Никто не забыт: 200-летие Станислава Монюшко

Никто не забыт: 200-летие Станислава Монюшко
Станислав Монюшко. Портрет неизвестного художника XIX века

В 2013 музыкальный мир отпраздновал двухсотлетие двух ровесников на «В» с таким размахом, к которому ничто не приблизится еще долго. Тем не менее, 2019 год имеет свои памятные даты, которые стоят празднования: исполняется две сотни лет со дня рождения людей, роль каждого из которых в истории музыки уникальна: это Клара Шуман, Жак Оффенбах и Станислав Монюшко.

На два века назад

Композитора и дирижера Станислава Монюшко (5 мая 1819 – 4 июня 1872) обычно представляют в двух словах как создателя польской национальной оперы. Казалось бы, донельзя лестный статус – вот только кто может навскидку назвать ту оперу? Кто ее слышал? А многие ли слышали о самом Монюшко?

Станислава Монюшко называют белорусским и польским композитором — белорусским потому, что родился он на территории современной Беларуси, в деревушке Убель, что в 50 км к юго-востоку от Минска, а польским потому, что он был носителем именно этой культуры и языка. И хотя прожил жизнь и умер он в Российской империи, сегодняшняя Россия на него нисколько не претендует.

Усадьба Монюшко в деревне Убель Игуменского уезда Минской губернии, Российская Империя.. Рисунок Наполеона Орды, ок 1860-1870 гг.

Монюшко много сочинял для фортепиано и для голоса, писал музыку для театра и для церкви. Создал три балета, дюжину оперетт и полтора десятка опер, из которых до сцены добралось только девять. Оперу, которая стала первой национальной, польский Глинка написал в 1847 и переписал спустя десять лет, превратив из двухактной в четырехактную. Это «Галька» на либретто Влодзимежа Вольского, поэта-революционера. На момент премьеры первой редакции «Гальки» в Вильнюсе 1 января 1848 обоим отцам польской национальной оперы было еще далеко до тридцати — и ничего, что опередит популярность «Гальки», они уже не создадут. Первая премьера «Гальки» прошла в домашнем театре силами друзей композитора и либреттиста; 28 февраля 1854 оперу поставили профессионально в Вильнюсе; вторая редакция увидела свет 1 января 1858 в Большом театре Варшавы — и принесла Монюшко пост главного дирижера театра.

Станислав Монюшко дирижирует в Большом театре Варшавы, рисунок XIX в.

Галина Станиславовна

Сюжет «Гальки» по меркам 1848 года (до появления «Травиаты» еще три года) скандален и крамолен. Действие происходит около 1700 года, но могло бы происходить в современную авторам эпоху (до отмены крепостного права еще 13 лет). Основной конфликт разворачивается вокруг отношений крепостной девушки Гальки (сопрано) и дворянина Януша (баритон). Тот соблазнил Гальку, прижил с ней ребенка, а теперь женится на другой. Галька вторгается на помолвку Януша, но умудряется ее даже не нарушить — настолько она не от мира сего. Гальку пытается опекать влюбленный в нее односельчанин Йонтек (тенор), но его забота пропадает втуне: Януш прогоняет бывшую возлюбленную с глаз долой, и в родную деревню она приходит уже умалишенной. Меж тем свадьба Януша должна состояться в той же деревне. Вид церемонии заставляет Гальку прийти в себя. От горя и отчаяния (ее ребенок умер от голода где-то за кадром) она решает сжечь церковь с молодоженами внутри, но в последний момент меняет решение и вместо этого совершает самоубийство.

Паулина Риволи в роли Гальки, Большой театр Варшавы. Рисунок 1858 г

Вольнодумно. Аморально. Ранняя поэма Вольского, по которой он и написал либретто, вообще была запрещена цензурой. Опера умудрилась на сцену попасть и там закрепиться – Монюшко немедленно стал звездой, а «Галька» – репертуарным хитом; в Польше она исполняется по сей день.

Нельзя сказать, чтобы оперы в Польше до Монюшко совсем не создавались. «Отцом польской оперы» (не национальной, а вообще) называют Яна Стефани, чеха по происхождению, который в 1780-х–1800-х годах создал в Варшаве ряд зингшипилей. Много опер, в том числе на национальную тематику, написал в 1810-х–1820-х годах Кароль Курпиньский. Забойные полонезы и мазурки были и у них, как были и задорные (у Стефани), и пафосно-исторические (у Крупиньского) сюжеты — но, видимо, чтобы в середине века олицетворить в музыке разодранную на части, распятую за свое непокорство Польшу, понадобилась хрупкая и обреченная девушка-простолюдинка, которая в арии сравнивает себя с голубкой, растерзанной соколом. Монюшко использовал в «Гальке» в том числе и подлинные фольклорные мелодии, адаптировав их в требовательные вокальные партии, но сохранив сверхъестественное свойство народных песен: одновременно выражать боль и помогать абстрагироваться от нее.

Нотное издание оперы "Галька", Spiewnik, 1895

Путешествия польской селянки

Русскоязычной постановки «Галька», несмотря на крамольность, удостоилась очень быстро. Уже в 1869 году она оказалась на сцене Большого театра, через год — Мариинского, далее везде: в частности, в 1890 в партии Стольника, отца легальной невесты Януша, дебютировал на оперной сцене Федор Шаляпин, а в 1891 «Галька» была поставлена в Самаре, где еще даже не было оперного театра — свою сцену польскому хиту предоставил театр драматический.

В 1898 Большой поставил «Гальку» во второй раз (на сцене Нового театра), а в 1949 — в третий (режиссером был Борис Покровский, дирижером – Кирилл Кондрашин, а пели Наталья Соколова, Павел Лисициан и Георгий Нэлепп; существует запись).

По миру «Галька» тоже побродила изрядно, добравшись в XX веке до таких экзотических мест, как Куба, Мексика и Турция – в основном за счет прозелитизма Марии Фолтын (1994–2012), польской оперной примадонны, непревзойденной Гальки своего времени, переквалифицировавшейся в режиссеры.

В 2015 состоялась постановка на Гаити — прямо в простом местном селе, среди коз и собак, — и этот проект на самом деле куда менее безумен, чем кажется на первый взгляд. Мало кому известно, что на Гаити существует польская диаспора, причем существует с начала XIX века. В 1802 и 1803 Наполеон посылал на Гаити польские части для подавления восстания рабов; однако поляки, глотнувшие несвободы еще во времена разделов страны между европейскими империями, перешли на сторону повстанцев и отвоевали островной республике независимость.

Фильм о создании этой постановки, где участвовали польские солисты и дирижер, оркестр из столицы Гаити Порт-о-Принс и наследники тех самых непокорных воинов Наполеона, показали на 56-й Венецианской биеннале как отдельный арт-объект под названием «Halka/Haiti 18°48’05″N 72°23’01″W». Петь песню за проект следует безумству польского художника Кристиана Томашевского (живет в США работает под псевдонимом C.T. Jasper) и его коллеге Иоанне Малиновской (тоже переехала из Польши в США), вкупе с куратором Магдаленой Москалевич. Они вдохновлялись фильмом Вернера Херцога «Фицкарральдо», главный герой которого мечтал построить оперный театр посреди амазонской сельвы.

В 2017 «Галька» в полусценической версии была исполнена на музыкальном фестивале Бард-колледжа (США, штат Нью-Йорк). Художественный руководитель фестиваля (существующего уже почти 30 лет) дирижер и педагог Леон Ботстайн – большой любитель знакомить американскую оперу с экзотическим для нее репертуаром, за счет чего в Барде регулярно звучат славянские произведения, ставшие редкостью даже на родине, такие как «Орестея» Танеева или «Дмитрий» Дворжака.

«Галька», впрочем, опера другой судьбы. В Польше она популярна настолько, что по данным главного ресурса оперной статистики — сайта Operabase — Монюшко сегодня находится на почетном 70-м месте по исполняемости среди всех композиторов мира: чуть ниже ныне живущего Томаса Адеса и вровень с автором одного хита Луиджи Даллапикколой. И в перечне исполняющихся сегодня в Польше сценических работ Монюшко не только «Галька» и вторая более-менее известная опера «Страшный двор», но и «Графиня», и оперетта «Беата».

Все исполнительницы роли Гальки на польской сцене с 1858 по 1894 гг.

Пугает, а мне не страшно

«Страшный двор» был написан в 1865 на либретто актера и режиссера Яна Хенцинского. Несмотря на пугающее название, это романтическая комедия, где все заканчивается хорошо; несмотря на легкий сюжет, опера настолько пропитана польским патриотизмом, что была запрещена цензурой после трех показов: ее премьера проходила спустя слишком недолгое время после восстания 1863–1864, охватившего Польшу, Литву и Беларусь, и все польское было имперским властям костью в горле. Тем не менее, уже в 1873 появилась первая русскоязычная постановка (в Киеве); в 1953 оперу поставили в МАЛЕГОТе под названием «Таинственный замок» (за восемь сезонов опера прошла 41 раз). В 1994 пассионарная Мария Фолтын бесстрашно взялась поставить «Страшный двор» в Самарском театре оперы и балета. Но для России и для мира вне границ польско-литовского княжества эта опера, как и все остальные произведения Монюшко, остается репертуарной редкостью. Зато в самой Польше за постановку «Страшного двора» брался даже Дэвид Паунтни (Варшава, 2015), чей режиссерский талант сравним только со страстью пропагандировать славянскую оперу: он лично ответственен за успех вайнберговского ренессанса, и заслуги перед польским искусством недавно принесли ему польское гражданство.

«Графиня» — еще одна совместная работа Монюшко и Володзимеджа Вольского. Она была поставлена в 1860, а ее сюжет могла бы придумать Джейн Остин: это некровавая мелодрама, посвященная исключительно выяснению отношений в неком польском поместье начала XIX века; однако и здесь фоном идет пропаганда всего польского (искреннего и простого) в пику иностранному (пустому и пафосному). Монюшко вообще практически не брался за иную тематику, кроме польской: лишь последняя из его законченных опер, «Пария» (1869), разворачивается в декорациях столь же экзотической, сколь и модной в то время Индии.

Станислав Монюшко, T. Maleszewski, 1865

Монюшко в России

Связи Монюшко с Россией и русскими композиторами были весьма прочными на протяжении 30 лет. В 1842, 23-летним молодым (но уже женатым) человеком он впервые приехал в Санкт-Петербург. Приехал в поисках службы и признания в столице Российской империи, гражданином которой он был. Столица его ошеломила, особенно театральная и музыкальная жизнь. «У меня не хватает слов, чтобы описать театры и их совершенство», — писал он жене. И подумывал о переезде сюда на постоянное жительство.

Спустя семь лет, в 1849, Монюшко приехал в Санкт-Петербург уже известным композитором, автором нескольких песенных сборников, кантаты «Мильда», увертюры «Сказка» и главное — нескольких опер, одна из которых — «Галька», его самое известное сочинение.

В этот приезд Монюшко познакомился близко сошелся с Глинкой и особенно с Даргомыжским, которому посвятил «Сказку». А тот, в свою очередь, называл его «…милым и талантливым Монюшко».

Концерты из произведений польского композитора, состоявшиеся 26 марта и 9 апреля, имели огромный успех, а особенно — исполнение кантаты «Мильда», о которой Фаддей Булгарин писал в рецензии в газете «Северная пчела», что ее музыка, написанная на стихи поэмы польского литератора Крашевского, «…есть также музыкальная поэма, выражение страстей и душевных ощущений. <…> Оркестровка превосходная. Эта высокая и вместе с тем милая, приятная музыка, при глубоком чувстве, исполнена той душевной простоты, которую умеют создавать только гениальные люди <…> Увертюра восхитила всех и расположила публику в пользу композитора, которому все усердно аплодировали и которого несколько раз вызывали».

Прошло еще семь лет — и Монюшко вновь в Санкт-Петербурге, теперь уже как маститый автор. В концерте, прошедшем 20 марта 1856 в зале князя Юсупова, прозвучали увертюра «Сказка» и фрагменты из «Мильды», а также сочинения, неизвестные столичному слушателю: увертюра «Каин» и две кантаты: «Ниола» и «Мадонна».

«Все нумера концерта были прослушаны публикою с наслаждением; после каждого нумера композитор был вызываем, и если г. Монюшко приезжал в Петербург только для того, чтобы его оценили, то поездка его не пропала даром. Его талант заслужил одобрение самых строгих судей в искусстве» («Санкт-Петербургские ведомости», 25 марта 1856).

Станислав Монюшко, 1865. Фото Jan Mieczkowski

В начале 1870 Монюшко приехал в столицу в четвертый раз, теперь — на премьеру «Гальки», которая состоялась 4 февраляв Мариинском театре (дирижировал Эдуард Направник). «Громаднейший успех. Осьмнадцать раз вызван. Все исполнители превосходны. Великий князь удостоил присутствием. Повторение в воскресенье», — телеграфировал Монюшко жене.

На следующий день, 5 февраля, композитор по приглашению великого князя Константина Николаевича был почетным гостем на концерте в Белом зале Мраморного дворца. В письме к жене Монюшко сообщал, что императрица подошла к нему без какого-либо официального представления и высказала комплименты по поводу «Гальки».

Хвалебные рецензии на премьеру написали А. Серов, Ц. Кюи, известный музыкальный критик М. Раппапорт. Сам же автор спустя несколько месяцев в письме к директору Императорских театров Гедеонову назвал постановку «Гальки в Петербурге блестящей.

Это был последний визит композитора в Санкт-Петербург. Через два года, в 1872, он скончался. В том же году И. Репин написал знаменитую картину «Славянские композиторы», ныне красующуюся в фойе Большого зала Московской консерватории.  На ней, в числе классиков русской, чешской и польской музыки, запечатлен и Станислав Монюшко.

Илья Репин. Русские и славянские композиторы, 1872. Станислав Монюшко - крайний справа

Поверх границ

Роль Монюшко в истории музыки не ограничивается рождением польской национальной оперы: на полставки он еще и отец белорусской оперы. Технически комедия «Селянка», поставленная в Минске в 1852, была скорее двуязычной с преобладанием польского, но в ней впервые со сцены зазвучал белорусский язык, поэтому его носители с удовольствием аппроприируют «Селянку» как первую национальную оперу. Сегодня она считается утраченной, но есть данные, что еще в 1920-е она ставилась в Белорусском государственном театре.

В Белоруссии сегодня находится единственный в мире музей Монюшко. Он был открыт в день 150-летия с рождения композитора в поселковой школе близ того места, где когда-то была родовая усадьба семьи Монюшко — сама усадьба была уничтожена во время войны. Сегодня захирел и поселок, и важным туристическим объектом музей Монюшко не назвать; его хранители мечтают отстроить усадьбу заново – восстановили же из руин поместье семьи Шопена в Польше — но пока не сработала даже магия круглой даты.

Пан или пропал

Память о Монюшко сохранилась лучше, чем его ноты и родовое гнездо. Имя Монюшко носят улицы во всех четырех связанных с ним странах – Польше, Белоруссии, Украине, Литве, а в российском Волгограде она упирается в местную академию МВД.

Польский парламент вообще объявил 2019 в стране годом Монюшко. Любопытно, сумеет ли под этой эгидой громче заявить о себе фестиваль имени Монюшко — институция с почтенной историей, но локальным резонансом: он был основан в 1962 (90-я годовщина смерти композитора) в курортном городке Кудова-Здруй у юго-западной границы Польши, и с 21 по 24 августа 2019 будет проходить в 57-й раз. Программа пока не объявлена, но фестиваль активно занимается восстановлением забытых, утраченных и не исполнявшихся при жизни композитора работ, в том числе крупной формы, и в юбилейный год от него стоит ожидать важных открытий. Кстати, руководителем фестиваля двадцать лет (с 1978 по 1998) пробыла Мария Фолтын.

Похороны Станислава Монюшко, рисунок 1872 г.

М — значит Музыка

В честь юбилея отца национальной оперы в Большом театре Варшавы запустили специальный выставочный зал, где можно порыться в электронных архивах и послушать, как знаменитые польские музыканты (Петр Бечала, Уршула Кригер и др.) отзываются о творчестве композитора. Здесь же зрители могут поучаствовать в творческих встречах пред спектаклями и купить сувениры, специально выпущенные театром к 200-летию Монюшко – от фарфоровых чашечек с вензелем-логотипом «М» до детских книг и настольных игр, героем которых является юбиляр.

Салон им. Монюшко в Большом театре Варшавы

Имя Монюшко носит главная сцена театра. С нее в последние 20 лет оглашаются результаты Международного вокального конкурса имени Станислава Монюшко. В Польше это самый престижный конкурс для оперных певцов. Он был основан Марией Фолтын в 1992, проходит раз в три года, и его юбилейное десятое проведение назначено на 5–11 мая 2019. За лучшее исполнение произведения Монюшко (а с этого года — и Вайнберга) на нем можно получить особый приз. Большинство участников и победителей — из Польши, при этом конкурс Монюшко не служит таким же надежным пропуском в мир глобальной оперы, как Опералия. Впрочем, все знают лауреатку 1998 Александру Куржак — хотя бы благодаря ее мужу (https://nunzietta.livejournal.com/566166.html). И обладатель второй премии последнего из состоявшихся конкурсов (2016) контратенор Якуб Юзеф Орлиньский сейчас метит в большие звезды. Из русских певцов с мировой карьерой премию Монюшко получал Алексей Марков — а вот Владислав Сулимский в свое время до призового места не дошел.

В юбилейный год вокальный конкурс сотрудничает с Европейским конкурсом оперных режиссеров (EOP) — этот конкурс в 2005 выигрывал американец Тадеуш Штрасбергер, ставший впоследствии (и вследствие) постановщиком концептуальной подборки трех опер XX века в Екатеринбурге. Победители-певцы будут участвовать в постановке «Страшного двора», осуществлять которую будет победитель-режиссер в Большом театре Познани в сезоне 2020/21.

Хотя события, связанные с юбилеем Монюшко, сконцентрированы в Польше, набирается их немало, и потенциал у них не региональный.

Так с днем рождения же, пан Станислав!