Абонемент № 160. DSCH. Дмитрий Шостакович (1906—1975). Камерная музыка (2-й год цикла). Автор и ведущий  Андрей Устинов

Абонемент № 160. DSCH. Дмитрий Шостакович (1906—1975). Камерная музыка (2-й год цикла). Автор и ведущий  Андрей Устинов

Сезон 2023/24
Абонемент № 160

DSCH

Дмитрий ШОСТАКОВИЧ (1906 – 1975)
Камерная музыка (2-й год цикла)
Автор и ведущий Андрей УСТИНОВ

В 2026 исполнится 120 лет со дня рождения композитора, в 2025 — 50 лет со дня его ухода из жизни. Цикл абонементных концертов в Камерном зале Московской филармонии задуман и проходит на пути к этим памятным датам.

Камерные сочинения — значительная часть наследия Дмитрия Шостаковича. Это фортепианные сочинения (от циклов детских пьес до масштабных сонат, циклов 24 прелюдий и 24 прелюдий и фуг); камерные ансамбли — квартеты, трио, фортепианный квинтет, сонаты для скрипки, альта, виолончели; вокальная лирика — песни, романсы, вокальные циклы… Все эти направления были представлены в концертах сезона 2022/23.

В концертах второго сезона абонемента «DSCH. Дмитрий Шостакович (1906–1975). Камерная музыка» будут звучать и ранние опусы юного студента Петроградской консерватории, и те, что созданы в последние годы жизни.

Первый концерт. Трио и голос

Одночастное (восьмиминутное) Трио до минор ор. 8 сочинено осенью 1923 под впечатлением романа с Татьяной Гливенко, с которой 16-летний Шостакович познакомился летом того же года в Крыму, влюбился и еще долгое время сохранял к девушке серьезные чувства: ей посвящено произведение.

Премьера Трио ор. 8 (под названием «Поэма») состоялась 13 декабря 1923 на концерте студентов-композиторов класса М.О. Штейнберга в консерватории (исполнители — студенты В. Шер — скрипка, Г. Пеккер — виолончель и автор).

Второе трио ми минор ор. 67, в четырех частях, Шостакович сочинял в 1944. Трио посвящено памяти близкого друга, музыковеда Ивана Ивановича Соллертинского (1902–1944), с которым Шостакович подружился в начале 1920-х годов. Соллертинскому посвящен один из шести романсов на стихи английских поэтов (1942) — Сонет 66 Шекспира в переводе Бориса Пастернака. Во время войны Соллертинский эвакуировался вместе с Ленинградской филармонией в Новосибирск, где скоропостижно скончался 10 февраля 1944 в возрасте 41 года. Трио впервые было исполнено 14 ноября 1944 в Большом зале Ленинградской филармонии автором и участниками Квартета имени Бетховена Дмитрием Цыгановым и Сергеем Ширинским, в одном концерте с премьерой Второго струнного квартета (он прозвучит во втором концерте абонемента).

Вокальный цикл «Семь стихотворений Александра Блока» для сопрано, фортепиано, скрипки и виолончели ор. 127 написан в начале 1967. В последние 10-летие жизни Шостакович сочинил циклы драматического содержания на стихи Марины Цветаевой (1973), Микеланджело Буанарроти (1974), Достоевского («Пять стихотворений капитана Лебядкина», 1974) — и в то же время иронические и саркастические (например, на тексты из журнала «Крокодил» (1965), звучавшие в предыдущем сезоне абонемента). Цикл на стихи Блока — собрание камерных ансамблей: в каждом романсе разный инструментальный состав, в финале все участники ансамбля объединяются. Сочинение посвящено Галине Павловне Вишневской, она же была первой исполнительницей на премьере 28 октября 1967 в Малом зале Московской консерватории, вместе с Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем и Мечиславом Вайнбергом (фортепиано). Шостакович был болен и не смог принять участие в концерте.

В концерте участвуют тонкие интерпретаторы камерной музыки: сопрано Алиса Гицба, пианист Павел Домбровский, скрипач Деннис Гасанов, виолончелист Борис Андрианов.

30 сентября 2023
Камерный зал московской филармонии
Сезон 2023/24

Абонемент № 160
DSCH
Дмитрий ШОСТАКОВИЧ (1906 – 1975)
Камерная музыка (2-й год цикла)
Автор и ведущий Андрей УСТИНОВ

1 отделение

Фортепианное трио № 1 до минор (1923), op. 8
(Посвящается Татьяне Ивановне Гливенко)

Семь стихотворений Александра Блока для сопрано и фортепианного трио, соч. 127, (1967)
(Посвящается Галине Павловне Вишневской)

Песня Офелии Гамаюн—птица вещая
Мы были вместе
Город спит
Буря
Тайные знаки
Музыка

2 отделение

Фортепианное трио № 2 ми минор (1944), op. 67
(Памяти Ивана Ивановича Соллертинского)

Andante.
Moderato
Allegro non troppo
Largo
Allegretto

Специальный гость – главный архивист Архива Д. Д. Шостаковича, кандидат искусствоведения Ольга ДИГОНСКАЯ

Алиса ГИЦБА (сопрано)
Павел ДОМБРОВСКИЙ (фортепиано)
Деннис ГАСАНОВ (скрипка)
Борис АНДРИАНОВ (виолончель)

Автор и ведущий Андрей УСТИНОВ

Второй концерт. Квартеты

Второй концерт — продолжение квартетной линии абонемента «DSCH». В первый год в исполнении квартетов Российского национального молодежного симфонического оркестра в одном концерте исполнялись 4 квартета (с 7-го по 10-й), написанные в первой половине 1960-х годов (с 1960 по 1964). В этом сезоне мы возвращаемся к истокам квартетного жанра в творчестве композитора: прозвучат Второй (ля мажор, ор. 68) и Третий (до мажор, ор. 73) квартеты.

15 квартетов Д.Д. Шостаковича, написанных в период с 1938 по 1974 — своеобразный «лирический дневник» композитора. Шостакович посвящал квартеты, как правило, близким и друзьям. Второй посвящен композитору Виссариону Шебалину, в честь 20-летия их знакомства. Третий — музыкантам Квартета имени Бетховена, первым исполнителям всех квартетов композитора, кроме последнего.

Второй квартет — одно из последних «военных сочинений композитора. Он создавался в сентябре 1944, вскоре после Трио № 2, и отчасти близок Трио своим образным миром и интонационным строем. И премьера его состоялась в одном концерте с премьерой Трио (14 ноября 1944 в Ленинграде).

Третий квартет, написанный в 1946, своей пятичастной структурой и драматическим содержанием ассоциируется с 9-й и 9-й симфониями, а идея произведения перекликается с первой частью 7-й симфонии: I часть — картина мирной жизни, II — начало войны, III — нашествие, IV — реквием по погибшим, финал — философские размышления (так со слов Шостаковича, описывал содержание квартета виолончелист Валентин Берлинский).

Премьера состоялась 16 декабря 1946 в Малом зале Московской консерватории.

В концерте абонемента «DSCH. Дмитрий Шостакович (1906–1975). Камерная музыка» оба квартета исполнит Квартет имени Бородина, не раз игравший полный цикл квартетов Шостаковича и записавший их.

30 октября  2023
Камерный зал московской филармонии
Сезон 2023/24

Абонемент № 160
DSCH
Дмитрий ШОСТАКОВИЧ (1906 – 1975)
Камерная музыка (2-й год цикла)
Автор и ведущий Андрей УСТИНОВ

Дмитрий ШОСТАКОВИЧ

1 отделение
Струнный квартет № 2 ля мажор, соч. 68, (1944)

2 отделение
Струнный квартет № 3 фа мажор, соч. 73 (1946)

Специальный гость – главный архивист Архива Д. Д. Шостаковича, кандидат искусствоведения Ольга ДИГОНСКАЯ

Государственный квартет имени БОРОДИНА
Николай САЧЕНКО (скрипка)
Сергей ЛОМОВСКИЙ (скрипка)
Игорь НАЙДИН (альт)
Владимир БАЛЬШИН (виолончель)

Третий концерт. Квинтет. Посвящения

Если основа программы первого концерта — трио, а второго — квартет, то в третьем концерте прозвучит фортепианный квинтет Шостаковича: одно из самых исполняемых его сочинений. Квинтет написан в 1940, а через год вошел в число первых произведений, удостоенных Сталинской премии I степени.

Новая линия абонемента — посвящения Шостаковичу от его младших современников: Мечислава Вайнберга, Альфреда Шнитке, Александра Вустина. В судьбе Вайнберга Шостакович сыграл важную и значительную роль. Более 30 лет их связывала крепкая дружба, близкое со-творчество, взаимоуважение. В музыке обоих компоиторов обнаруживается общность взглядов и творческих подходов.

Шостакович много сделал для продвижения творчества Вайнберга, а в 1953, когда Вайнберг находился в Бутырской тюрьме по «делу врачей», написал письмо в его защиту. В том же 1953 Вайнберг посвятил Шостаковичу первый опус, написанный после выхода из тюрьмы: Сонату для скрипки и фортепиано № 5, соч. 53. В 1957 — вокальный цикл «Цыганская библия» на стихи Юлиана Тувима. Памяти Шостаковича посвящена 12-я симфония (1975). Шостакович посвятил Вайнбергу 10-й квартет (1964).

Музыканты не раз играли на фортепиано в 4 руки (сохранилась запись исполнения ими 10-й симфонии Шостаковича). «Школа Шостаковича является основой моей творческой работы. Я чувствовал себя счастливым человеком, потому что могу показать свои произведения лучшему композитору двадцатого века. Это была честь, и она подсознательно активизировала сочинительство музыки», — писал Вайнберг.

В 1975, после смерти Шостаковича, Альфред Шнитке написал «Прелюдию памяти Дмитрия Шостаковича» для двух скрипок. Сочинение основано на канонах, возникающих из сопоставления инициалов Шостаковича (DSCH) и Баха (ВАСН). Впервые «Прелюдия памяти Дмитрия Шостаковича» прозвучала в Москве в исполнении Марка и Виктора Лубоцких 5 декабря 1975. «Долгие развития, длинные кульминации — все это присутствует у меня не потому, что я подражаю Шостаковичу, но потому что я вырос в среде, в атмосфере, связанной с его музыкой. И даже не вдаваясь в окончательную ценность этой среды — у меня не было выбора, когда я складывался! … И через Шостаковича я пришел к Малеру. В свое время сильнейшее впечатление на меня произвел и Первый скрипичный концерт, и Десятая симфония. Все мои скрипичные концерты, включая Четвертый, написаны под воздействием концерта Шостаковича. Особенно Первый, который создан как раз в те годы» (Альфред Шнитке, интервью Александру Ивашкину).

Александр Вустин в 2004 написал «Приношение» (2004) для ансамбля, посвященное Гидону Кремеру в память о Д.Д. Шостаковиче (впервые исполнено в Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005 ансамблем Kremerata Musica на концерте, посвященном Д.Д. Шостаковичу). «Сочинение — в духе раннего ДД с его жестким линеаризмом и язвительным юмором, спасавшим композитора в самые трудные годы его жизни» (А. Вустин)

«Очень долго он был маяком, всю мою юность. Период с 1936 до 1953 года — от его Четвертой до Десятой симфонии — представляется мне грандиозным. Чуть меньше нравится его раннее творчество, хотя люблю оперу «Нос». После 1953 года, при том же мастерстве и безукоризненном владении всеми ресурсами композиторскими, у него, как мне кажется, был период если не растерянности, то депрессии, продолжавшийся лет десять. Меньше всего это чувствуется в квартетах, может быть, за исключением Восьмого, который тоже видится проявлением депрессии. Это длилось до последних лет, когда была написана Соната для скрипки, одно из первых его сочинений, где он осторожно прикоснулся к серийности, и величайшая Альтовая соната. Музыка была, может быть, единственным утешителем Шостаковича. Он, несомненно, повлиял на мое творчество, особенно в первые консерваторские годы. Его влияние можно услышать в моих Пяти пьесах для виолончели и фортепиано и в юношеском Квартете» (Александр Вустин, интервью «МЖ»).

Исполнители — пианист Андрей Диев, выдающийся интерпретатор произведений Шостаковича, и Rusquartet.

Цикл концертов камерной музыки Дмитрия Шостаковича в Московской филармонии, как и в прошлом сезоне, мы проведем вместе с Ольгой Дигонской: уникальным специалистом и исследователем, глубоким знатоком творчества Дмитрия Шостаковича, автором многочисленных публикаций о композиторе, главным архивистом Архива Д.Д. Шостаковича в Москве.

Недавно вышел второй том «Летописи жизни и творчества Д.Д. Шостаковича», в подготовке Ольга Дигонская принимала деятельное участие.

26 февраля 2024
Камерный зал московской филармонии
Сезон 2023/24

Абонемент № 160
DSCH
Дмитрий ШОСТАКОВИЧ (1906 – 1975)
Камерная музыка (2-й год цикла)
Автор и ведущий Андрей Устинов

В 2024 году, в год 35-летия «МО», проходит Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – Opus 35», при поддержке Министерства культуры РФ, ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ», Московской филармонии, филармоний, концертных организаций, консерваторий, музыкальных вузов, творческих коллективов, при участии музыкантов России.

Проект «Музыкальное обозрение – Opus 35» включает концерты, фестивали, творческие встречи, лекции, мастер-классы, презентации, «Opus 35 шагает по стране», публикации материалов «Музыкальное обозрение. Лучшее за 35 лет», «Из истории “Музыкального обозрения”».

Дмитрий ШОСТАКОВИЧ

1 отделение
Фортепианный квинтет соль минор, соч. 57  (1940)

2 отделение
Посвящения Дмитрию Шостаковичу

Мечислав ВАЙНБЕРГ
Соната для скрипки и фортепиано №5 (1953), op. 53
Посвящается Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу

Альфред ШНИТКЕ
Прелюдия памяти Д. Шостаковича для двух скрипок (1975), op.104

Александр ВУСТИН
Приношение Гидону памяти DSCH (2004)
для скрипки, альта, виолончели и фортепиано
Посвящается Гидону Кремеру

Специальный гость –
главный архивист Архива Д. Д. Шостаковича,
кандидат искусствоведения Ольга ДИГОНСКАЯ

Андрей ДИЕВ (фортепиано)

Rusquartet
Ксения ГАМАРИС (скрипка)
Анна ЯНЧИШИНА (скрипка),
Ксения ЖУЛЕВА (альт)
Петр КАРЕТНИКОВ (виолончель).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.