Абонемент № 161. Альфред Шнитке (1934—1998). К 90-летию со дня рождения. «Лабиринты». Автор и ведущий Андрей Устинов

Абонемент № 161. Альфред Шнитке (1934—1998). К 90-летию со дня рождения. «Лабиринты». Автор и ведущий Андрей Устинов

Камерный зал московской филармонии
Сезон 2023/24

Абонемент № 161
Альфред ШНИТКЕ (1934—1998)
К 90-летию со дня рождения

«Лабиринты»

Автор и ведущий Андрей УСТИНОВ

Альфред Шнитке. Лабиринты

В трех концертах абонемента прозвучат сочинения Шнитке 1960-х – 1990-х годов: от ранних опусов — до прощальных страниц творчества композитора, обращенных уже к иным мирам.

Творчество Шнитке — константа отечественной и мировой музыкальной жизни в течение более полувека. Его сочинения звучали и продолжают звучать в концертных залах и театрах, в исполнении ансамблей, оркестров, хоров, солистов. За сравнительно недолгую жизнь (63 года) Шнитке написал более 200 произведений для разных составов, музыку более чем к 60 художественным и анимационным фильмам, театральным постановкам. И сегодня постановщики постоянно обращаются к музыке Шнитке в балетах, фильмах, спектаклях.

Его музыку исполняли и обращались с просьбой написать сочинения выдающиеся музыканты: Мстислав Ростропович, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Олег Каган, Наталия Гутман, Татьяна Гринденко, Марк Лубоцкий, Алексей Любимов, Геннадий Рождественский, Саулюс Сондецкис, Валерий Полянский…

Шнитке обладал мощным талантом музыканта-мыслителя, философа, ученого: его теоретические статьи, беседы, рассуждения о музыке и собственном творчестве — источник уникальных сведений, смыслов, идей.

Шнитке, как и его современники, начинал свою творческую деятельность «под знаком» Шостаковича — главного «властителя дум» поколения композиторов-шестидесятников. Его 1960-е — период поисков «лица необщего выраженья», собственного узнаваемого стиля, который сформировался к началу 1970-х. А со второй половины 1970-х Шнитке, безусловно, занял место композитора № 1 в СССР, хотя официальные власти и не признавали этого. Не только каждая премьера, но и каждое исполнение его музыки становилось Событием, вызывавшим небывалый ажиотаж.

Наиболее значимые проекты, связанные с исполнением музыки Альфреда Шнитке, пришлись на юбилейные годы. В 1989, к 55-летию композитора, в Горьком прошел фестиваль его музыки из 10 концертов: всего лишь второй в музыкальной истории СССР (первый — фестиваль музыки Дмитрия Шостаковича — также состоялся в Горьком в 1962). Масштабные фестивали проходили ко всем последующим юбилейным (1994; композитор тогда уже жил и работал в Германии) и памятным (1999, 2004, 2014) датам в Москве, а также в Саратове, на родине композитора в г. Энгельсе Саратовской области, где установлен памятник Шнитке. Одно время Энгельс называли городом Шнитке с Зальцбургом городом Моцарта в Австрии.

Наиболее значимые проекты, связанные с исполнением музыки Альфреда Шнитке, пришлись на юбилейные годы. В 1989, к 55-летию композитора, в Горьком прошел фестиваль его музыки из 10 концертов: всего лишь второй подобный форум в музыкальной истории СССР (первый – фестиваль музыки Дмитрия Шостаковича – также состоялся в Горьком в 1962). Масштабные фестивали проходили ко всем последующим юбилейным (1994; композитор тогда уже жил и работал в Германии) и памятным (1999, 2004, 2014) датам в Москве, а также в Саратове, на родине композитора в г. Энгельсе Саратовской области, где установлен памятник Шнитке. Одно время Энгельс называли городом Шнитке с Зальцбургом городом Моцарта в Австрии.

Имя Шнитке носит Московский институт музыки (бывшее музыкальное училище имени Октябрьской революции, в котором композитор учился в 1949–1953, а в конце 1950-х, после окончания консерватории, некоторое время преподавал). Выходят многочисленные исследования, статьи, защищаются диссертации. Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» выпускает Собрание сочинений.

Уже объявлено, что 2024 год будет Годом Шнитке. Принято Постановление Правительства РФ о праздновании 90-летия со дня рождения композитора. Оргкомитет по подготовке и проведению празднования возглавила министр культуры РФ Ольга Любимова.

10 октября 2023
Камерный зал московской филармонии
Сезон 2023/24

Абонемент № 161 (3 концерта)
Альфред ШНИТКЕ (1934—1998)
К 90-летию со дня рождения
«Лабиринты»
Автор и ведущий Андрей УСТИНОВ

Альфред ШНИТКЕ

1 отделение
Соната для виолончели и фортепиано №1 (1978), op. 129
Фортепианный квартет (1988), op. 204

2 отделение
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1992), op. 227

Андрей ДИЕВ (фортепиано)
Леонид ЖЕЛЕЗНЫЙ (скрипка)
Сергей ПОЛТАВСКИЙ (альт)
Борис АНДРИАНОВ (виолончель),
Анна КОШКИНА (виолончель)

19 января 2024
Камерный зал московской филармонии
Сезон 2023/24

Абонемент № 161
Альфред ШНИТКЕ (1934-1998)
К 90-летию со дня рождения
«Лабиринты»
Автор и ведущий Андрей УСТИНОВ

Альфред ШНИТКЕ

1 отделение
Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано (1972), op. 80
Соната для скрипки и фортепиано №1 (1963), op. 30

2 отделение
Фортепианный квинтет (1976), op.108

Андрей ДИЕВ (фортепиано)
Леонид ЖЕЛЕЗНЫЙ (скрипка)
Федор БЕЗНОСИКОВ (скрипка)
Сергей ПОЛТАВСКИЙ (альт)
Анна КОШКИНА (виолончель)

19 февраля
Камерный зал московской филармонии
Сезон 2023/24

Абонемент № 161
Альфред ШНИТКЕ (1934-1998)
К 90-летию со дня рождения
«Лабиринты»
Автор и ведущий Андрей УСТИНОВ

Альфред ШНИТКЕ

1 отделение
Гимн I для виолончели, арфы и литавр (1974), op. 96
Гимн II для виолончели и контрабаса (1974), op. 97
Гимн III для виолончели, фагота, клавесина и колоколов (1974), op. 98
Гимн IV для виолончели, фагота, контрабаса, клавесина, арфы, литавр и колоколов (1974–79), op.134

2 отделение
Импровизация для виолончели соло (1993)
Эпилог из балета “Пер Гюнт” для виолончели, фортепиано и магнитофонной записи (1993), op.194b

Павел ДОМБРОВСКИЙ (клавесин, фортепиано)
Григорий КРОТЕНКО (контрабас)
Борис АНДРИАНОВ (виолончель),
Анна КОШКИНА (виолончель)
Евгения МАРЧЕНКО (арфа)
Евгения КОРНЕЕВА (фагот)
Владислав ШУМИХИН (ударные)
Николай КОНАКОВ (ударные)

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.