В Московской филармонии прошел второй концерт абонемента «DSCH. Дмитрий Шостакович. Камерная музыка» (фотогалерея)

В Московской филармонии прошел второй концерт абонемента «DSCH. Дмитрий Шостакович. Камерная музыка» (фотогалерея)
Фото Олег Сингареев

В Камерном зале Московской филармонии состоялся второй концерт абонемента «Музыкального обозрения» «DSCH. Дмитрий Шостакович (1906–1975). Камерная музыка». Автор и ведущий абонемента – Андрей Устинов. Вместе с ним программу представила главный архивист Архива Д.Д. Шостаковича, кандидат искусствоведения Ольга Дигонская.

В концерте прозвучали сочинения Д.Д. Шостаковича, написанные в разные периоды творчества: музыка ранних балетов в переложении для фортепиано; «Антиформалистический раек» для баса, хора и фортепиано (сочинение, начатое в 1948 и окончательно завершенное спустя 20 лет); вокальные произведения 1960-х годов: «Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия» для баса и фортепиано, соч. 123 и «Пять романсов» для баса и фортепиано на слова из журнала «Крокодил», соч. 121.

Все эти сочинения исполняются редко.

По словам А. Устинова, второй концерт абонемента – «средоточие юмора и сарказма, иронии и самоиронии: фрагменты музыки балетов «Золотой век» (1930), «Болт» (1931), «Светлый ручей» (1935) — в переложении для фортепиано; «Антиформалистический раек», вокальные опусы 1960-х».

В первом отделении пианист Андрей Диев сыграл составленную им самим Сюиту из балетов Д.Д. Шостаковича. Диев – большой мастер, один из ярких представителей «нейгаузовско-наумовской» ветви русской фортепианной школы XX века. Заслуженный артист РФ, профессор Московской консерватории, воспитавший в своем классе многочисленных лауреатов всероссийских и международных конкурсов.

В блистательно сыгранной Сюите из балетов пианист убедительно воспроизвел своеобразные черты стиля молодого Шостаковича: дерзость, остроумие, ироничность, сарказм…

Во втором отделении Андрей Диев выступил как великолепный ансамблист. Достойным партнером маститого пианиста стал молодой певец, лауреат первой премии IV Всероссийского музыкального конкурса и будущий участник XVII конкурса имени П.И. Чайковского, солист театра «Новая Опера» Константин Федотов. В исполнении их дуэта прозвучали поздние сатирические вокальные сочинения Шостаковича.

Кульминацией вечера стало исполнение «Антиформалистического райка». Этим сочинением Шостаковича своеобразно откликнулся на драматические для себя и для всего композиторского сообщества события января – февраля 1948.

«13 января 1948 года Дмитрий Шостакович пережил как день своей общественной казни: с утра в ЦК ВКП(б), на Старой площади, началось «Совещание деятелей советской музыки» и секретарь ЦК А.А. Жданов, которого Сталин еще в 30-е годы определил своим подручным по делам искусств, объявил творчество крупнейших советских композиторов — Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна — формалистическим и антинародным, – читаем в статье Манашира Якубова «Очищающий смех». – <…> Ярлык «антинародный» слишком прозрачно напоминал термин «враг народа» и незабытый 1937 год, а слово «формализм» сопровождалось еще эпитетом «буржуазный». Обвинения в адрес композиторов обретали, таким образом, недвусмысленную политическую окраску. 10 февраля появилось Постановление ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба», в котором эти оценки получили значение непререкаемых идеологических догм, обязательных для всех музыкальных учреждений, учебных заведений, исполнительских коллективов и т.д. Произведения «композиторов-формалистов» специальным приказом Комитета по делам искусств были запрещены к включению в концертные программы, радиопередачи, для издания, грамзаписи, использования в педагогической работе… Единственной дозволенной реакцией на критику было публичное покаяние, безоговорочное признание своих заблуждений и ошибок, клятвенные заверения в верности партии и народу» <…> Абсурдность происходящего была ясна композитору уже во время самого совещания в ЦК ВКП(б), и, возможно, тогда же сразу возникла мысль о пародийном «дублировании» этого партийного судилища над искусством. Во всяком случае, сегодня, когда нам уже известен «Антиформалистический раек», совершенно по-новому читаются последние фразы выступления Шостаковича на совещании. Фразы, на первый взгляд абсолютно невинные и даже стандартно подхалимские: «Мне хотелось бы — так же, как, наверно, и другим, — получить текст выступления товарища Жданова, — сказал композитор. — Знакомство с этим замечательным документом (и тщательное его изучение) может нам дать очень много в нашей работе». Очень скоро он получил этот документ, и это, действительно, очень много ему дало. Либретто композитор сочинял сам и, как видно из сохранившихся черновых автографов, делал это с большим тщанием, многократно переделывая текст, скрупулезно подбирая максимально точные слова. В основе либретто — подлинные тексты или их искусная стилизация» (журнал «Наше наследие», 1993, № 28).

Уже летом 1948 Шостакович играл и пел некоторым своим самым близким друзьям новое сатирическое сочинение «о борьбе реализма и формализма в музыке», пародируя тексты Сталина (персонаж «Райка» Единицын, пел на мотив «Сулико» – любимой песни вождя) и Жданова (Двойкин). Спустя 10 лет, под впечатлением от выступления одного из партийных деятелей – Д. Шепилова – на Втором съезде Союза композиторов СССР («опять собрание, опять казенные речи по бумажке, опять заверения в верности идеалам партии, единодушная поддержка, бурные аплодисменты и прочее» – М. Якубов), Шостакович решил продолжить работу над «Райком», придумав еще одного персонажа – Тройкина («собирательная фигура функционера-аппаратчика, осуществляющего партийное руководство искусством <…> обезличенный символ чиновника от культуры» – М. Якубов).

Композитор завершил работу над сочинением в 1960-х. Но еще 20 лет оно оставалось «подпольным», «потаенным». Шостакович, скрупулезно отмечавший опусом каждое свое сочинение, начиная с первого, не дал «Райку» «порядкового номера» в списке своих произведений.

Премьера «Райка» состоялась 25 сентября 1989 в Большом зале Московской консерватории в рамках концерта, посвященного 83-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича. Исполнили его Государственный камерный хор Министерства культуры СССР под управлением Валерия Полянского, солисты Ю. Вишняков (Ведущий), Е. Чепиков (Единицын), А. Образцов (Двойкин), Н. Коновалов (Тройкин), пианист И. Худолей, чтец Д. Дорлиак.

Фрагменты либретто «Антиформалистического райка»
Единицын (читает по бумажке):
Товарищи! Реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы.

Тройкин:
Бдительность, бдительность
Всегда во всем.
Постоянно всюду бди!
Никому не говори!
Великий вождь нас всех учил
и беспрестанно говорил:
Смотрите здесь, смотрите там,
Пусть будет страшно всем врагам.
Смотри туда, смотри сюда
И выкорчевывай врага.
Бдительность, бдительность
Всегда, везде,
Бдительность, бдительность
Всегда во всем.
Не давать любой попытке
Проникновенья буржуазной
Идеологии в нашу молодежь.
Этим ты наши идеи сбережешь.
Ну, а если буржуазные идеи
Кто-нибудь воспримет,
Надолго тех будем мы сажать,
И в лагеря усиленного режима помещать.

Музыкальные деятели и деятельницы:
Да, да, да, да,
Сажать, сажать,
И в лагеря всех направлять.

Тройкин:
Великий вождь нас всех учил
и постоянно говорил:
Смотрите здесь, смотрите там,
Пусть будет страшно всем врагам.

Музыкальные деятели и деятельницы:
Смотрите здесь, смотрите там,
Пусть враг трепещет по ночам.
Смотри туда, смотри сюда
И выкорчевывай врага.

В концерте абонемента «DSCH. Дмитрий Шостакович (1906–1975). Камерная музыка». принял участие хор Московского института музыки имени А.Г. Шнитке – партнера «Музыкального обозрения», участника проектов «МО»: фестивалей «Музыкальное обозрение – Opus 32» и «Opus 33», «Кружева» в Вологде (художественный руководитель и дирижер хора Дмитрий Онегин).

Третий, заключительный концерт абонемента «DSCH. Дмитрий Шостакович (1906–1975). Камерная музыка» пройдет 29 марта. В исполнении квартетов солистов Российского национального молодежного симфонического оркестра прозвучат 4 струнных квартета Шостаковича: № 7 фа-диез минор, соч. 108 (1960) (памяти Н.В. Шостакович), № 8 до минор, соч. 110 (1960) (памяти жертв фашизма и войны), № 9 ми-бемоль мажор, соч. 117 (1964) (посвящен И.А. Шостакович), № 10 ля-бемоль мажор, соч. 118 (1964) (посвящен М.С. Вайнбергу).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм