Страсти по Большому театру: итоги сезона 2018/19

Страсти по Большому театру: итоги сезона 2018/19

Большой театр был и остается главным. Он в центре страны и в центре внимания. Без больших сомнений можно представить, сколько желающих им «порулить». Диктовать, советовать и управлять рвутся олигархи, политики, властные структуры, близкие и не очень близкие к президенту — да вообще все.

В центре внимания

Большой театр был и остается главным. Он в центре страны и в центре внимания. Без больших сомнений можно представить, сколько желающих им «порулить». Диктовать, советовать и управлять рвутся олигархи, политики, властные структуры, близкие и не очень близкие к президенту — да вообще все.

Все, что делает театр и все что в нем происходит, громит в своем YouTube-блоге Вадим Журавлев (видимо не изжита память о должности в театре). Николай Цискаридзе в каждом интервью заявляет о желании возглавить Большой: только он знает, как вернуть в театр искусство и какое искусство нужно театру, только у него такой огромный опыт и знания. Но в истории театра директор-танцор уже был.

Большой не вступает в конкуренцию ни с кем в России. Но Валерий Гергиев все время подчеркивает ущемление Мариинки и неравенство с Большим, настаивает на своем первенстве и призывает соответствующие органы разобраться в этом вопросе. «Нужно начинать с того, как работает Большой и Мариинский, как работают оркестры или хоровые или балетные коллективы, что такое гастроли, что такое разница между цифрами 244 — это гастроли Мариинского или 37 — гастроли Большого театра, уж какая-то слишком большая разница. У нас на стационаре 1600 спектаклей, я боюсь ошибиться, у Большого — ну, может быть, 700, а может быть и 500 с чем-то — ну слишком большая разница», — посетовал Гергиев в интервью телеканалу «Россия 24». Эти количественные показатели Мариинский театр приобрел за счет наращивания филиалов по всей стране: сцена во Владивостоке, Северо-Осетинская филармония, театр оперы и балета в Северной Осетии (неужели на очереди Смоленский драмтеатр?). А еще и Зарядье, и зал в Репино, и Пасхальный фестиваль, и Конкурс Чайковского. Уже кажется, что Мариинский это понятие, охватывающее всю страну, и в то же время, Мариинский там, где Гергиев. А Гергиев там, где Мариинский. А где Большой? Ну, как говорят, Большой и в Африке Большой. В Москве. В столице нашей Родины. На Театральной площади.

Недавно вышло интервью бывшего директора ГАБТа Анатолия Иксанова (случайно ли?), рассказывающее о том, как хорошо жил театр и как многого достиг в период его руководства.

Очевидно, что в театре и до сих пор работают люди, умиленно тоскующие по временам Иксанова. И несмотря на договор, подписанный сотрудниками театра, в котором есть и вопросы корпоративной этики, на информационном портале, который курирует и ведет концертмейстер виолончелей Большого Борис Лифановский, не без его одобрения появляются статьи того же Журавлева или репосты, где в основном встречается негативная оценка деятельности тетра.

Урин — директор выдающийся, в музыкальном и театральном сообществе уникальный и, может быть, единственный. Урин воздерживается от критики коллег в публичных высказываниях и больше озабочен общими делами Театра: билетным хозяйством, жизнью «Золотой маски» (одним из основателей которой именно он и являлся — а не Бояков, как это часто звучит, и самим Бояковым не опровергается). Директор в первую очередь занят заботами Большого и его работников. В стрессовых ситуациях он проявляет себя как виртуозный дипломат и стратег, умеющий строить долгосрочные планы и отстаивать свою позицию. В ситуации с Кириллом Серебренниковым Урин принял решение перенести премьеру балет «Нуреев», вызвав огонь критики на себя. Но спектакль при этом сохранил. В этом году «Нуреев» получил премию «Золотая маска» как лучший балетный спектакль, а на церемонии вручения премии в ГАБТ присутствовал режиссер.

Сцена из спектакля «Зимняя сказка», ГАБТ. Фото Дамир Юсупов

Непростые премьеры

Удачами 243 сезона стали «Русалка» Дворжака, «Зимняя сказка» Уилдона и «Путешествие в Реймс» Россини.

Приглашение постановочной команды «Русалки» — сильное решение. Урин привлек опальную команду, ставившую «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета: дирижера Айнарса Рубикиса и режиссера Тимофея Кулябина. Оркестр Большого театра играет эту партитуру впервые, и Рубикис воспользовался возможностью посмотреть на оперу свежим взглядом, отличным от западной практики исполнения. Рубикис интерпретировал «Русалку» не как на набор узнаваемых отсылок (здесь Вагнер, тут Чайковский, там Пуччини), а как самостоятельное целое. В результате получилась, возможно, одна из лучших музыкальных работ театра за последние годы.

Тимофей Кулябин представил режиссерскую концепцию, которая, по его словам, позволила, не впадая в крайности, подчеркнуть и социальный драматизм, и волшебную природу этой оперы. Как и в других постановках («Тангейзер» в Новосибирске в 2014, «Дон Паскуале» в Большом в 2016), он работал не самостоятельно, а вместе с драматургом Ильей Кухаренко. Зачем режиссеру понадобился еще и драматург — открытый вопрос.

Противопоставление сказочной и бытовой реальности в сценографии показано при помощи двухъярусной конструкции. И это скорее минус режиссерского решения. Сценическое действие, происходящее на втором ярусе, зажато в одной четверти площадки, что осложняет работу солистов и создает акустические проблемы при пении.

В апреле прошла премьера балета «Зимняя сказка» на музыку Джоби Талбота в постановке Кристофера Уилдона. Кристофер Уилдон, один из самых востребованных хореографов мира, впервые появился в Большом в 2007 г. с постановкой балета «Misericordes», навеянного «Гамлетом» и решенного в типичной для Уилдона форме абстрактного одноактного балета. «Зимняя сказка» для него эксперимент, второй опыт создания полнометражного нарративного балета. Первым и весьма успешным опытом была постановка «Алисы в стране чудес» в Ковент-Гарден в 2011 году.

Новая работа Уилдона в Большом — красивая сказка для светской публики (на премьеру пришли Кудрин, Абрамович, весь политический и финансовый бомонд), но с хорошей хореографией большого драматического балета, близкого к хореографии Ратманского. Слабым звеном стала музыка Джоби Тэлбота. Экзотичные оркестровки теряются за неразвитой музыкальной структурой. Отчасти эти огрехи можно простить, поскольку музыка, несмотря на раздражающее однообразие, дансантна, подложена под ногу.

Балет показал фантастическое состояние труппы, которая работает удивительно тонко и с огромным взаимопониманием, — заслуга руководителя балетной труппы Большого театра Махара Вазиева.

Особый драматизм премьере придала травма солиста Лантратова. Во втором акте Владислав Лантратов танцевал в дуэте с Марией Виноградовой. Где-то через 10 минут после его выхода на сцену, он неожиданно захромал и фактически на одной ноге допрыгал до кулис. Действие какое-то время продолжалось, но вскоре занавес закрылся. После 10-минутного антракта спектакль продолжился уже с другим принцем Флоризелем. Давид Мотта Соарес, заменивший Ланкратова, вписался в спектакль и не затормозил парад танцевальных номеров во втором действии. На пресс-конференции 25 апреля на вопрос о здоровье танцовщика Владимир Урин ответил, что его успешно прооперировали в России, а летом, после окончания послеоперационного периода, он поедет на реабилитацию за рубеж. «Очень надеемся, по крайней мере он надеется, что в начале сезона Влад вернется и будет так же радовать нас своей работой, как он радовал до этого».

Сюжет о подкидыше, потерявшемся ребенке — сквозная тема в «Русалке» и «Зимней сказке». В следующем сезоне в Большом появится еще одна вариация на эту тему: «В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили…» — Алексей Франдетти поставит «Сказку о царе Салтане».

Главной неудачей сезона можно назвать «Евгения Онегина» Чайковского в постановке Евгения Арье. В 2017 году Евгений Арье представил в Большом театре вполне добротную постановку оперы «Идиот» М. Вайнберга. О «Евгении Онегине» ироничные комментарии полились накануне премьеры. В соцсетях распространилось видео с танцующими гусями размером с жирафа и медведями с гармошкой — как оказалось потом, именно так, весело и наивно, в представлении режиссера выглядит мир в сознании юной мечтательной Татьяны. После премьеры критики почти единодушно сочли постановку неудачной и неадекватной заменой спектаклю Чернякова в постановке 2006 года. Но молитвенные стояния о Чернякове не прекращались все эти годы и Урин услышал их. В следующем сезоне Черняков возвращается в Большой театр, чтобы поставить «Садко» Римского-Корсакова. Сказочная линия в репертуаре Большого продолжает нарастать.

Сцена из спектакля «Русалка», ГАБТ. Фото Дамир Юсупов

Дело Покровского

Скандал вокруг Камерного театра Покровского длился в течение всего 2017 года. 27 декабря 2017 Владимир Урин сообщил, что по решению Министерства культуры в июле 2018 года Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского станет частью Большого театра.

Урин подошел к процессу тактично и корректно. Имя Покровского вернулось в Большой театр, а артисты театра Покровского в одночасье проснулись артистами Большого. Это фантастический сон! Композитор Александр Чайковский, как известно, давно мечтал, чтобы какая-нибудь его опера была поставлена в Большом. Мечты сбываются. Опера «Один день Ивана Денисовича», заявленная на премьеру в театре Покровского, вмиг, без его усилий, оказалась в афише Большого аккурат к столетнему юбилею Солженицына.

Мировая премьера этой оперы состоялась 10 лет назад в Перми, когда худруком Пермского академического театра оперы и балета был Георгий Исаакян. Он и задумал диптих: показать в одном сезоне «Один день Ивана Денисовича» в Пермской опере (режиссер Георгий Исаакян) и бетховенского «Фиделио» на территории бывшего лагеря ГУЛАГ «Пермь-36» (руководитель проекта Георгий Исаакян, режиссер Майкл Хант). В 2010 спектакль был выдвинут на «Золотую маску», но премию получил только за работу дирижера (Валерий Платонов). Тогда казалось, что незаслуженно.

Теперь сама эта опера кажется «вчерашней». Сегодня, размышляя о Солженицыне, его месте в истории, его творчестве нельзя не согласиться с Ольгой Седаковой, которая писала: «Когда говорят о пророческом начале Солженицына, чаще всего имеют в виду обличение неправды и зла настоящего положения дел, которые во всем своем размахе и во всей своей непозволительности видны только с неба, как это было у библейских пророков. Но главная весть пророков все же не в этом: эта весть состоит в прямой демонстрации невероятной и непобедимой силы, которая нас, вопреки всему, не оставила и не оставит. В этом — так я думаю — главное сообщение Солженицына для будущего». В опере нет стержня солженицынской воли и мысли, нет и нового понимания той катастрофы, в которую была погружена страна сталинским террором. Музыка оперы упростила тяжелую трагическую тему, представив ее в духе советского романтизма 70-х годов.

Войдя в состав Большого, театр Покровского остался площадкой для экспериментальных проектов. В марте на Камерной сцене Покровского состоялась премьера двух опер Джана Карло Менотти «Телефон» (1947) и «Медиум» (1946) (режиссер Александр Молочников, дирижер Алексей Верещагин). Александру Молочникову всего 27 лет, и он уже режиссер МХАТа им. Чехова. В Большой он попал в 2018, благодаря «Кантаты Lab.» — проекту Молодежной оперной программы Большого театра. Он поставил на музыку Генделя сатирический спектакль о сектах нью-эйдж и шоу о потере веса под названием «Весомые аргументы». Молочников — единственный из участников лаборатории, кому было предложено осуществить постановку в Большом.

Молочников соединил две оперные новеллы Менотти в одну историю с общим сюжетом и героями. «Два сюжета соединены в один: у Менотти мама и дочка занимаются спиритизмом. Мы решили, что в «Телефоне» дочка делает все это онлайн, и все ее звонки превращаются в экстрасенсорные сеансы. А зрителям перед спектаклем в фойе раздадут карты с номерами телефонов и просьбой подумать о своей самой большой проблеме, которой они хотели бы поделиться с экстрасенсом. По ходу спектакля публика будет присылать смс-сообщения на экран, с наиболее интересными экстрасенс будет работать во время «сеанса», то есть самой оперы», — рассказывает режиссер.

Оперные юбилеи

Большой отметил премьерами 100-летие Леонарда Бернстайна, 150 лет со дня смерти Джоаккино Россини, 200 лет со дня рождения Жака Оффенбаха.

Премьера музыкальной комедии «Кандид» (режиссер Алексей Франдетти, дирижер Туган Сохиев) в сентябре 2018 г. открыла 243-ий сезон. «Кандид» Бернстайна — это одновременно опера, оперетта и бродвейское шоу. Сюжет основан на политическом памфлете Вольтера «Кандид, или Оптимизм», попавшем в список запрещенных книг сразу после выхода из печати в 1759. В Москве бернстайновский «Кандид» никогда не исполнялся, предпочтение отдается «Вестсайдской истории». В 2018-м юбилейном для Бернстайна году эта партитура была представлена сразу тремя коллективами: 17 июня в Мариинском театре на «Звездах белых ночей» в концертном исполнении; 26 сентября концертное исполнение в программе Большого фестиваля РНО в Концертном зале Чайковского; 28 сентября на Исторической сцене Большого театра в сценической версии. От вольнодумства Вольтера-Бернстайна осталось мало. Представленное действие получилось скорее развлекательным шоу, чем политической сатирой.

Затем состоялись премьеры двух опер Россини. В ноябре 2018 года — «Севильский цирюльник» на Новой сцене. Дирижер итальянский маэстро Пьер Джорджо Моранди, режиссер Евгений Писарев, в 2015 поставивший в Большом театре «Свадьбу Фигаро» Моцарта.

В декабре 2018 года на Исторической сцене — блестящая постановка «Путешествия в Реймс», первая постановка этой оперы в Большом театре. Музыкальное руководство взял на себя Туган Сохиев. К этой работе он шел давно: в 2017 году продирижировал серией концертных исполнений партитуры в московской «Филармонии-2», а в постановке 2005 года в Мариинке работал вторым дирижером, часто заменяя Гергиева. Проект «Путешествия» был задуман как копродукция Нидерландской национальной оперы (Амстердам), Королевской Датской (Копенгаген) и Оперы Австралии (Сидней). Но после того, как ее последовательно посмотрели в этих трех городах, она продолжила путешествие — сначала в Римскую оперу, затем в Большой. Вся постановочная группа приехала из Италии (режиссер — Дамиано Микьелетто, сценография — Паоло Фантин, костюмы — Карла Тети, свет — Алессандро Карлетти). Дирижера и певцов звать издалека не понадобилось: в спектакле были заняты несколько солистов Большого театра, оркестр под управлением Сохиева звучал виртуозно.

Спектакль Микьелетто остроумно придуманный, по-настоящему смешной и визуально эффектный. Режиссер перенес действие оперы из времен Французской Реставрации в современную художественную галерею. Потерявшиеся в музее среди картин Веласкеса и Пикассо герои долго ищут свои вещи, свое «место», пока не обнаруживают, что являются персонажами одной картины — грандиозного полотна Франсуа Жерара «Коронация Карла X».

К юбилею Оффенбаха, под занавес сезона, Большой театр представил две премьеры: балет «Парижское веселье» в хореографии Мориса Бежара (спектакль 1978 года) на музыку Оффенбаха, где сам композитор присутствует как действующее лицо, и оперетту «Перикола» в постановке модного режиссера из «Гоголь-центра» Филиппа Григорьяна и дирижера-экспериментатора Филиппа Чижевского.

Прощание со спектаклем

В театральной практике появилось новое зрительское переживание — прощание со спектаклем. Это новое чувство. Последние показы спектакля, виденного несколько раз, прощание с ним, как с чем-то дорогим и полюбившимся, грусть расставания, которую непривычно испытывать к спектаклю, а не к человеку. Этим чувством на последних показах наполнены исполнители, дирижер и публика, и это по-новому их объединяет. С этим переживанием мы встретились, прощаясь с «Роделиндой», «Билли Баддом», «Альциной». Вероятно, мы вновь испытаем его, когда будем прощаться с самым ярким спектаклем этого сезона — «Путешествием в Реймс».

Сокровища памяти

Значительным событием в театральной жизни России стало открытие в Новом Манеже выставки «Музей и театр. Сто лет вместе» к юбилею Музея Большого театра. На выставке были представлены все фонды собрания музея — театральные костюмы, бутафория, эскизы декораций, афиши, программки. Среди экспонатов — ваза, подаренная Наполеоном III архитектору Кавосу, единственное изображение Федора Шаляпина в партии Демона работы Александра Головина и шпага, с которой великий бас дебютировал на сцене Большого в партии Мефистофеля. Впервые для широкого обозрения представлены редчайшие экспонаты: эскизы к первым постановкам в Большом опер «Аскольдова могила» (1835) и «Жизнь за царя» (1842). К выставке были подготовлены документальный фильм о музее и каталог его собрания.

За два с половиной века у Большого театра накопилось большое количество ценнейшего материала для выставочных проектов, но специального помещения для них не существует. Можно только мечтать о том, что Новый Манеж тоже когда-нибудь войдет в состав Большого и станет площадкой для крупных выставочных, художественных и научных проектов — таким проектом могла бы стать, например, предстоящая в декабре выставка к 100-летию М. Вайнберга.

Вайнберг в Большом театре

8 декабря 2019 исполнится 100 лет со дня рождения выдающегося композитора Мечислава Вайнберга. За год до этой даты, 5 декабря 2018, в Большом театре состоялось первое заседание Оргкомитета «Года Вайнберга в России». Инициатор и организатор «Года Вайнберга» и Всероссийского фестиваля его музыки — газета «Музыкальное обозрение».

Заседание Оргкомитета провели генеральный директор ГАБТа Владимир Урин и главный редактор «МО» Андрей Устинов. Участвовали дирижеры Владимир Федосеев и Павел Коган, директор ГИИ Наталья Сиповская, генеральный директор МКЗ «Зарядье» Ольга Жукова, директор театра «Новая Опера» Дмитрий Сибирцев, представители Министерства культуры РФ, посольств Польши и Израиля, Института Адама Мицкевича в Варшаве. Генеральный директор издательства «Композитор • Санкт-Петербург» Светлана Таирова представила первую серию (6 томов) 15-томного Собрания сочинений Вайнберга (совместный проект издательства и газеты «МО»).

Творчество Вайнберга на протяжении полувека, начиная с первых лет его жизни в Москве, было связано с Большим театром. 18 марта 1945 Эмиль Гилельс и Квартет Большого театра сыграли премьеру фортепианного Квинтета Вайнберга. В том же году Вайнберг пишет 4-й квартет, который посвящает струнному квартету ГАБТа (премьера в исполнении этого коллектива состоялась 19 января 1946).

В середине 60-х годов Вайнберг начинает писать оперу «Пассажирка», которую, по некоторым сведениям, ему заказал Большой театр по инициативе директора театра М. Чулаки. Либретто по повести польской писательницы З. Посмыш написал Александр Медведев — в то время завлит ГАБТа, друг композитора, либреттист большинства его опер.

30 августа 1965 Вайнберг писал Ольге Рахальской из Дома творчества в Рузе: «…Очень активизировался директор Большого театра М.И. Чулаки, который на прощание в Рузе сказал, что если Медведев будет медлить, то он отдаст либретто кому-нибудь другому, потому что у него намерение в течение года поставить “Пассажирку”».

«Пассажирка» была закончена в 1968. Планы ее постановки в Большом театре не осуществились, и мировая премьера (в концертном исполнении) состоялась только в 2006, уже после смерти композитора.

Камерный театр Бориса Покровского, созданный великими мастерами Большого театра, а ныне входящий в структуру ГАБТа, в 1983 представил оперу «Мазлтов!» («Поздравляем!»), а в 1991 показал мировую премьеру оперы «Идиот» (обе в постановке Б.А. Покровского). В день премьеры — 19 декабря 1991 — М. Вайнберг в последний раз появился на публике.

В феврале 2017 Большой театр поставил оперу «Идиот» (дирижер Михал Клауза, режиссер Евгений Арье). К премьере был приурочен Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919—1996). Возвращение», организованный газетой «Музыкальное обозрение» совместно с Большом театром, при участии ГИИ и Института Адама Мицкевича в Варшаве.

На концерте в Бетховенском зале прозвучала мировая премьера Концертино для виолончели и камерного оркестра (дирижер М. Цинман, солист П. Кондрашин), партитура которого была обнаружена незадолго до Форума, спустя почти 70 лет после создания.

В течение юбилейного Года Вайнберга в Большом театре проходит несколько событий, посвященных композитору. 11 апреля в Бетховенском зале прошел камерный концерт, в котором впервые прозвучали 12 пьес для флейты и струнного оркестра ор. 29 bis в авторской оркестровой транскрипции (исполнители — Наталья Береславцева и Камерный оркестр ГАБТа п/у Михаила Цинмана).

На 13 ноября запланирована пресс-конференция в Большом театре, посвященная «Году Вайнберга в России». К 100-летию со дня рождения композитора с 14 по 17 ноября пройдет серия показов спектакля «Идиот» на Новой сцене театра, 24 ноября и 10 ноября — концерты в Бетховенском зале. 24 ноября прозвучит Квартет № 4. В программе концерта 10 декабря — произведения М. Вайнберга: 12 пьес для флейты и струнного оркестра ор. 29а (солистка Н. Береславцева), Концертино для виолончели и струнного оркестра ор. 43 (солист Петр Кондрашин), Камерная симфония № 4 для кларнета, треугольника и струнных ор. 153 в исполнении Камерного оркестра Большого театра, дирижер М. Цинман.

В Большом театре планируется выставка, посвященная двум постановкам оперы Вайнберга «Идиот» в 1991 в театре Покровского и в 2017 в Большом театре.

Планы на будущее

Большой театр все делает по-крупному. Если успех, то грандиозный, если неудача, то колоссальная. В сезоне 2018/19 Большой театр представил больше десятка оперных и балетных премьер — разного качества и разного уровня, часто критикуемых, но всегда с интересом обсуждаемых. На пресс-конференции 25 апреля 2019 года Большой театр поделился планами на новый сезон. Он будет не менее масштабным, чем предыдущий.

Андрей УСТИНОВ, Павел РАЙГОРОДСКИЙ, Екатерна РОМАНОВА