Open Look. Взгляд, открытый миру

В Санкт-Петербурге на фестивале OPEN LOOK в 19-й раз собрались звезды современного танца
Open Look. Взгляд, открытый миру
Сцены из спектакля «Абсурдия». Все фото предоставлены пресс-службой фестиваля Open Look

Уже почти 20 лет фестиваль OPEN LOOK, ломая стереотипы и раздвигая границы восприятия танцевального искусства, становится центром европейского современного танца и проводником новых веяний. Темы мужского и брутального начала в танце, темы веры, религии и ложного миссии, жизнь болезненного поэтического гения, взаимоотношения отцов и детей. Широта трактовки затрагиваемых тем с каждым годом расширяет концепцию самого фестиваля.

Программа OPEN LOOK-2017 включала спектакли ведущих компаний современного танца из Франции, Венгрии, Швейцарии, Финляндии, Бельгии, Испании, Израиля и Чили.

Танцевальная лихорадка

В год своего девятнадцатилетия крупнейший в России фестиваль современного танца подготовил для зрителей и профессионалов программу, полную премьер, открытий и творческих провокаций. Современный танец уже давно не удивляет многообразием жанров и направлений искусства, которые он в себя вбирает, — от вербатима до танца буто, от видео-арта до инсталляции. Тем не менее, фестиваль OPEN LOOK впечатлил эксклюзивной подборкой участников даже искушенного зрителя.

«Из года в год мы представляем самые интересные, спорные и неоднозначные спектакли в стиле contemporary, — говорит Вадим Каспаров, основатель фестиваля и директор Дома танца «Каннон Данс». — Фестиваль OPEN LOOK ставит наш город в ряд крупнейших фестивалей современного танца и театра. Уникальная программа премьерных спектаклей — это ноу-хау фестиваля, который год за годом подбирает программу, которой может гордиться Санкт- Петербург, подтверждая и позиционируя себя как город не только классического, но и самого современного».

Открывался фест энергичной Dancewalk — танцевальной прогулкой, модным сейчас жанром, который напоминает античные праздничные шествия, когда в танцевальную процессию, руководимую так называемым протагонистом, вовлекаются все желающие, включая прохожих. Танцевальная лихорадка охватила самые людные места города — мосты, набережные, скверы

Фестиваль-лидер

Первые восемь дней на фестивале выступали иностранные гастролеры, а в последние четыре дня добавился смотр премьер российских трупп, специализирующихся на contemporary dance.

Кроме ежедневных спектаклей, которые игрались в многочисленных залах Новой сцены Александринского театра с 18 часов до полуночи, была обширная лекционная программа, кинопоказы, и сразу на нескольких арендованных организаторами фестиваля-школы Наталией и Вадимом Каспаровыми площадках Санкт-Петербурга российские и зарубежные гуру современного танца давали мастер-классы.

Хедлайнеры фестиваля — мировая знаменитость, бельгийская труппа «Ультима вез». «Мокьюментари на современного Спасителя» — псевдо-документальный спектакль расскажет нам о взгляде именитого хореографа и режиссера Вима Вандекейбуса (ученика Яна Фабра) на развитие общества в ближайшем будущем. Жанр «мокьюментари» заимствован из кинематографа, Вим Вандекейбус с сарказмом рисует портрет воображаемого современного миссии. Ничто не является тем, чем кажется, в футуристическом мире. Утопия и антиутопия сливаются на одной сцене.

Мировой премьерой стал показ спектакля «Пензум» знаменитого французского хореографа Жозефа Наджа, поставленный в сотрудничестве с одной из ярчайших звезд аванградной музыки, контрабасисткой Жоэль Леандр, в Петербурге она выступила впервые. Спектакль о любовной драме поэта и его борьбе с психическим расстройством.

А заканчивался форум в театре «Балтийский дом» показом провокационной новинки Вима Вандекейбуса, руководителя компании «Ультима вез», «Мокьюментари на современного спасителя». В этом спектакле знаменитый бельгиец злобно разбирался со своими учителями — учеными-иезуитами и психоаналитиками. В балете он уничтожил планету, сохранил жизнь нескольким моральным уродам, собрал их в одном закутке и заставил сосуществовать. Кто-то звал бога, кто-то пытался настроить отношения в группе с помощью формул современных психологов, но ничего не получалось.

Сцена из спектакля "Морфей"

Не юбилей, но…

Бессменный руководитель Дома танца «Каннон Данс» В. Каспаров решил отметить романтичное 19-летие форума такой афишей, которая бы продвинула локальный фест на несколько позиций вперед. И у него получилось. Приехали Теро Сааринен, Джозеф Надж, Фуфуа Димобилите (псевдоним Фредерика Гафнера), Каори Ито, Томер Сапир, Вим Вандекейбус, Томас Нун и другие. Представительная афиша «Open Look», мощная география «Russian Look» (русская часть программы) и грамотный пиар должны, наконец, сослужить хорошую службу Театру танца «Каннон Данс», который до сих пор не имеет своей собственной площадки. Каспаров очень надеется, что после такого фестиваля городские власти найдут для пионеров питерского contemporary dance какой-то постоянный дом, за который не нужно будет платить аренду. Им бы мог стать в свое время ДК имени Первой пятилетки, но оборудованное под нужны школы современного танца конструктивистское здание было снесено ради строительства Мариинки-2.

Сцены из спектакля «Абсурдия».

Пионеры первой пятилетки

Наталья и Вадим Каспаровы действительно стоят у истоков отечественного contemporary dance в его питерском направлении. Совсем не случайно именно они возглавляют этот фестиваль, расцветающий на глазах. Все начиналось с крошечных start up’ов Вадима, профессионального спортсмена, в середине 90-х, которые один за другим терпели крах в постсоветском Ленинграде. Его жена Наталия, гимнастка, захотела сама учиться современному танцу, и когда обнаружилось, что в Питере это научиться негде, надолго уехала в Австрию. Чтобы семья воссоединилась, нужно было либо уезжать из России, либо создавать школу в Петербурге и приглашать западных педагогов на мастер-классы.

В 1997 Каспаровы на свой страх и риск пригласили педагога джаз-танца Фила ЛаДука, который до того, как стать педагогом, долго танцевал и ставил на Бродвее. Отчаявшись найти подходящий для занятий зал, за три недели до приезда американского мэтра, они смогли арендовать заброшенные помещения ДК имени Первой пятилетки. Зал отремонтировали, запланированный мастер-класс провели, а потом решили организовать любительскую группу для взрослых. Через год сделали ремонт, нашли в ДК дополнительные пространства и их тоже превратили в репетиционные залы, открыли школу.

В 1997 в группе занималось 40 человек, а к середине 1998 число выросло до трехсот: двести взрослых и сто детей. Из детской группы сделали первую танцевальную компанию «Каннон Данс». Но показывать детские перформансы было совершенно негде, пока в недрах все того же ДК не обнаружился заброшенный театр. Вскоре «С’Танция» (новое название отремонтированного и оборудованного театра) в ДК Пятилетки, стала одной их самых модных альтернативных площадок города, где выступали «Каннон Данс», Игуан Данс Театр, «Комик-Трест» и другие. В 1999 здесь провели пилотный фестиваль современного танца. Это был даже не фестиваль, а показы спектакля американской компании Bill Young and Dancers, которые вместе с русско-американскими образовательными классами объединились в небывалый Summer Dance Workshops – небывалое для Петербурга мероприятия по обмену опытом с американскими танцовщиками и педагогами.

Следующий фестиваль вырос вокруг имен двух американских джазовых хореографов Кетти Янг и Денни Бурачески, который когда-то работал вместе с Лайзой Минелли. Для продвижения фестиваля СМИ требовались громкие имена, и Каспаровы их находили. Первый форум назывался «Фестиваль джаз-танца и музыки», и это привлекло внимание и тех, кому интересен танец, и тех, кто любит джаз. Нынешнее название «Открытый взгляд» фест получил в 2000, и тогда же форуму был задан формат фестиваля-школы, причем первое время мастер-классы имели приоритет. До 2005 включительно фестиваль проходил в ДК, потом переехал в Театр Консерватории. Последние четыре года фестивале проходит на Новой Сцене Александринского театра, переводит свою верную аудиторию из уютных подвалов в модные black box’ы, с задворок Крюкова канала на помпезные брега Фонтанки. Аудитория феста стремительно молодеет, становится более хипстерской, состоит не столько из фанов contemporary dance, сколько из адептов современного искусства в целом — молодых людей, которые в Москве ходят в Гараж.

Сцена из спектакля "Все пути ведут на север".

Антраша Suisse

Одним их самых интересных участников фестиваля-2017 стал Фуфуа Димобилите, он же Фредерик Гафнер. Перформер родился в 1969 в Женеве в семье директора балетной школы и прима-балерины «Балета Маркиза дэ Куэвас» Беатрис Консуэло и Клода Гафнера, премьера балетной труппы Большого театра Женевы и известного хореографа. Всего три года он проработал в Штутгартском балете, затем уехал оттуда в Америку, чтобы танцевать в труппе Мерса Каннингема. Через 8 лет он закончил свою работу в государственных компаниях и стал заниматься только собственными проектами.

Одним из направлений, которое Фуфуа если не придумал, то развил до полноценного танцевального жанра, стала Dancewalk. Гафнер как раз и был протагонистом танц-прогулки по Петербургу в день открытия фестиваля. Кроме того, он придумал еще одну интеллектуальную прогулку по истории балета, которую назвал «Хореохроники». Это спектакль одного актера и двух осветителей, длящийся в зависимости от ситуации от полутора до трех часов. Понятно, что в литературном Петербурге это были три часа, да еще и игрались «Хроники» в двухстах метрах от улицы зодчего Росси. Чувствуя, что «Open Look» в этом сезоне настроен логоцентрично (выжившие в спектакле Вандекейбуса «человеки» болтают весь спектакль, и муза русской программы тоже окажется мэтром разговорного жанра), Фуфуа не боится много рассказывать. Сначала он дурачится, заигрывает с залом, после сам себя за это осуждает и приступает к изложению своей краткой истории танца. Когда Фуфуа показывает какое-то движение или танцует целую вариацию (Джеймса, например), он предельно серьезен, а когда говорит, то вышучивает все и вся. Швейцарцы, мол, придумали одно из ключевых движений романтического балета, оно так и называется «антраша свисс» (подразумевается перефразированное название «антраша сис» – прыжок с шестью скрещиваниями ног из пятой позиции). Любопытные наблюдения делает артист, когда представляет ключевых персон танца из XX века. Нижинский ввел обязательный наклон корпуса вперед. Баланчину нравилось, что в Нью-Йорке все скоростное, особенно такси, поэтому он ускорил всю технику классического танца. У Каннингема музыка и хореография в первый раз встречались только на сцене. Еще Каннингем изобрел контактную импровизацию, и женщины начали запросто поднимать мужчин. Так изменился мировой баланс. Триша Браун заставляла своих танцовщиков бегать по сцене и прыгать по крышам, возникло целое направление. Люсинда Чайльдс ввела в оборот повторяющиеся бесконечно повседневные движения. Пина Бауш задавала вопросы. И так далее. Краткий курс истории танца, который составил Гафнер, раскрасив собственными импровизациями, выглядел немного пародийно, но это вовсе не была поверхностная «классика за полчасика».

…и другие…

«Теро Сааринен», ведущая современная балетная труппа Финляндии, представила спектакль «Повзрослевшие», в котором на сцене встретились семь мужчин разных возрастов. Здесь фестиваль вновь обратился к теме «мужчина в танце».

Каори Ито, японка по происхождению, работающая в Швейцарии, показала спектакль «Я танцую, потому что не верю словам», в котором принял участие ее отец — не профессиональный танцор, а известный скульптор. Тема вечная – отношения отцов и детей.

Впервые за несколько десятилетий в России был представлен венгерский современный танец — спектаклем «Абсурдия» Сегеди компани, одного из постоянных хэдлайнеров международных фестивалей.

Стоит отметить необычный подход к гриму в спектаклях «Тела» труппы Шарон Вазана из Израиля.

Сцена из спектакля "Bodies"

Параллельная программа

С 1 по 9 июля в Доме танца «Каннон Данс» европейские педагоги из разных мировых танцевальных компаний Дана Раз, Ури Ивги, Йохан Гребен, Дор Мамалия, Эдвард Труйтт, Анна Озерская в рамках образовательной программы провели классы по разноплановым танцевальным техникам от gaga, contemporary и модерна до йоги. На эти мастер-классы собирается все танцевальное комьюнити России — от Владивостока до Краснодара. Кроме того, каждый из педагогов выступил со своим номером в программе SOLO SOUL. В дополнение к основной программе фестиваля с 2 по 4 июля прошли открытые показы Кинотанца.

Впервые Фестивальный десант OPEN LOOK совершил «вылазку» в Москву и на несколько дней разместилтся в Центре им. Вс. Мейерхольда (ЦИМ, Москва, ул. Новослободская, 23), представив Swiss-программу спектаклей совместно со Швейцарским советом по культуре Про Гельвеция.

В обменной программе двух столиц — лекция хореографа, танцовщицы, перформера и педагога contemporary dance Дины Хусейн «Опыты работы с партитурами в хореографических и перформативных практиках» в рамках образовательной программы в сфере современного танца и перформанса СОТА.

Русский Look

Национальная платформа современного танца и театра RUSSIAN LOOK с 7 по 9 июля продолжит фестиваль, представив все самое лучшее в российском contemporary. Выступления пройдут в жанре физического и визуального театра, современного танца и эксперимента, в форме спектаклей и перформансов.

А завершился фестиваль еще одной петербургской премьерой — спектаклем «Балета «Москва» «Все пути ведут на Север», ставшим лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска»-2017.

Екатерина БЕЛЯЕВА