Феномен Вайнберга

Феномен Вайнберга

Композитор — это не забава, это вечный разговор, вечный поиск гармонии в людях и природе. Этот поиск — смысл и обязанность нашего кратковременного прохождения по земле. Сила или бессилие художника в том, сможет ли он выразить вечную, всем известную правду, озарив ее новым, своим светом.

Мечислав Вайнберг

В 2019 году отмечалось 100-летие со дня рождения Мечислава Вайнберга — композитора, чье наследие в XXI веке переживает ренессанс прежде всего в Европе и за океаном. Ставятся и идут оперы Вайнберга («Пассажирка» — в Брегенце, Варшаве, Лидсе, Франкфурте, Карлсруэ, Штутгарте, Нью-Йорке, Детройте, Хьюстоне, Майами, Чикаго; «Портрет» и «Идиот» — в различных театрах Европы). Исполняются симфонии и камерные сочинения, проходят фестивали его музыки, выпускаются компакт-диски на Olympia, Naxos, Chandos, СРО, Claves и других мировых лейблах. Сочинения Вайнберга включают в свой репертуар ведущие солисты, оркестры и дирижеры: Владимир Юровский и Камерный оркестр Европы, Оркестр Польского радио, Марта Аргерих, Андраш Шифф, Юрий Башмет, Дмитрий Ситковецкий, Давид Герингас, Гидон Кремер, квартет Danel…

Вайнберг в XXI веке

Востребованность музыки Вайнберга, всплеск интереса к его личности и творчеству связаны со многими обстоятельствами. Это и выдающийся талант художника, Творца. И драматическая биография. И актуальность «вечных» тем его творчества: война, холокост, национальная идентичность, протест против фашизма и тоталитаризма. Специфика стиля, языка, мышления Вайнберга, синопсис его музыки — в необычайном многообразии, в сочетании, казалось бы, несочетаемого. В его музыке и мощное европейское немецко-австрийское начало, и созвучность стилям старших современников — Шостаковича, Бриттена, раннего Шимановского, — и национальные еврейские, польские и русские традиции.

В юности Вайнберг работал в еврейском театре в Варшаве, где играли его родители, учился в Варшавской и Минской консерваториях. В музыке Вайнберга чрезвычайная драматическая насыщенность сочетается с тончайшей, хрупкой материей нежности, влюбленности и постоянным ощущением обрубленных корней… Как Шостакович, Вайнберг умел «длить» музыку, отчего она становилась еще более печальной и трагичной, приобретая высочайший драматический накал. В своем творчестве Вайнберг очертил территорию своей души и своих близких. В этой территории умещались и музыка для цирка, и щемящая нота советских 60-х (в песнях из фильмов «По тонкому льду» или «Последний дюйм»), и бесшабашное бормотание Винни-Пуха.

Трижды родившийся

Каток истории прошелся по судьбе композитора, не щадя его. Вайнберг и его семья, родные и близкие всю жизнь бежали от смерти, которая буквально шла за ними по пятам. Отец Вайнберга Самуил чудом остался жив во время еврейских погромов 1903 года в Кишиневе. Но в 1939-м Самуил, его жена и дочь (мать и сестра будущего композитора) не успели бежать из оккупированной фашистами Варшавы и спустя несколько лет погибли в концлагере. Мечислав сумел перебраться в Советский Союз и избежал трагической участи близких. На склоне лет он вспоминал, что по пути из Польши в СССР не раз находился на краю гибели — вокруг шла война. Уже после войны, в 1948-м, был убит его тесть, великий актер Соломон Михоэлс. А сам он в 1953-м почти три месяца просидел в застенках Лубянки. В 60-е годы Вайнберг узнал о гибели своей семьи. «Я считаю своим долгом писать о войне, о тех ужасах, которые обрушились на человечество в нашем веке», — говорил он. Так возник замысел оперы «Пассажирка», многих других произведений памяти жертв фашизма и войны. «Это не должно повториться» — главный смысл его музыки. Страстный призыв, воззвание, обращение к современникам.

Годы славы

В 60–70-е годы ХХ века Вайнберг — один из самых известных и исполняемых советских авторов. Им написано огромное количество музыки: более 150 опусов почти во всех жанрах! В их числе — песни и кантаты, балеты и оперетты, музыка к драматическим спектаклям и радиопостановкам, цирковым представлениям, музыка для детей, 26 симфоний, концерты и другие произведения с оркестром, 17 квартетов, фортепианный квинтет, трио, 8 опер, вокальные циклы, камерные ансамбли, около 30 сонат и сольные пьесы для различных инструментов. Такой необъятный диапазон жанровых предложений привлекал лучших музыкантов. Музыку Вайнберга исполняли Э. Гилельс и Квартет им. Бородина, Д. Ойстрах и Л. Коган, В. Пикайзен и Ф. Дружинин, М. Ростропович и Д. Шафран, оркестры под управлением К. Кондрашина и В. Федосеева, Ю. Арановича и Р. Баршая, И. Мусина и А. Гаука… Его произведения регулярно публиковались издательством «Советский композитор». Особую славу при жизни обрел Вайнберг как автор музыки для кино. Широко известны его пронзительные мелодии из фильмов «Летят журавли», «Последний дюйм», «По тонкому льду», лирико-комедийные музыкальные образы — в картинах «Укротительница тигров», «Медовый месяц», «Афоня», обаятельные «пыхтелки» и «сопелки» из «Винни-Пуха», прелестная музыка мультфильмов «Двенадцать месяцев» и «Каникулы Бонифация». Вайнберг был удостоен звания «Народный артист РСФСР» (1980), стал лауреатом Государственной премии СССР (1990, за Камерную симфонию № 1 и Камерную симфонию № 2).

«Территория Вайнберга»

В отличие от подавляющего большинства его коллег, Вайнберг нигде не служил, не преподавал. Все годы жизни в СССР и России композитор зарабатывал на жизнь только тем, что писал музыку. Он мог работать круглыми сутками, забывая о еде и сне. Никогда не участвовал ни в каких интригах. Его мир и круг — это музыканты. Ближайший друг с военных лет — Д.Д. Шостакович. Семья: первая жена — Наталья Вовси-Михоэлс, дочь Виктория (с начала 1970-х она живет в Израиле); вторая жена — Ольга Рахальская (ровесница и подруга старшей дочери), дочь Анна. Мир и круг Вайнберга запечатлены в посвящениях учителям, друзьям, коллегам, исполнителям его произведений: это Левон Атовмьян, Рудольф Баршай, Вениамин Баснер, Валентин Берлинский, Людмила Берлинская, Револь Бунин, Галина Вишневская, Александр Гаук, Елизавета Гилельс, Тимофей Докшицер, Курт Зандерлинг, Василий Золотарев, Леонид Коган, Кирилл Кондрашин, Александр Корнеев, Юрий Левитин, Илья Мусин, Давид Ойстрах, Николай Пейко, Валерий Попов, Мстислав Ростропович, Анатолий Сафиулин, Георгий Свиридов, Борис Тищенко, Михаил Толпыго, Юзеф Турчиньский, Михаил Фихтенгольц, Борис Чайковский, Даниил Шафран, Дмитрий Шебалин, Родион Щедрин, Карл Элиасберг, Квартет им. Бородина, участники Квартета им. Бетховена, Московский камерный оркестр, Квартет Большого театра… Посвящения членам семьи: Наталье Вовси-Михоэлс, Соломону Михоэлсу, Ольге Рахальской, дочерям Виктории и Анне. Посвящения памяти отца, матери, сестры, Дмитрия Шостаковича, детей Освенцима, памяти павших в Великой Отечественной войне и тех, кто погиб в Варшавском гетто…

«Вайнберг-проект» в России

В России взлет интереса к личности и творчеству Вайнберга приходится на 2010-е годы. Важнейшую роль в этом процессе играет газета «Музыкальное обозрение». Газета ведет «Вайнберг-проект» с 2014 года: именно тогда зародился проект «Мечислав Вайнберг. „Пассажирка“. Первая сценическая постановка в России» в Екатеринбургском театре оперы и балета. Впервые в истории оперная постановка российского театра была объявлена более чем за два года до премьеры (она состоялась в сентябре 2016 года). Идея постановки принадлежала редакции «МО», а я стал ее куратором. Газета полностью обеспечила информационную поддержку проекта, который, помимо екатеринбургской премьеры «Пассажирки», включал концерты, презентации, драматические спектакли. Мы создали сайт проекта, подготовили специальный номер газеты Екатеринбургского театра, посвященный «Пассажирке», несколько концертных программ в театре и Уральской консерватории. В процессе подготовки премьеры проект обрел статус международного: мы привлекли к нему Институт Адама Мицкевича в Варшаве, ставший нашим партнером.

А далее, с приближением векового юбилея Вайнберга, возник замысел форума, посвященного композитору. Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» прошел в феврале 2017 года в Москве, в Большом театре и Государственном институте искусствознания. Во время форума состоялись спектакли «Идиот» Большого театра России (премьера), «Пассажирка» московского театра «Новая опера» (премьера) и Екатеринбургского театра оперы и балета (московская премьера); международная конференция с участием более 30 музыковедов, ученых, музыкальных критиков, известных музыкальных и театральных деятелей из России, Польши, Германии, Великобритании, США, Израиля, Бельгии, Белоруссии, Швеции; три концерта камерной музыки Вайнберга (в т. ч. прозвучало несколько мировых и российских премьер); творческие встречи с авторами спектаклей, круглые столы, фотовыставка. Форум продемонстрировал новые подходы к современной опере, новый взгляд на жизнь и творчество художника, пережившего самые драматические страницы и события ХХ столетия, на отечественную и мировую музыкальную культуру недавнего прошлого и настоящего.

Сразу после форума мы начали подготовку к празднованию 100-летия со дня рождения Мечислава Вайнберга. Был создан Оргкомитет юбилейного проекта по проведению Года Мечислава Вайнберга в России — «Вайнберг-100», в который вошли национальная газета «Музыкальное обозрение», Большой театр России, Московский театр «Новая опера», Московская филармония, Государственный институт искусствознания, Национальный музей музыки, посольства Республики Польша и Государства Израиль в Москве, издательства DSCH и «Композитор • Санкт-Петербург», Институт Адама Мицкевича в Варшаве.

Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» в 2018–2019 годах выпустило новые тома Собрания сочинений Вайнберга.

Главным событием Года Вайнберга стал фестиваль музыки выдающегося композитора. Концерты фестиваля прошли в Москве и многих других городах России. В 60 концертах было исполнено более 50 опусов Вайнберга — около трети его наследия. В Московской филармонии проведен абонемент «Мечислав Вайнберг. Возвращение»

В день 100-летия Вайнберга, 8 декабря 2019 года, в Государственном институте искусствознания открылась трехдневная Международная конференция «Судьба и творчество М.С. Вайнберга. К 100-летию со дня рождения».

Интерес к творчеству Вайнберга не ослабевает и после его памятной даты. Исполняются его произведения, выходят книги о нем, ноты и диски с его музыкой.

«Вайнберг-проект» в России продолжается.

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях