3 мая — Всемирный день свободы печати

3 мая — Всемирный день свободы печати

По мере распространения коронавирусной инфекции пандемия породила еще одну пандемию  — пандемию дезинформации  — от вредных советов по охране здоровья до безумных теорий заговора. Средства массовой информации обеспечивают противоядие  — проверенные, научные, основанные на фактах новости и аналитические данные.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш

Тема 2020 года: Журналистика без страха и предвзятости

3 мая по всему миру на национальном и местном уровнях пройдут мероприятия по случаю Всемирного дня свободы печати, в том числе в формате онлайн-дискуссий и семинаров. На фоне все более усложняющейся медийной обстановки ЮНЕСКО дает старт глобальной кампании в СМИ и социальных сетях под девизом «Журналистика без страха и предвзятости». Кроме того, с 4 по 6 мая пройдет еще несколько мероприятий: Диалог высокого уровня, вебинары и обсуждения на таких платформах, как Facebook Live, YouTube, и Microsoft teams. Подробности на веб-сайте ЮНЕСКО.

Основные темы этого года:

  • Безопасность журналистов и работников СМИ – как мужчин, так и женщин.
  • Независимая и профессиональная журналистика, свободная от политического и коммерческого влияния.
  • Гендерное равенство в СМИ.

Международная конференция по случаю Всемирного дня свободы печати 2020 года

Проводимая ежегодно с 1993 года конференция является уникальной международной площадкой, на которой журналисты, ученые, представители гражданского общества, национальных органов власти и широкой общественности имеют возможность обсуждать проблемы, касающиеся свободы прессы и безопасности журналистов, и совместно работать над поиском решений.

В связи с пандемией COVID-19 было принято решение отложить Конференцию. Изначально Конференция должна была проходить с 22 по 24 апреля в рамках Всемирного форума в Гааге, Нидерланды. Новые сроки Конференции – 18-20 октября. В этот раз состоятся совместные мероприятия по случаю Всемирного дня свободы печати (3 мая) и Международного дня борьбы с безнаказанностью за преступления против журналистов (2 ноября).

Подготовка к Конференции шла полным ходом. Было зарегистрировано более 1000 участников и запланировано порядка 60 заседаний. Программа включала в себя первый в мире международный форум юристов, научную конференцию по безопасности журналистов, молодежный фестиваль свободы прессы, а также церемонию награждения Всемирной премией свободы печати ЮНЕСКО/Гильермо Кано и множество других  мероприятий. Целый ряд крупнейших мировых агентств СМИ зарегистрировались для участия в работе Конференции в октябре. Организаторы Конференции приглашают всех партнеров последовать их примеру.

С более подробной информацией можно ознакомиться на странице часто задаваемых вопросов ЮНЕСКО.

История и цель Дня

Всемирный день свободы печати был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1993 года. С тех пор ежегодно 3 мая, в годовщину принятия Виндхукской декларации, во всем мире проводятся мероприятия, посвященные Всемирному дню свободы печати.

В этот день мы имеем возможность:

  • заявить о нашей приверженности принципам свободы прессы,
  • проанализировать положение дел в мире касательно свободы прессы,
  • принять меры по защите средств массовой информации от попыток ущемить свободу печати,
  • отдать дань памяти журналистов, погибших при исполении своего профессионального долга.

Сергей Невский, Дмитрий Курляндский, Николай Попов, Александр Хубеев. Concerto grosso «MO/Opus 30/2019/Liberta». Мировая премьера

Дух свободы и коллективного творчества

Без нового сочинения, создаваемого в процессе подготовки программы, параллельно с этим процессом, не обходились и предыдущие проекты «МО»: и юбилейные концерты, и фестивали, которые завершались мировой премьерой нового произведения и началом его жизни.

Продвижение современной музыки — непременная часть деятельности газеты. Мы начинали с первых дней в композиторском сообществе, тогда еще в СК СССР.

И наше 30-летие не могло остаться без нового сочинения. Мы хотели продолжить наши исследования «коллективного» в композиторском творчестве. В новый проект пригласили и композиторов, и исполнителей, с которыми сотрудничаем в последние годы.

Надо было определиться, что же будет объединяющим элементом в новом сочинении. Поиски не были долгими. В отличие от окружающей жизни, музыка всегда была территорией свободы. Без нее художник не способен жить и творить в нашем опутанном запретами мире.

Безусловно, это относится и к журналистам, и к СМИ как четвертой власти.

«Если бы мне нужно было решить, иметь ли нам правительство без газет, или газеты без правительства, я бы избрал, не задумываясь, последнее, — писал Томас Джефферсон. — …Наши свободы не могут быть гарантированы иначе, как свободой прессы. Эту свободу невозможно ограничить, не подвергаясь опасности ее потерять».

Поэтому «игра» с цифрой 30 и дух свободы определили и замысел, и название коллективного опуса: Liberta.

Участники проекта

Для осуществления замысла нового коллективного опуса мы пригласили Сергея Невского, Дмитрия Курляндского, Алексея Сюмака, Николая Попова, Александра Хубеева. Все они — лидеры своего композиторского поколения, медийные фигуры, участники совместного абонемента «МО» и МГАФ «Персона – композитор». Невский, Курляндский и Попов — лауреаты Премии «МО» в 2018 в номинации «Композитор года».

Каждый из композиторов по-своему «обыграл» идею Liberta и юбилейную цифру 30.

В качестве солистов мы пригласили наиболее востребованных исполнителей молодого поколения, участников абонементов «МО» в Московской филармонии: «Инструментариум» («Альт – Арфа – Флейта – Контрабас»), «Персона – композитор», «www.баян.ru». Это арфистка Оксана Сидягина, альтист Сергей Полтавский, флейтист Иван Бушуев, контрабасист Григорий Кротенко, баянист Иосиф Пуриц.

Каждый композитор должен был написать свой оркестровый фрагмент и «выход» из него для одного из солирующих инструментов.

Композиторы легко «разобрали» солистов. С. Невский выбрал арфу, Н. Попов взялся писать для баяна, А. Хубеев — для контрабаса, Д. Курляндский — для альта, Сюмак — для флейты.

С последовательностью (кто за кем) тоже определились сразу: Невский, Курляндский, Сюмак, Попов, Хубеев.

Как рождалась Liberta

Четыре связки между частями должны были стать импровизациями соседствующих друг с другом инструментов (арфа с альтом, альт с флейтой, флейта с контрабасом, контрабас с баяном).

По предыдущим коллективным опусам мы знали, что реализация такого проекта сопряжена с большими сложностями. В том числе и потому, что все композиторы востребованы, работают одновременно над несколькими заказами, читают лекции, проводят мастер-курсы. Д. Курляндский курирует Академию молодых композиторов в г. Чайковском и проекты Электротеатра, А. Хубеев — проекты Центра reMusik. С. Невский готовил премьеру в Штутгартской опере, А. Сюмак — в театре «Практика».

Исполнители заняты как солисты, в ансамблях (МАСМ, Персимфанс, Студия новой музыки), гастролируют, преподают, проводят мастер-классы. Собрать всех в одно время — непростая задача.

Первым закончил свой труд Д. Курляндский. До последнего ждали фрагмент А. Сюмака. Наконец наступило «время Ч», когда ждать уже было невозможно. И приглашать кого-то вместо Сюмака — тоже. Проблема разрешилась как нельзя лучше: вместо фрагмента Сюмака для флейты с оркестром флейтисту И. Бушуеву предложили исполнить импровизацию, дав ознакомиться предварительно со всеми партитурами.

На репетиции же с оркестром импровизация флейтиста выросла до импровизации флейты с контрабасом (следующим солирующим инструментом). Таким образом, в центре сочинения, между частями Д. Курляндского и А. Хубеева, вместо фрагмента для флейты с оркестром появилась импровизация И. Бушуева и Г. Кротенко. И это только умножило содержание названия «liberta»: импровизация как воплощение свободы.

Получилось блистательное, написанное для оригинального состава и виртуозно исполненное новое произведение.