Заметки о XXIX международном фестивале новой музыки «Звуковые пути»

В поисках пути
Заметки о XXIX международном фестивале новой музыки «Звуковые пути»
Проект «1917» в Санкт-Петербургском Доме композиторов

XXIX Фестиваль современной музыки «Звуковые пути»
Художественный руководитель Александр Радвилович

В 29-й раз в Санкт-Петербурге прошел форум современной музыки. Впервые он состоялся в 1989. Основатель и бессменный художественный руководитель «Звуковых путей» — композитор Александр Радвилович.

Звуковые пути» стали одним из первых в СССР форумов, открывших доступ к мировому современному музыкальному авангарду. И сегодня они сохраняют репутацию «фестиваля премьер». Ежегодно в концертах фестиваля с пометкой «мировая премьера» звучит от 10 до 20 сочинений, еще больше исполняется впервые в России. За 29 лет на «Звуковых путях» прозвучало около 1000 новых сочинений! Фестиваль ставит перед собой задачу дать возможность композиторам быть исполненными и услышанными, а публике — сохранить право выбора.

Специально для исполнения на «Звуковых путях» свои произведения пишут и российские, и зарубежные композиторы.

Молодые и для молодых

В афише фестиваля имена известных и молодых авторов, студентов и аспирантов консерваторий: их творчеству посвящается отдельный концерт.

За 29 лет существования «Звуковые пути» смогли изменить отношение исполнителей к современной музыке, воспитать несколько поколений молодых музыкантов, для которых язык музыкального авангарда стал столь же естественным, как и классика. Среди участников фестиваля — молодые петербургские солисты и коллективы: ансамбль {instead}, Mariinski New Music Ensemble, МолОт, ансамбль «Звуковые пути», хоры училища им. Римского-Корсакова и Института культуры.

История с географией

По словам А. Радвиловича, «Фестивалю удалось преодолеть географически короткое, но ментально протяженное расстояние между петербургскими и московскими композиторами, чьи сочинения регулярно включаются в программы». А Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) — многолетний партнер фестиваля.

На фестиваль приезжают солисты и ансамбли из Австрии, Германии, Дании, Голландии, Франции, Израиля, Испании, Норвегии, Эстонии, США, Великобритании. Со многими складываются долгосрочные контакты и формируются совместные проекты не только на территории «Звуковых путей», но и за ее пределами. Благодаря этому сочинения петербургских композиторов входят в репертуар западных исполнителей.

Программы фестиваля строятся по тематическому принципу, а с 2002 в его афише присутствует специальный проект. Первым таким проектом стал марафон «Кейдж-сэйшн», посвященный 90-летию со дня рождения Джона Кейджа. За ним последовали «Хармс-проект», «Итальянский проект», «Трудности перевода», «Достоевский-проект», «Чехов-проект», «Утопии и антиутопии».

Фестиваль меняется, появляются новые композиторские и исполнительские имена, приходят новые слушатели. Но его политика остается неизменной, как и главная цель и задача: введение петербургской культуры в контекст мировой авангардной музыки».

Александр Радвилович

Фестиваль номер 29

На XXIX фестивале «Звуковые пути», прошедшем с 19 по 26 ноября 2017, прозвучали 28 мировых и 22 российские премьеры, а всего — 81 произведение 64 композиторов из России, Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Ирана, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, Финляндии, Франции, Швеции, Эстонии, США: от классиков ХХ и XXI веков (Варез, Штокхаузен, Тормис, Шнитке, Крам, Слонимский, Щедрин, Пендерецкий, Пярт) до студентов консерватории.

Открылся фестиваль в зале «Яани Кирик» концертом светской и духовной хоровой музыки. В исполнении Женского хора училища им. Римского-Корсакова и Концертного хора института культуры под управлением Сергея Екимова исполнили сочинения А. Шнитке, В. Тормиса, С. Слонимского, А. Пярта, К. Пендерецкого, Р. Щедрина, А. Королева, С. Екимова, а также художественного руководителя фестиваля А. Радвиловича. В концерте приняли участие виолончелист, ректор СПбГК А. Васильев, органист Ю. Семенов.

Основной площадкой фестиваля стал Концертный зал Дома композиторов Санкт-Петербурга, где прошло пять концертов.

В «колыбели» — в год 100-летия

Специальным событием фестиваля 2017 стал концерт-митинг «Проектъ 1917: “Вся власть – искусству”», на котором в исполнении лондонского ансамбля The Hermes Experiment прозвучали произведения английских и петербургских авторов, написанные к 100-летию русской революции.

По словам А. Радвиловича, «Это совместный продукт английского ансамбля The Hermes Experiment и «Звуковых путей». Его форма отсылает к распространенному в период революционных потрясений жанру концерта-митинга, объединившего речевки, стихи, музыку. Его содержание — музыкальная интерпретация событий, произошедших в России 100 лет назад. Британские композиторы услышали предвестие революции в русской культуре, обращаясь в своих сочинениях к ее образам и текстам, а в подтексте — к судьбам их авторов».

В исполнении ансамбля The Hermes Experiment прозвучали российские премьеры сочинений английских композиторов Деборы Притчард «Этюды Кандинского»; Джоэла Раста «Пачка ордеров» на слова поэта, ученого, революционера Алексея Гастева, расстрелянного в 1939; Джетро Кука «Первый весенний концерт Вселенского футуризма» на стихи поэтов-эгофутуриста — Ивана Игнатьева и Василиска Гнедова; Тимоти Солтера «Красный прилив» на тексты американских, английских, ирландских и русских писателей, с рефреном из «Манифеста Коммунистической партии» Маркса и Энгельса: «Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей».

Русская участница проекта Елена Иготти в качестве литературного источника своего сочинения «Третий Гимн Ленину» выбрала стихи шотландца Хью Макдиармида — сочувствующего коммунизму фигуранта «списка Оруэлла», яркой и спорной фигуры британской истории и культуры. «Заблудившийся трамвай» Элины Вагиной соединяет текст одноименного стихотворения Николая Гумилева (в собственном переводе на английский) с цитатами из книги Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир» и отрывком библейского текста (Исход, 14 глава). А герой сочинения Светланы Лавровой «Октябрь позади… Ленин в Горках» — вождь мирового пролетариата…

Юбилей

12 августа 2017 исполнилось 85 лет Сергею Слонимскому. Этой дате организаторы «Звуковых путей» посвятили фортепианный форум «Улыбка классика», на котором прозвучали пьесы юбиляра и его учеников, подаривших учителю фортепианные «сувениры» (большинство из них — мировые премьеры).

«Хитом» стала пьеса Е. Иготти «игон ерыт ечик шоку», название которой — инверсия первой строчки знаменитой песни Слонимского «У кошки четыре ноги» из кинофильма «Республика ШКИД».

«Танцующий кларнетист»

Известный голландский кларнетист Мишель Маранг, о котором газета Brabants Dagblad написала, что «Он не играет на своем инструменте, он сам и есть его инструмент … это не просто тончайшие нюансы музыки, это нюансы самой жизни…», представил программу «Изменчивые образы» (визуальный концерт для кларнета, электроники и фото-секвенций) в Белом зале Студии документальных фильмов «ЛенДок».

Маранг — выпускник Амстердамской консерватории и философского факультета Амстердамского университета, профессиональный фотограф (автор портретов, абстрактных композиций, инсталляций). Как исполнитель, он сотрудничал с О. Мессианом, Э. Денисовым, М. Фелдманом, К. Штокхаузеном (в концерте «Звуковых путей» он исполнил 45-минутный опус Штокхаузена «Арлекин», где в течение 45 минут играет на кларнете, танцует, показывает пантомиму). Выступает с клезмерскими ансамблями, дает мастер-классы, пишет музыку к драматическим спектаклям.

В «Изменчивых образах», прошедших уже на многих сценах мира, Маранг «обращается к теме нетерпимости и насилия новейшей истории. Вошедшая в программу композиция Маранга «Справедливость этой нации» инспирирована трагическими событиями, произошедшими в сирийской Пальмире — массовой казни, учиненной религиозными фанатиками летом 2015 года, состоявшейся на том самом месте, где Маранг за несколько лет до этого сфотографировался во время своего концерта. Автор посвящает композицию различным современным религиозным и этническим конфликтам, призывая к терпимости и диалогу бетховенской темой «Обнимитесь, миллионы!», звучащей на фоне страшной фотохроники» (А. Радвилович).

Еще одной кульминацией концерта М. Маранга стала композиция Сергея Жукова Gaja («Гея») для кларнета и электроники.

Диалоги

«Музыкальный диалог» в разных вариантах — один из излюбленных концертных жанров «Звуковых путей». На XXIX фестивале диалогов было несколько.

«Россия – Испания»: в концерте испанского PluralEnsemble (дирижер Фабиан Панизелло) в Малом зале Филармонии прозвучали сочинения петербуржцев М. Хоссейни, Л. Резетдинова, А. Радвиловича, испанцев Г. Эркорека, А. Торреса, Ф. Панизелло для квинтета и секстета.

«Двойной концерт» в Доме композиторов, с подзаголовком «По Европе за 180 минут». В один вечер прошли два концерта: «Россия – Дания» с участием датского Rosengard Guitar Trio, и «Австрия – Венгрия – Италия – Финляндия – Франция», в котором звучали сочинения лидеров современного европейского музыкального авангарда Кайи Саариахо, Сальваторе Шаррино, Тристана Мюрая, Клауса Ланга, Петора Этвоша в исполнении Московского ансамбля современной музыки (МАСМ).

Инструментальные диалоги — дуэты для разных составов — стали основой программы дебютанта «Звуковых путей», молодежного {instead} ensemble (также в Доме композиторов): Vertical Thoughts II М. Фелдмана для скрипки и фортепиано, Le Merle Noir О. Мессиана для флейты и фортепиано, дуэты петербургских композиторов: маститой С. Лавровой (Shining emptiness для бас-кларнета и фортепиано), молодых С. Стройкина (Camera obscura для двух пианистов) и Е. Акбалькан (Дуэт для двух скрипок). Помимо этого, прозвучали Rift для бас-кларнета, скрипки и фортепиано С. Невского, Density 21,5 для флейты соло Э. Вареза, камерные сочинения петербургских затворов для секстета.

«Два портрета» — концерт-закрытие фестиваля в Малом зале Филармонии, на котором произведения Джорджа Крама и Сергея Слонимского исполняли петербургские солисты, Mariinsky New Music Ensemble и МАСМ.

Юбилейный ХХХ фестиваль «Звуковые пути» пройдет в ноябре 2018.

«МО»