Юбилей Сергея Рыцарева-Абира

Юбилей Сергея Рыцарева-Абира

24 февраля отмечает 80-летие Сергей Рыцарев-Абир — музыковед, композитор, аранжировщик, педагог.

Сергей Рыцарев-Абир широко известен своим творчеством в различных сферах музыкального искусства. Его сочинения входят в репертуар солистов, ансамблей, оркестров разных стран. Его книги — ценный вклад в отечественную литературу о музыке (в частности, ему принадлежит первая в СССР монография о творчестве Кристофа Виллибальда Глюка). И все же основным делом своей жизни и главной музыкальной профессией считает работу аранжировщика.

«Нельзя назвать “вторичными” “Картинки с выставки” Мусоргского в оркестровке Равеля или оркестровые версии сочинений Баха, сделанные Веберном, Респиги и Ривилисом, — рассказывал Сергей Рыцарев-Абир в интервью главному редактору “МО” Андрею Устинову. — Едва ли переводы Маршака, Пастернака или Набокова можно назвать вторичной продукцией. Я не случайно связываю аранжировку музыки с переводами литературы, более всего — поэзии. Переводя свои классические произведения, Владимир Набоков на самом деле писал новые произведения. Язык перевода диктовал необходимость найти однозначное художественное воплощение (решение), понимание и глубинное ощущение природы другого языка — как новой среды, новой почвы, нового ментального круга. Словом, нового мира.

Так и аранжировщик ищет в музыке не копии стиля, а дух музыкального содержания. Без этого аранжировка будет подобна подстрочнику».

Сергей Рыцарев-Абир — автор многочисленных переложений для симфонического, камерного, духового оркестра, камерных ансамблей входят в репертуар ведущих коллективов мира. Неоднократно исполнялись два цикла П.И. Чайковского — «Времена года» и «Детский альбом», аранжировки которых для симфонического оркестра сделаны в последние годы. Мировая премьера 10 пьес из «Детского альбома» состоялась 20 декабря 2019 на юбилейном концерте к 30-летию «Музыкального обозрения» в зале «Зарядье» (в исполнении Госкапеллы России под управлением Валерия Полянского).

«Все решает результат, — говорит музыкант. — Если новая версия убеждает, и ее хочется слушать еще — никто не спросит, зачем ее делали. Критерий один: волнует ли слушателя моя оркестровка как самостоятельная художественная ценность. Если волнует — стоило работать».

Сергей Александрович Рыцарев (артистический псевдоним Абир) родился 24 февраля 1944 в Москве. Окончил ЦМШ и Московскую консерваторию, выпускник класса Ю.А. Фортунатова. Преподавал на Военно-дирижерском факультете Московской консерватории, в Музыкально-педагогическом институте и Училище имени Гнесиных. Аспирант В.Дж. Конен в Государственном институте искусствознания, кандидат искусствоведения (1975).

Автор книг «Симфония во Франции до Берлиоза» (М., 1977) и «Кристоф Виллибальд Глюк» (М., 1987). В 1970-80-х гг. сотрудничал с московскими оркестрами: Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения, Государственным духовым оркестром, оркестром Министерства обороны СССР, Центральным образцовым оркестром Военно-Морского флота.

С 1990 года жил в Израиле, преподавал в Академии музыки в Тель-Авиве.

С 2020 года живет в Нью-Йорке.

Как аранжировщик, сотрудничает с ведущими израильскими оркестрами (Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения, Иерусалимский концертный оркестр, Израильский государственный симфонический оркестр, Иерусалимская Камерата, Симфонический оркестр Бэр-Шевы, «Симфониетта» Раананы и другие), с оркестрами Германии (Камерный оркестр г.Ингольштадт,«Синфоникер-Берлин», Мекленбургский государственный театр в Шверине), Швейцарии (Женевский оркестр Камерата, Женевский Камерный оркестр), Польши (Филармонический оркестр Лодзи, Оркестр Музыкальной академии Кракова), США (оркестры Ричмонда, Вирджинии, Ланкастера, Пенсильвании).

В числе сочинений Сергея Рыцарева-Абира — Каприччио на традиционные темы «Улыбка клезмера» (2011) для кларнета и камерного оркестра, «Здравствуй, мой клезмер!» (2006) и «Еврейские песни без слов» (2007) для кларнета и струнных, «Балканская рапсодия» (2015) для камерного оркестра, Концерт для мандолины и струнных (2009).

Автор аранжировок: «Детский альбом» (2019) и «Времена года» Чайковского для симфонического оркестра (2012), «Любовь и жизнь женщины» Шумана для меццо-сопрано и камерного оркестра (2011), Триптих «Жизнь и молитва Израиля» на основе песен М. Виленского для кларнета и струнных (2004), оркестровка музыкально-театрального произведения О. Лешмана «Восточный базар» для камерного оркестра (2009), «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси (1983), Чакона (1976) и Токката и фуга И.С. Баха (1977) и «Симфонические метаморфозы тем К.М. Вебера» Хиндемита (1974) для большого духового оркестра, «Соната-арпеджионе» Шуберта для бас- кларнета и струнного квартета (2005).

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях