое время пианист Николай Петров так высказался об этой передаче: «…Одна из мерзейших программ нашего телевидения. Маленькие детки семи лет вынуждены изгаляться под Моисеева и Пугачеву … жалко этих детей и их родителей…»

Удостоены премии архитекторы и художники — создатели архитектурной концепции музейного комплекса «Куликово поле»; потомки М.Ю. Лермонтова — за просветительский проект «Возрождение исторической усадьбы Середниково»; художник Алексей Суховецкий — за цикл живописных произведений «Москва, как много в этом звуке…».

А еще один лауреат, худрук петербургского Молодежного театра на Фонтанке Соломон Спивак, премию этого года считает мужественным поступком: «В то время как обострилась международная обстановка, вручение этой премии становится очень красивым, глубоким и с вызовом мероприятием. Я думаю, это говорит о какой-то нашей смелости и вере в будущее».

Можно только констатировать, что все это никак не оценили СМИ. Присуждение и вручение премии освещалось только в официальной прессе. В других источниках информации премия Правительства никакого резонанса не имеет, поскольку интереса к ней давно уже нет. И только наша газета ежегодно фиксирует это событие — для истории.

«Наш лауреат играет на кларнете и трубе»

Премия президента РФ для молодых деятелей культуры была учреждена в 2011. Размер премии — 2,5 млн. руб., возраст лауреатов — не старше 35 лет.

Среди ее обладателей— пианистка Екатерина Мечетина, солистки Большого театра Венера Гимадиева и Анна Аглатова, трубач и дирижер Владислав Лаврик. Премии за 2018 год удостоен кларнетист и дирижер, главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра Валентин Урюпин.

За последние годы он — уже второй исполнитель на духовых, к тому же пробившийся в дирижеры, который получает премию Президента (в 2015 лауреатом стал трубач В. Лаврик, ныне главный дирижер оркестра Тульской филармонии). При этом и Лаврик, и Урюпин продолжают играть в оркестрах: один в РНО у М. Плетнева, другой у Т. Курентзиса.

Но ведь есть много молодых музыкантов, столь же достойных этой премии: пианисты Д. Трифонов, Д. Маслеев, скрипач Н. Борисоглебский, дирижеры Ф. Чижевский, Д. Ботинис, М. Емельянычев, певицы П. Шамаева и М. Мотолыгина, многие другие.

Очевидно, что такое внимание к музыкантам-духовикам — подтверждение пословицы «свято место пусто не бывает»: хоровое общество, как часть государственной идеологии, сдало вахту, а духовое — приняло ее. Еще одно свидетельство этому — включение духовых специальностей в программу Конкурса им. Чайковского, который подхватил эту инициативу.

«Преданность своему делу отличает и Валентина Тихоновича Урюпина, — сказал в своем выступлении В. Путин. — Он встал за дирижерский пульт в 21 год. Это редкий случай для этой профессии. Как приглашенный дирижер выступал со многими, в том числе известными коллективами, и уже четвертый год подряд успешно руководит одним из старейших в России Ростовским академическим симфоническим оркестром. Знаю, что в планах Валентина Тихоновича вернуть Ростову-на-Дону статус одной из музыкальных столиц нашей страны. Очень благородная задача, цель, и всячески будем этому способствовать. Залог тому — блестящее дарование дирижера, его огромный творческий потенциал, умение создать настоящую команду единомышленников. И это несмотря на молодость, ведь Валентин Урюпин еще и выдающийся кларнетист мирового уровня. Он продолжает радовать поклонников, выступая с сольными концертами».

Чем на это ответил лауреат?

«Спасибо коллегам»

«Музыканты, конечно, работают не для наград», — сказал в ответном слове В. Урюпин. Трудно сомневаться в искренности В. Урюпина, но и поверить ему трудно. Как же не для наград? Конечно, музыканты трудятся и ради аплодисментов, и ради искусства, и ради публики, и для удовлетворения собственного тщеславия и амбиций: в общем, срабатывает целый комплекс эмоций. Ну и для наград в том числе. Если бы это было не так, едва ли бы сам Валентин стремился до сих пор участвовать в конкурсах — кларнетовых и дирижерских. И не просто так, а с явным намерением завоевать премии. Что означает и немалые денежные призы.

«Но быть отмеченным известными, любимыми и уважаемыми во всем мире старшими коллегами и старшими собратьями по искусству — это, конечно, большая честь». Кого имел в виду Валентин? Скорее всего, тех, кто выдвинул его на премию. А предложения о присуждении премии представляются Советом при Президенте РФ по культуре и искусству. Как известно, в него входят Д. Мацуев, Е. Мечетина, В. Гергиев, В. Спиваков. И, конечно, Ю. Башмет, один из «крестных отцов» В. Урюпина. Не было бы Башмета — не было бы и Ростовского оркестра (об этом речь пойдет ниже), а значит, и премии.

На чем играет дирижер

«Дирижер, как известно, единственный музыкант, который не рождает никаких звуков, не играет и не поет, поэтому, соответственно, дирижер без оркестра, без поддерживающего коллектива абсолютно бессилен». Так ли это, маэстро? Дирижер — как правило, по первому образованию исполнитель (если это только не В.А. Гергиев): он играет (например, В. Спиваков — скрипач, М. Плетнев — пианист, Ю. Темирканов, Ю. Симонов, Ю. Башмет — альтисты, а сам В. Урюпин — успешный кларнетист), а порой и поет (П. Доминго). Не говоря о том, что многие дирижеры перед выходом к оркестру все равно играют партитуру, пропевают ее. В конце концов, его инструмент — именно оркестр, превращающий его жесты в звуки.

Пермь-мама

Тут самое время напомнить некоторые факты биографии лауреата. Ему 34 года (предельный возраст для лауреатов этой премии — 35 лет). Он родился в 1985 в Харьковской области. Учился в ЦМШ и Московской консерватории у Е. Петрова (кларнет) и выиграл более 20 премий на международных кларнетовых конкурсах. Но мечтой молодого человека всегда было — управлять оркестром. Он окончил Московскую консерваторию у Г.Н. Рождественского, в студенческие годы создал камерный оркестр Arpeggione. С 2008 по 2011 — главный приглашенный дирижер Харьковского академического молодежного симфонического оркестра. 2011 — крайне важный год в его дирижерской карьере: он выиграл Всероссийский конкурс дирижеров им. И.А. Мусина в Костроме, стал постоянным приглашенным дирижером симфонического оркестра Гостелерадио Республики Беларусь и — главное! — принят в качестве дирижера в Пермский театр оперы и балета.

Валерий Платонов, с 2001 по 2017 главный дирижер Пермского театра, вспоминает, что Урюпин приехал в Пермь вместе с Т. Курентзисом и еще несколькими музыкантами оркестра musicAeterna, тогда базировавшегося в Новосибирске. Курентзис тогда сказал: «Урюпин — классный кларнетист, и я сделаю из него дирижера». Но с просьбой дирижировать в театре Урюпин обратился именно к Платонову. К нему Урюпин приходил советоваться и от него получил несколько спектаклей, у музыкантов сложились неплохие отношения, длящиеся до сих пор. В. Платонов говорит о В. Урюпине как об одаренном музыканте, и в то же время как о человеке, не менее талантливо умеющем строить карьеру и обеспечивать себе пиар — вполне в духе времени.

Ростов-папа

В 2015 Урюпин стал де-факто победителем Второго Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (получил II премию, I премия не была присуждена) и благодаря протекции еще одного «сильного мира сего» — Юрия Башмета — был неожиданно приглашен худруком и главным дирижером в Ростовский симфонический оркестр, к тому времени много лет находившийся в плачевном состоянии. После смерти в 2004 Равиля Мартынова за 11 лет сменилось пять главных дирижеров, некоторые из которых были случайными людьми не только в оркестре, но и в профессии. В 2015 после окончания контракта А. Поляничко оркестр вообще оказался бесхозным, причем накануне 80-летия. Дирекция Ростовской филармонии обратилась в «МО», буквально умоляя составить репертуарный план юбилейного сезона. Эксперты газеты в короткие сроки создали практически совершенный по структуре и художественному наполнению концертный сезон РАСО, выстроенный по лекалам и принципам лучших европейских коллективов. Было продумано все: строение каждой программы (их было более 50), каждого цикла концертов (а их было около 20), экономика вопроса, приглашение солистов и дирижеров, событийный ряд (юбилеи, памятные даты и др.).

Кроме того, не без усилий «МО» юбилейный проект к 80-летию оркестра получили федеральный грант 12 млн. руб. Так что не только его усилиями…

Но тут вмешался Башмет (кстати, уроженец Ростова-на-Дону): он напрямую обратился к руководству региона и привез в Ростов В. Урюпина. Его не приглашали ни филармония, ни оркестр: он был, можно сказать, спущен им сверху.

В свою очередь, молодой маэстро не вполне разобрался в структуре репертуара сезона, в содержании абонементов и программ, составленных опытными музыкантами и экспертами, и стал вносить свои предложения, которые так или иначе разрушали выстроенную концепцию. Вероятно, амбиции, карьерные устремления, осознание приближенности к знаменитостям, которые двигают его по карьерной лестнице (и в то же время несколько пренебрежительное отношение к другим коллегам) — перевесили.

Но жизнь показала, что этого мало. Период музыкальной и эмоциональной зрелости у молодого маэстро, судя по всему, еще впереди. Он, конечно, развивается, но иногда возникает ощущение, что не все детали оркестрового звучания, фразировки, симфонической фразы осознанно им озвучены. Он быстро осваивает материал, но это скорее не столько глубокое и основательное проникновение в партитуру, сколько стремление поскорее вынести сочинение на сцену. И качество исполнения от этого, безусловно, страдает.

Прогрессирует ли Ростовский оркестр? Некогда один из ведущих в СССР и России, он давно выбыл из этой когорты и пока на периферии оркестровой карты России. Вообще ситуация с институциями академической музыки в городе не лучшая. И хотя, как сказал В. Путин, «в планах Валентина Тихоновича вернуть Ростову-на-Дону статус одной из музыкальных столиц нашей страны», есть опасения, что ему это будет очень трудно. И причины — не только в молодом маэстро, но и в руководстве филармонии, и вообще в проблемах Ростова музыкального. А это проблемы музыкального театра: недавно театр покинул маэстро Аниханов, а ведь только с ним связаны все художественные достижения последнего 10-летия. Это и отсутствие современного филармонического зала. Единственная организация, поддерживающая свое реноме, консерватории — которая путем долгих преобразований смогла добиться достаточно высокого статуса, но так и не смогла преодолеть экономические проблемы. Зато Ростов — столица региона, граничащего с Донбассом, со всеми вытекающими последствиями. И один из городов чемпионата мира по футболу.

Как бы то ни было, свою премию Урюпин мог бы разделить и с Башметом, и с Курентзисом, и с Платоновым, и с «МО».

Ну и, естественно, с Ростовским симфоническим оркестром, который, как говорит лауреат, «пока не всегда находится в центре внимания руководителей нашего региона и по этим параметрам уступает многим другим региональным коллективам». «Таким образом, этой премии никогда бы не могло быть в моей жизни, если бы в первую очередь не оркестр, которым я руковожу, — Ростовский академический симфонический оркестр, — если бы не многие коллективы в России, и не только в России, которые оказывают мне честь своей творческой дружбой, если бы не мой родной Пермский театр оперы и балета».

Оркестр — сильнейший инструмент

«Хочу сказать, что в современном мире оркестр — это сильнейший инструмент, инструмент, может быть, добра». Вот с этим можно поспорить. Инструментом добра может быть музыка, но едва ли — один из ее трансляторов. А музыка существует и в оркестре, и в храме, и в звучании отдельных инструментов, и голосов. А живопись — не инструмент добра? А театр? Добро же существует и не только в музыке. Но музыка, как и все в мире, в том числе и человек может быть инструментом как добра, так и зла. И дай Бог, чтобы она не несла зла. Но это уже другая тема.

С заботой о детях

«Если провести очевидную параллель между оркестрами и детским музыкальным образованием в нашей стране, то становится совершенно очевидным, что если наша система детских музыкальных школ перестанет существовать, например, гипотетически, то в очень скором времени в оркестрах будет некому играть и на концерты будет некому ходить».

С этим тезисом тоже можно поспорить. Существование разветвленной системы ДМШ ни в СССР, ни в наше время не особо увеличивало число посетителей концертных залов, разве что на дневных детских концертах. Об этом тревожились все — и педагоги, и филармонии, но это объективная реальность. А насчет того, что в оркестрах уже сейчас на некоторых инструментах порой некому играть — тоже объективная реальность, обусловленная многими причинами: и творческими, и экономическими. Возможно, выход — в приглашении легионеров?  Ведь спортивные боссы так и поступают, и вот уже в наших футбольных и баскетбольных командах половина иностранцев, и мы видим полные стадионы и возрастание интереса к спортивным состязаниям.

Поговорили. Слухи

Тема музыкальных школ нашла продолжение после церемонии вручения — в кулуарах, за традиционным бокалом, при личном общении лауреата с президентом, в присутствии министра культуры состоялся такой разговор:

В. Путин: [Валентин] заметил по поводу музыкальных школ. Я понимаю, что его беспокоят планы практически уничтожения музыкальных школ.

В. Мединский: Нет таких планов. Катя Мечетина [сказала] уважаемому лауреату…

В. Урюпин: У меня мама работает в музыкальной школе.

В. Путин: Просто если мы действующие и созданные еще в советские времена музыкальные школы превратим в художественные кружки, ничего хорошего из этого не получится, и культура российская от этого не выиграет.

В. Мединский: Даже планов таких нет. Мы держим это на пульсе.

В. Путин (обращаясь к В. Урюпину): Это слухи. Не беспокойся.

Надо сказать, что президенту о музыкальных школах и о проблемах музыкального образования говорят уже с момента прихода в Президентский совет по культуре и искусству Д. Мацуева, а затем Е. Мечетиной и М. Хохлова. По этому поводу не раз отдавались распоряжения по итогам заседаний Совета. В частности, для исполнения А. Аракеловой, начальнику Департамента науки и образования Минкультуры. Но ситуация не менялась, и на сегодняшний день катастрофа с детским музыкальным образованием только усугубляется. Посмотрим, как пойдет дело после слов В. Путина «Это слухи. Не беспокойся», зафиксированных на камеру.

У В. Путина есть несколько способов решения проблем. Один — ответ на личные просьбы (как при ответах на вопросы «Прямой линии»: вопрос переадресуется пресс-секретарю или помощникам, а те уже спускают по ведомственным инстанциям. Второй — бумага, на которую Путин накладывает резолюцию. И вот такой способ: сказать на телекамеру, это видела и слышала вся страна, а теперь пусть заинтересованные лица ломают голову, как им действовать.

Кстати, как уже писало «МО», из нового состава Совета выведены все директора детских музыкальных школ: Михаил Хохлов (МССМШ им. Гнесиных), Наталья Эйдинова (Южно-Сахалинск), Вероника Яничек (Архангельск). Выходит, что кроме Д. Мацуева, Е. Мечетиной и В. Урюпина, теперь за юных музыкантов и заступиться некому перед президентом…

В День России

Кульминацией «золотого ливня» премий стало присуждение самой престижной, почетной и вожделенной награды для любого деятеля науки, культуры и искусства в нашей стране: Государственной премии Российской Федерации.

Церемония ее вручения всегда приурочена к главному государственному празднику — Дню России, 12 июня. В общем, самая что ни на есть Государственная награда. С Большой Буквы. Да и финансовая составляющая самая весомая: 5 млн. руб.

«МО» не раз писало и об этой премии, и обо всех атрибутах и традициях церемонии вручения. Из года в год ничего не меняется, и пафос события как-то приутихает и приугасает. Одни и те же лица в зале, дежурные слова лауреатов, да и президента тоже. Как в китайском театре, где столетиями ничего не меняется.

Это нисколько не умаляет заслуг лауреатов: людей наидостойнейших, самых выдающихся деятелей науки и техники, культуры и искусства. На этот раз среди награжденных — пианист Николай Луганский и композитор Родион Щедрин.

«Верность русской теме»

Родион Щедрин получил премию за заслуги в области гуманитарной деятельности, встав в один ряд с такими уважаемыми людьми, как патриарх Алексий II, Ирина Антонова, Александр Солженицын, Даниил Гранин, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, король Испании Хуан Карлос I, президент Франции Жак Ширак, а также музыканты Александра Пахмутова, Валерий Гергиев и Владимир Спиваков (получается, что именно музыканты имеют в представлении наших высших властей самые большие заслуги в этой области).

ВВП — Щедрину

Именно Щедрина В. Путин поздравил первым, проявив недюжинную информированность о творческом пути лауреата.

«Премии удостоен известный всему миру композитор Родион Константинович Щедрин.

Масштаб его личности, богатство таланта, диапазон художественного мастерства, без всякого преувеличения, поражают. Он автор множества музыкальных произведений, причем самых разных жанров. Далеко не все знают, что любимую народом песню к фильму «Высота» написал, будучи еще студентом, именно Родион Щедрин.

Тогда же, почти 70 лет назад, его первые сочинения прозвучали в Московской консерватории. Успех и мировое признание пришли к фантастически одаренному композитору очень быстро и сопровождают Родиона Щедрина весь насыщенный творческий путь.

В его операх, балетах, симфониях, в хоровых, камерных, фортепианных композициях неизменно открываются горизонты нового и одновременно отражаются музыкальные традиции, в том числе русского фольклора. Маэстро говорит о народном искусстве, что оно «вызывает желание передать рождаемые им чувства, которые не сформулировать словами». И он ярко, объемно воссоздает эти эмоции в своей музыке, смело и вдохновенно воплощает произведения великих писателей: Лескова, Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова.

Верность русской теме, духовному наследию России отличает все многогранное творчество Родиона Константиновича Щедрина. Его музыкальная деятельность – это, безусловно, миссия: просветительская, гуманитарная, объединяющая людей разных стран».

Щедрин — ВВП

Сам Р.К. Щедрин выступил последним из награжденных:

«Владимир Владимирович, можно мне совсем личное. У меня все эти последние месяцы очень важные в моей и человеческой, и творческой судьбе. Я после долгих раздумий написал сочинение памяти Майи Плисецкой, моей великой жены, с которой я прожил самых, возможно, счастливых 57 лет жизни.

Написать — это, конечно, замечательно, что это сделано. Но если бы это прозвучало, и прозвучало бы блистательно в исполнении Гергиева и его изумительного коллектива, причем тотчас и в Петербурге, и в Москве, причем в наших, я бы сказал, изумительнейших концертных залах, я это говорю не понаслышке, их можно сравнить по множеству достоинств, в первую очередь акустических, с лучшими концертными залами не только Европы, но и мира.

Должен сказать, что сочинение было также исполнено и в Туле в рамках грандиознейшего Пасхального фестиваля. И после определенного времени я сумел там побывать. Это земля моих предков. (Простите, Вы так меня встретили, что я разволновался.) И я побывал совсем уже в своем родном городе — Алексине (Тульская область), где прошло все мое предвоенное детство».

Братья навек

Надо сказать, что в последние лет 20 Щедрин и Гергиев, Щедрин и Мариинский театр неразделимы. Здесь состоялись премьеры всех опер композитора, написанных в XXI веке. Музыка Щедрина звучит на всех фестивалях, проводимых В. Гергиевым, в том числе и на Пасхальном, и на «Звездах белых ночей», и в концертах оркестра Мариинского театра.

Сегодня Р.К. Щедрин, которому в декабре исполнится 87 лет, продолжает писать музыку. Она, как и прежде, по-щедрински мастеровита, изобретательна, но теперь гораздо более сдержанна, даже суха, несет печать возраста, времени, утрат…

Воздух и похвалы

«Сегодняшнее торжественное признание, которое я такой огромной порцией получил и от вас, всех присутствующих, и от дорогого мне Владимира Владимировича Путина, — сказал в заключение Р.К. Щедрин, —конечно, так важно для моей сегодняшней жизни. Спасибо Вам большое.

И, как говорил немецкий композитор Шуман (мы знаем его музыку по «Минуте молчания», которая у нас исполняется 9 Мая), «композитору для жизни нужно две вещи: воздух и похвалы». Похвалы у меня сегодня самая большая порция. Спасибо».

«Пейзаж, песня, сказка»

Николай Луганский начал свое выступление с оды Родине: «Ничего не сравнится с наградой, полученной в родной стране, в родном городе. У каждого, наверное, есть свое ощущение, свое чувство Родины. Конечно, это родители, родные, это пейзаж за окном, это первые друзья, это песня, услышанная первый раз, сказка, рассказанная, скорее всего, матерью, на родном языке».

После слов благодарности родителям и педагогам Луганский высказался на крайне актуальную в последнее время тему музыкального образования: «Мы получили потрясающее образование, такого образования, наверное, нет нигде, я уверен, нет ни в Европе, ни на американских материках. Эту стройную систему профессионального, школьного и консерваторского образования создавали десятилетиями и в царской России, и в Советском Союзе подвижники, музыканты, педагоги, и она существует сейчас в Российской Федерации. Мы должны ее беречь и защищать прежде всего от легкомысленных реформ и неглубоких инструкций. <…> приобщение к красоте должно начинаться с раннего детства и с первых классов школы. Так же как все дети должны учить родной алфавит, таблицу умножения, историю, географию, иностранный язык, так же нужно изучать азы музыкальной грамоты, так же как школьники читают Пушкина, Чехова, Шекспира, так же нужно изучать и слушать Баха, Моцарта, Рахманинова, музыку других гениев».

«Я/Мы Иван Голунов»

Ровно в те минуты, когда президент вручал Госпремии, а в центре Москвы полицейские разгоняли митинг в поддержку журналиста «Медузы» Ивана Голунова и жестоко расправлялись с его участниками (по данным «Эха Москвы», было задержано около 500 человек), дочь Н. Луганского Анна — магистрант истфака МГУ, приглашенная в Кремль вместе с другими родственниками награжденных — сидела в первом ряду, прямо напротив подиума, где находились президент и лауреаты, в футболке с надписью «Я/Мы Иван Голунов». С этим слоганом на обложке вышли три газеты: РБК, «Ведомости» и «Коммерсантъ», и теперь это слоган борьбы со всеми несправедливостями власть имущих и карающих, как в свое время слоган «Je suis Charlie» («Я — Шарли») стал символом осуждения нападения террористов на редакцию журнала Charlie Hebdo.

Надо полагать, что не всем в зале это пришлось по душе. Кадры с девушкой в первом ряду попали в трансляцию телеканала «Россия-24», но операторы официальных СМИ избегали кадров с девушкой в футболке «с сюрпризом».

Информацию об этом неожиданном событии опубликовали только «Эхо Москвы», «Медуза», «Дождь», «Радио Свобода».

Позже Д. Песков, отвечая на вопрос о том, заметил ли президент футболку, сказал: «Конечно, было замечено, она сидела на первом ряду. Но в этом нет ничего такого, говоря по-русски… не было никаких противозаконных надписей, поэтому здесь нет поводов для каких-то вопросов или каких-то изумлений».

Сама же Анна Луганская рассказала MediaLeaks (где работает журналистом), что пришла поддержать отца, получавшего Госпремию:

«Я не могла не быть с ним, но очень скептически относилась к пафосному приему в Кремле. Так что футболка — это своего рода компромисс. То есть я здесь, поддерживаю своего папу и горжусь им, но я не поддерживаю то, что происходит в этот момент на улицах Москвы с моими друзьями.

Я придумала пойти в футболке вчера. Но до последнего не думала, что решусь. И надела белую рубашку поверх нее, чтобы пройти, а там уже на месте разобраться.

В итоге выяснилось, что у меня и моих дедушки с бабушкой места на первом ряду. То есть прямо напротив Путина. А через проход был Медведев. И меня слегка затрясло. Но тут я стала видеть сообщения, что начали избивать людей, увидела сториз друзей из автозака. И решила, что черт с ним. Я сняла рубашку в момент награждения, и сперва все, кажется, не заметили. А потом операторы, кажется, начали меня избегать. Зато один улыбнулся и подмигнул.

Я думала, что после церемонии ко мне могут подойти и аккуратно вывести. Но в итоге все было нормально. Некоторые люди даже подходили и говорили, что это смелый шаг и что они поддерживали Голунова и рады, что все так закончилось. Ну я в ответ им сообщала про митинг и задержания и пыталась объяснить, что не все кончилось. Уж не знаю, удалось ли кого-то убедить.

В целом, это вовсе не был какой-то супергромкий политический шаг. Просто захотелось выразить поддержку так, как могу»

И это стало одним из самых запоминающихся событий церемонии вручения Государственной премии Российской Федерации за 2018 год.

«МО»