Опера «Узник» Луиджи Даллапикколы в Музее истории ГУЛАГа (24-25 ноября 2021)

Опера «Узник» Луиджи Даллапикколы в Музее истории ГУЛАГа (24-25 ноября 2021)

24 и 25 ноября 2021 в Музее истории ГУЛАГа впервые в России будет показана сценическая версия оперы Луиджи Даллапикколы «Узник». Российская премьера «Узника» в концертном исполнении состоялась в мае 2015 в Мариинском театре (дирижировал Олег Каэтани).

Первую в России сценическую версию «Узника» представит театр Conlucia, созданный выпускниками ГИТИСа (художественный руководитель театра – Светлана Высоцкая, директор – Константин Камынин).

Режиссер-постановщик спектакля – Карина Иванова-Данилова, дирижер – Станислав Майский, художники – Алиса Мачильская и София Соболева, художник по костюмам – Анастасия Образцова.

Главные партии исполняют: солист Камерной сцены Большого театра Василий Соколов (Узник), солист театра «Геликон-опера» Виталий Серебряков (Тюремщик/Великий Инквизитор), солистка МАМТа Ольга Луцив-Терновская (Мать). Партия фортепиано – Алексей Кириллов.

Проект реализован при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Грант предоставлен ООГО «Российский фонд культуры».

«Узник» (1944–1948) – вторая и наиболее часто исполняемая опера Луиджи Даллапикколы (1904–1975). Первая постановка состоялась в 1950 во Флоренции. До сих пор к этому сочинению регулярно обращаются многие зарубежные театры: это одна из самых популярных итальянских опер со времен Джакомо Пуччини.

В основу либретто оперы легли «Пытка надеждой» Огюста де Вилье де Лиль-Адана и «Легенда об Уленшпигеле» Шарля де Костера. Чтобы сделать сюжет максимально условным, Даллапиккола обезличил всех персонажей, сохранив только приблизительные время и место действия: Испания, вторая половина XVI века. На сцене практически нет событий, скорее это духовный поединок между Узником и Тюремщиком/Великим Инквизитором. Будучи глубоко верующим католиком, Даллапиккола не стремился создать в опере негативный образ церкви, важным для него было – показать тоталитаризм как явление. Это стало причиной неудачных переговоров о возможной постановке «Узника» в Москве в 1957: композитор опасался неверной трактовки оперы и потребовал опубликовать авторское предисловие к спектаклю. Закономерно, что в те годы постановка так и не состоялась.

Луиджи Даллапиккола первым из итальянских композиторов применил двенадцатитоновую технику. В своей музыке он смог объединить сложную систему додекафонии с выразительностью мелодики бельканто. Даллапиккола окончил Флорентийскую консерваторию как пианист (1924) и композитор (1931), после чего более 30 лет преподавал в alma mater. Композитор выступал с концертами, пропагандировал современную музыку, писал критические статьи. Творчество, взгляды и убеждения Даллапикколы оказали большое влияние на композиторов послевоенного итальянского авангарда, в особенности, на Луиджи Ноно и Лучано Берио.

Большинство сочинений Луиджи Даллапикколы написаны для голоса. Даллапиккола – автор трех опер и либретто к ним: «Ночной полет» (1940, по А. де Сент-Экзюпери), «Узник» (1944-1948) и «Улисс» (1960-1968, по Гомеру, Данте, Дж. Джойсу), мистерии «Иов» (1950, по Книге Иова). Несмотря на популярность «Узника», главной работой своей жизни Даллапиккола считал оперу «Улисс». Среди его хоровых и камерно-вокальных произведений наиболее значительны «Три лауды», «Греческая лирика», «Песни на стихи Гёте», «Песни заточения», «Песни освобождения». Композитор также писал камерно-инструментальные и оркестровые сочинения, музыку к фильмам.

«МО»