МГИМ имени А.Г Шнитке: концерт фестиваля «Музыкальное обозрение – opus 34»

МГИМ имени А.Г Шнитке: концерт фестиваля «Музыкальное обозрение – opus 34»

Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке и Шнитке-оркестр (художественный руководитель и дирижер профессор Игорь Громов) каждый год представляют на фестивале «Музыкальное обозрение – Opus» оригинальные программы, насыщенные глубокими смыслами и идеями, тонкими интеллектуальными взаимосвязями.

В 2023 состоятся два концерта фестиваля «Музыкальное обозрение – Opus 34». В них выступят Московский симфонический Шнитке-оркестр, Московский камерный Шнитке-оркестр и Юношеский симфонический Шнитке-оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Игоря Громова.

Первый концерт пройдет 25 октября в Московском Доме композиторов. Особенность программы – в ее синхронизированности с актуальными проектами «Музыкального обозрения»: абонементами в Московской филармонии и «Вайнберг. Возвращение».

Шнитке и Шостаковичу посвящены абонементы «МО» в Камерном зале МГАФ в сезоне 2023/24.

Программа концерта

Сергей Прокофьев (1891–1953). «Увертюра на еврейские темы» (1919), версия для симфонического оркестра ор. 34 bis (1934)

Мечислав Вайнберг (1919–1996). Фантазия для виолончели с оркестром ор. 52 (1951–1953). Солист Алексей Найденов

Дмитрий Шостакович (1906–1975). «Звезда горит над нашей головой!», semi-stage на музыку вокального цикла «Из еврейской народной поэзии» (ор. 79, 1948) и Квартета № 8 (ор. 110, 1960) (автор либретто Игорь Громов).

Альфред Шнитке (1934–1998). Соната для скрипки и камерного оркестра (1968, версия Сонаты для скрипки и фортепиано). Солистка Елена Рольбина
Альфред Шнитке. «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» (1981). Текст читает Игорь Громов

Московский симфонический Шнитке-оркестр
Московский камерный Шнитке-оркестр
Юношеский симфонический Шнитке-оркестр
Художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Игорь Громов

Вступительное слово — главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов

Шостакович

Абонемент «Дмитрий Шостакович (1906–1975). DSCH. Камерная музыка» проходит второй сезон. В прошлом сезоне Хор МГИМ им. Шнитке участвовал в одном из концертов в исполнении «Антиформалистического райка».

Музыка Шостаковича каждый сезон звучит и в концертах «Opus» в исполнении Шнитке-оркестра. В 2021– музыка к спекталю театр им. Вахтангова «Гамлеет» (ор. 32), в 2022 – Симфония № 6 (написана в 33 года), в этом году – semi-stage «Звезда горит над нашей головой!» на музыку вокального цикла «Из еврейской народной поэзии» и Квартета № 8 (автор либретто Игорь Громов).

Цикл «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, меццо-сопрано, тенора и фортепиано на тексты из сборника еврейских народных песен, составленного И. Добрушиным и А. Юдицким под редакцией Ю.М. Соколова (Гослитиздат, 1947), был написан Шостаковичем в 1948 – в год образования Государства Израиль и начала кампании по борьбе с космополитизмом и с «еврейским буржуазным национализмом» в СССР. В том же году был убит Соломон Михоэлс. В феврале 1948 вышло постановление ВКП (б) «Об опере В. Мурадели “Великая дружба”», в котором Шостакович, как и в 1936, после статьи «Сумбур вместо музыки», подвергся обструкции. Исполнить цикл в те годы было невозможно. Лишь 15 января 1955 состоялась премьера: исполнители Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Алексей Масленников, партия фортепиано – автор. Премьера оркестровой версии состоялась 19 февраля 1964 (Галина Писаренко, Лариса Авдеева, Алексей Масленников, оркестр Горьковской филармонии под управлением Геннадия Рождественского).

В 1960 Шостакович написал 8-й квартет: одно из самых трагических своих сочинений, по поводу которого он писал другу Исааку Гликману: «Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: «Посвящается памяти автора этого квартета». Основная тема квартета — ноты D.Es.C.H, то есть мои инициалы (Д. Ш.). В квартете использованы темы моих сочинений и революционная песня «Замучен тяжелой неволей». Мои темы следующие: из 1-й симфонии, из 8-й симфонии, из Трио, из виолончельного концерта, из Леди Макбет, намеками использованы Вагнер (траурный марш из «Гибели богов») и Чайковский (2-я тема 1-й части 6-й симфонии). Да: забыл ещё мою 10-ю симфонию…»

Квартет был написан с 10 по 12 июля 1960 в Дрездене, премьера состоялась 2 октября 1960 года в Ленинграде (исполнил ее, как и премьеры всех квартетов Шостаковича, кроме последнего 15-го, квартет им. Бетховена). Существует версия квартета для камерного оркестра, сделанная Рудольфом Баршаем по согласованию с Шостаковичем (Камерная симфония соч. 110а).

Композицию «Звезда горит над нашей головой» исполнят Шнитке оркестр и солисты Театра-студии оперного искусства МГИМ им. Шнитке.

Прокофьев, Вайнберг

«Увертюра на еврейские темы» Сергея Прокофьева была написана в 1919 в Нью-Йорке для кларнета, фортепиано и струнного квартета. Премьера состоялась в 1920 в Нью-Йорке, первое исполнение в СССР – ровно 100 лет назад, 24 октября 1923, в исполнении квартета студентов Московской консерватории – будущего Квартета имени Бетховена (Д. Цыганов, В. Ширинский, В. Борисовский, С. Ширинский), пианиста К. Игумнова и кларнетиста С. Розанова. В 1934 Прокофьев сделал версию «Увертюры» для симфонического оркестра и обозначил ее опусом 34 bis. Эта версия и прозвучит в исполнении Шнитке-оркестра.

С 2014 года «Музыкальное обозрение» ведет проект «Вайнберг-возвращение». Под эгидой «МО» проведены десятки концертов, фестивали, филармонические абонементы, научные конференции, вышла книга «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров», выходит собрание сочинений. Десять лет назад музыка Вайнберга почти не звучала в России. В том, что сегодня исполнение его музыки российскими солистами, ансамблями, оркестрами, постановки в театрах — обыденное явление, велика заслуга «Музыкального обозрения». В концерте «Opus 34» прозвучит Фантазия для виолончели с оркестром Мечислава Вайнберга, написанная композитором в год 34-летия (1953). Солист — доцент МГИМ Алексей Найденов.

Шнитке

Во втором отделении – два сочинения Альфреда Шнитке.

Соната для скрипки, клавесина и струнного оркестра – оркестровая версия Сонаты № 1 для скрипки и фортепиано, сделанная композитором в 1968, в год 34-летия (первое исполнение оркестровой версии состоялось 22 ноября 1969 в Куйбышеве, солировал Марк Лубоцкий, сыгравший множество премьер скрипичных сочинений Шнитке). Солистка – профессор, зав. кафедрой струнно-смычкового искусства Елена Рольбина.

Значительную часть наследия Шнитке составляет музыка театра и кино.

«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» — одно из самых известных сочинений композитора. Спектакль задумал Юрий Любимов, который попросил Шнитке написать музыку. В спектакле использованы фрагменты произведений Гоголя: «Мертвые души», «Портрет», «Шинель», «Нос», «Записки сумасшедшего». Премьерой «Ревизской сказки» (9 июня 1978) дирижировал Геннадий Рождественский. Он же читал авторский текст из «Записок сумасшедшего». Позже Рождественский предложил Шнитке сделать сделал версию музыки к спектаклю для концертного исполнения. Так появилась «Гоголь-сюита».

(За три месяца до премьеры «Ревизской сказки» в парижской Гранд Опера должна была состояться премьера оперы Чайковского «Пиковая дама» в постановке Ю. Любимова и музыкальной редакции А. Шнитке, дирижировать должен был Г. Рождественский. Однако после выхода в газете «Правда» статьи «В защиту “Пиковой дамы”», за подписью дирижера Большого театра А. Жюрайтиса премьера была отменена).   

Исполнение сочинений Шнитке – «фирменный знак» программ Шнитке-оркестра и других коллективов и солистов МГИМ им. Шнитке. На этот раз исполнение перекликается с еще одним проектом «Музыкального обозрения»: новым абонементом «МО» в Московской филармонии «Альфред Шнитке. “Лабиринты”. К 90-летию со дня рождения». 24 ноября 2024 года исполнится 90 лет со дня рождения А.Г. Шнитке. Абонемент «МО» — один из первых проектов, посвященных памятной дате. Сегодняшним концертом Институт, в котором учился и преподавал Шнитке и который носит имя композитора, вместе с «МО» присоединяется к проектам 90-летия. В следующем году сотворчество «МО» и Института продолжится выступлением в Саратове, на родине Шнитке, с программой из его сочинений.

Продолжение следует

19 декабря в Концертном зале РАМ им. Гнесиных пройдет еще один концерт фестиваля «Музыкальное обозрение – Opus 34». В программе: «Вариации и фуга на тему Перселла» ор. 34 Бриттена, Адажиетто из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (написана в 34 года), «Вальс-скерцо» для скрипки с оркестром ор. 34 Чайковского, «Испанское каприччио» ор. 34 Римского-Корсакова, симфоническая поэма Р. Штрауса «Жизнь героя» (написана в 34 года). Исполнители — Юношеский симфонический Шнитке-оркестр, Московский симфонический Шнитке-оркестр. Дирижер Игорь Громов.

17 декабря оркестр под управлением Игоря Громова выступит с программой «Opus 34» (Бизе, Бриттен, Чайковский, Римский-Корсаков, Карл Давыдов) в Концертном зале Института.

МГИМ им. А.Г. Шнитке: концертный сезон

Коллективы Института активно участвуют в концертной и фестивальной жизни Москвы. 13 октября Театр-школа оперного искусства МГИМ им. А.Г. Шнитке принял участие в студенческой программе VIII Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку», исполнив в Концертном зале РАМ им. Гнесиных оперу Родиона Щедрина «Не только любовь» (дирижер Игорь Громов).

29 октября в Концертном зале МГИМ — концерт симфонической музыки «Concerto grosso» с участием Московского симфонического Шнитке-оркестра, Московского камерного Шнитке-оркестра, Юношеского симфонического Шнитке-оркестра. В программе сочинения Шнитке, Моцарта, Эшпая.

7 ноября в Большом зале «Зарядье» — концерт «Учитель и ученик» к 30-летию МГИМ им. А.Г. Шнитке, с участием коллективов и солистов Института.

В ноябре состоятся два концерта на фестивале «Московская осень» в Большом зале Дома композиторов. 14 ноября на фестивале выступит Концертный хор (дирижер Дмитрий Онегин), 17 ноября — Русский народный оркестр «Москва» и Концертный хор (дирижер Николай Алданов).

19 ноября юношеский симфонический Шнитке-оркестр представит в зале Концертном зале МГИМ программу «La Passione» из произведений Гайдна и Моцарта.

23 ноября в Зале Шнитке Московского Дома музыки выступит Русский народный оркестр «Москва» (дирижер Николай Алданов), солист — аккордеонист, преподаватель МГИМ им. Шнитке Сергей Осокин.

Московский камерный Шнитке-оркестр 29 ноября исполнит программу «Просветленная ночь» из сочинений Шенберга и Моцарта.

С 23 по 28 декабря — «Предновогодняя неделя оперы» в МГИМ им. А.Г. Шнитке. В афише — оперы Пуччини «Сестра Анджелика», «Джанни Скикки» (премьера); Моцарт. «Оперные инсталляции»; Щедрин. «Не только любовь»; Шостакович. Спектакль «Весь мир – театр» (премьера); Верди. Оперный триптих. Исполнители — студенты Театра-школы оперного искусства, хор, оркестры МГИМ им. А.Г. Шнитке. Дирижер Игорь Громов.

20–22 декабря Концертный хор МГИМ им. А.Г. Шнитке под управлением Дмитрия Онегина в Храме святых равноапостольных Константина и Елены в Митино запишет альбома «Всенощное бдение» Рахманинова.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.