Обменные гастроли Большого и Мариинского театров: 20 лет спустя

Обменные гастроли Большого и Мариинского театров: 20 лет спустя

В рамках празднования 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова в Москве и Санкт-Петербурге пройдут масштабные обменные гастроли оперных трупп Большого и Мариинского театров.

С 23 по 25 февраля 2024 оперная труппа Мариинского театра представит на Исторической сцене Большого театра «Псковитянку», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Ночь перед Рождеством». За дирижерским пультом всех опер – Валерий Гергиев. Последний раз Мариинский театр выступал на Исторической сцене Большого в 2005, с тетралогией Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга».

С 27 по 29 февраля Большой театр представит петербургским зрителям оперу «Царская невеста» – спектакль из золотого фонда репертуара в роскошном оформлении Федора Федоровского, поставленный в середине ХХ столетия и восстановленный в 2014 режиссером Юлией Певзнер. Сценограф – Альона Пикалова, художник по костюмам – Елена Зайцева.

История обменных гастролей началась в 1940, когда Большой принял труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова в рамках декады театрального и музыкального искусства Ленинграда в Москве. Тогда публике были представлены оперы «Иван Сусанин» Глинки, «Пиковая дама» Чайковского, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, а также балеты «Лебединое озеро» Чайковского, «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Лауренсия» Крейна и «Сердце гор» Баланчивадзе.

Начиная с 1962 ленинградская труппа регулярно выступала в Москве. В 1976-м, в год празднования 200-летия Большого театра, Кировский театр выступил на сценах Большого театра и Кремлевского дворца съездов. В программу гастролей вошли оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «В бурю» Хренникова, «Декабристы» Шапорина, «Иван Сусанин» Глинки, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Пётр I» Петрова, «Тихий Дон» Дзержинского, «Хованщина» Мусоргского, а также «Патетическая оратория» Свиридова для солистов, хора и оркестра; балеты «Шопениана» на музыку Шопена, «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» Чайковского, «Сотворение мира» Петрова, «Ленинградская симфония» на музыку Шостаковича, «Левша» Александрова, «Икар» Слонимского, «Жар-птица» Стравинского, «Горянка» Кажлаева и картина «Тени» из балета «Баядерка» Минкуса.

В том же 1976 в рамках фестиваля искусств «Белые ночи» и празднования 200-летия Большого театра состоялось первое выступление Большого театра на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. В гастрольный репертуар вошли оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Пиковая дама» Чайковского, «Семён Котко» и «Игрок» Прокофьева, «Трубадур» Верди; балеты «Щелкунчик» Чайковского, «Спартак» Хачатуряна, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева, «Ангара» Эшпая, «Анна Каренина» Щедрина, «Кармен-сюита» Бизе – Щедрина, «Моцарт и Сальери» на музыку Моцарта и Сальери, «Гибель розы» на музыку Малера.

Мариинский (Кировский) приезжал в Москву еще несколько раз. В год своего 200-летия в 1983 оперная и балетная труппы снова выступали на сцене Большого театра и Кремлевского дворца съездов. Петербургская балетная труппа показывала спектакли в Москве в декабре 1988 на сцене Кремлевского дворца съездов и в сентябре 1990 в рамках фестиваля П. И. Чайковского на сцене Большого театра.

В 1998 при содействии Правительства Москвы состоялись полномасштабные обменные гастроли между Большим и Мариинским театрами, приуроченные к знаменательной дате 850-летия столицы. Мариинским театром на сцене Большого были представлены балеты «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Баядерка» и «Дон Кихот» Минкуса, «Лебединое озеро» Чайковского, дивертисмент из балета «Пахита» Дельдевеза, «Шопениана» на музыку Шопена, а также «Вечер американской хореографии»; оперные шедевры «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Летучий голландец» и «Парсифаль» Вагнера, «Огненный ангел» Прокофьева, «Хованщина» Мусоргского.

В программу гастролей Большого театра вошли балеты «Жизель» Адана, «Лебединое озеро» Чайковского, «Укрощение строптивой» Штольце (по мотивам Скарлатти), «Прелести маньеризма» на музыку Рихарда Штрауса и «Сны о Японии» на музыку Ето, Ямагучи и Тоша в обработке Гришина; оперы «Иван Сусанин» Глинки, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Аида» и «Травиата» Верди, «Орлеанская дева» Чайковского, «Франческа да Римини» Рахманинова, а также его кантата «Колокола» для солистов, хора и оркестра.

Следующие обменные гастроли прошли в 2001 в рамках театрального фестиваля «Золотая маска». С 17 по 18 ноября Мариинский театр представил оперу Прокофьева «Семен Котко», гала-концерт с фрагментами из опер «Пиковая дама» и «Мазепа» Чайковского, также были показаны балеты в постановке Джорджа Баланчина: «Серенада» и «Pas de Deux на музыку Чайковского». В гастролях приняли участие хор и оркестр Мариинского театра, дирижером выступил Валерий Гергиев. В свою очередь Большой театр привез в Петербург оперу Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Бориса Покровского и балет Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Юрия Григоровича. Также в гастролях приняли участие хор и оркестр Большого театра. Дирижеры – А. Копылов, Ф. Мансуров, М. Эрмлер.

В марте 2003 на Исторической сцене Большого театра состоялись гастроли балетной труппы и оркестра Мариинского театра. В программу гастролей вошли балеты «Юноша и смерть» на музыку Баха, «Средний дуэт» на музыку Ханона, «Манон» на музыку Массне (аранжировка Лукаса и Гонт) и «Блудный сын» Прокофьева. На сцене Мариинского прошли гастроли оперной и балетной трупп при участии хора и оркестра Большого театра. В программу гастролей вошли опера «Турандот» Пуччини и вечер хореографии Ролана Пети, представленный балетами «Пассакалья» и «Пиковая дама».

Дирижеры – В. Андропов и А. Ведерников.

Последний раз Мариинский театр выступал на Исторической сцене Большого почти двадцать лет назад – в 2005 – перед закрытием здания на реконструкцию. Тогда Москва впервые за многие годы увидела тетралогию Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» целиком – прозвучали оперы «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов».

В том же 2005 Большой театр отправился в Петербург. На сцене Мариинского театра были представлены оперы «Летучий голландец» Рихарда Вагнера и «Дети Розенталя» Леонида Десятникова – произведение, написанное специально по заказу Большого театра, в постановке выдающегося режиссера Эймунтаса Някрошюса.

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях