«Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского: премьера в Самаре (6—8 октября 2023)

«Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского: премьера в Самаре (6—8 октября 2023)

В Самарском театре оперы и балета (Шостакович Опера Балет) 6-8 октября 2023 состоялась премьера оперы Сергея Слонимского «Мастер и Маргарита» (1972) – к 90-летию со дня рождения композитора (1932-2020).

Никогда ранее эта опера не ставилась в России целиком в сценической версии. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Евгений Хохлов, художественный руководитель и главный дирижер Самарской оперы. Режиссер-постановщик – Юрий Александров, основатель и художественный руководитель Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» (в 1991 он впервые поставил в Самарской опере «Маддалену» Сергея Прокофьева).

Об опере и премьере

Опера «Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского была написана в 1972. Слонимский был первым, кто музыкально интерпретировал этот сюжет.

Музыковед Марина Рыцарева, автор первой книги о творчестве Сергея Слонимского, писала об этом сочинении так.

«Оперный ли это сюжет? По первому общему взгляду – скорее нет. Обычно снижение фабулы сочинения с глубоким философским подтекстом (напрашивается естественное сопоставление с “Фаустом” Гете, которое роман Булгакова выдерживает) до оперного либретто обедняет первоисточник. Но особенность этого романа в том, что его фабула в чистом виде выражает его этическую идею и полностью ей подчинена. Поэтому ужатие романа до либретто (как и до инсценировки) тоже имеет самостоятельное художественное значение. Либретто построено преимущественно на ключевых мыслях-фразах, которые как раз остаются в памяти по прочтении романа. Именно их фабульно-этически выделяет читатель в многомерной музыке булгаковского текста. Они афористичны, как истины, заключенные в притчах древней философской лирики.

Музыкальное мышление Слонимского близко литературному мышлению Булгакова. Заботясь прежде всего о смысловой сущности интонационно-тематических образований, он владеет и всеми средствами сюжетного развития музыкальной ткани, подчиненного выпуклой, ясной, наиболее адекватной их подаче и выявлению идейно-философской сути. Именно этому, как и у Булгакова, у него служит неисчерпаемая театральная фантазия, воплощенная в музыкальных образах, его протеизм <…> Этому подчинена и кинематографическая гибкость в раскрытии образов. Отсюда же умение создать не настроение, а состояние.

<…>

В опере “Мастер и Маргарита” эта, именно ей присущая, атмосфера, ощущается очень явственно. Возможно, эту интонационную сосредоточенность дает камерность, возможно, частичное применение серийной техники, вероятно, то и другое. А может, как раз в данном случае – это сознательно достигнутая цель, продиктованная самой идеей сюжета: показать сущность человеческих характеров и деяний, независимых от их внешних пространственно-временных облачений. Герой-творец или временщик-предатель – ведь это своего рода биологические типы человеческого общества, которые переходят из эпохи в эпоху, но никогда не перейдут один в другой, подобно тому, как реально не пересекутся параллельные линии. Линии, объединяющие героев оперы, простираются как бы вдоль эпох, и поперечные срезы соотношений человеческих типов в ту или иную эпоху сходны» (М. Рыцарева. Композитор Сергей Слонимский. Ленинград, 1991).

«Переходы и состояния – главный принцип этого спектакля. Тут есть и видеоряд, который все время сочетается с происходящим, звуковые эффекты… Здесь очень сложный коктейль звуков, смыслов, состояний, перемещений», – подчеркивает режиссер Юрий Александров.

«Хотелось восстановить справедливость и вернуть это грандиозное произведение на оперную сцену. Вдова композитора Раиса Николаевна, с которой мы много обсуждали предстоящую постановку, говорила, что Сергей Михайлович в “Мастере и Маргарите” фактически изобрел самобытный музыкальный язык для вокалистов и сольных инструментов», – рассказывает дирижер Евгений Хохлов.

Сам композитор говорил: «Я видел “Мастера и Маргариту” как оперу абсурда, в том смысле, как у Хармса или Беккета: не бессмыслицу, а действие, где реалистически достоверная последовательность событий необязательна, где времена могут смешиваться. Например, одновременно – Голгофа и уничтожение критиками Мастера. Иногда действие может разворачиваться от обратного, от эпилога. Так, эпилог перемещается в начало: Пилат после казни Иешуа умоляет, чтобы ему сказали, что казни не было, что она ему только привиделась».

«Мастер и Маргарита» – камерная опера в трех частях. Вместо обычного симфонического оркестра в ней используется принцип инструментального театра, где каждый инструмент трактуется как спутник действующих персонажей. Драматургическое решение «Мастера и Маргариты» перекликается с композицией «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха. Аналогично «Страстям» опера открывается со сцены распятия, кульминация которой находится во втором акте, а монолог-повествование Маргариты подобен партии Евангелиста.

Создание и премьера

Композитор приступил к работе в 1966, сразу после прочтения первой публикации романа в журнале «Москва». В 1972 первый акт оперы был исполнен на сцене Ленинградского Дома композиторов. В зале присутствовали Георгий Товстоногов, Евгений Мравинский, Давид Ойстрах, за дирижерским пультом стоял Геннадий Рождественский. Сразу по исполнении на «Мастера и Маргариту» был наложен запрет. «На следующий день в 10 утра в Союз композиторов позвонили и приказали размагнитить запись, – вспоминал Слонимский. – Но я по совету Рождественского пришел в 9 утра и переписал».

Московская премьера «Мастера и Маргариты» Слонимского, в концертном исполнении, состоялась в мае 1989 (дирижировал Михаил Юровский). В 2012 первым актом оперы продирижировал в Санкт-Петербурге, в Михайловском театре Владимир Юровский. Сценическая премьера прошла в Гамбурге в 2000 на немецком языке. Самарская постановка «Мастера и Маргариты» (2023) станет первым полномасштабным сценическим воплощением этой оперы в России.

Слонимский и Самара

Самара имеет «право первой ночи» в отношении музыки Слонимского. Тридцать лет жизни композитора связаны с Самарой, которую он называл «второй музыкальной родиной». Свою Пятую симфонию (1983) он посвятил Самаре-Куйбышеву к 400-летию основания города. В Самарском академическом театре оперы и балета были поставлены четыре его оперы: «Виринея» (1967), «Мария Стюарт» (1980, мировая премьера), «Гамлет» (1993), «Видения Иоанна Грозного» (1999, мировая премьера, осуществленная под руководством Мстислава Ростроповича). Спектакль «Видений Ивана Грозного», над которым работали дирижер Мстислав Ростропович, режиссер Роберт Стуруа, балетмейстер Алла Сигалова, художник Георгий Алекси-Месхишвили, транслировал телеканал «Культура». К премьере был издан объемный красочный буклет со справочными материалами, искусствоведческими статьями, полным текстом либретто и цветными иллюстрациями.

Академический симфонический оркестр Самарской филармонии исполнял многие произведения Слонимского. Авторские концерты проводились под руководством главных дирижеров Геннадия Проваторова и Валентина Нестерова.

В ноябре 1994 в Самаре прошел фестиваль музыки Слонимского, отмечавший 25-летие творческого содружества композитора и города.

С 1997 по 2000 композитор являлся профессором кафедры теории музыки Самарского государственного социально-педагогического университета, где читал лекции по истории музыкальных жанров. 8 октября 1999 состоялась торжественная церемония посвящения С. М. Слонимского в звание Почетного профессора педуниверситета за выдающийся вклад в художественное воспитание детей и молодежи.

К 70-летию композитора музыковедом, кандидатом искусствоведения Марианной Мжельской был издан «Самарский альбом Сергея Слонимского» (2003), куда вошли не публиковавшиеся ранее вокальные и хоровые сочинения на слова самарских авторов, дружеские посвящения коллегам и знакомым, редкие фотографии.

Тесное сотрудничество Слонимского с Самарой во многом результат деятельности Светланы Хумарьян, многолетней властительницы культуры Самарской области. Она питала особую симпатию к творчеству композитора и инициировала исполнения его опер, концерты и фестивали его музыки. Муж Светланы Петровны – Сергей Георгиевич Хумарьян, почетный сотрудник органов госбезопасности, полковник КГБ.

Мастер и Маргарита в кино и театре

«Мастер и Маргарита» – роман Михаила Афанасьевича Булгакова, работа над которым началась в декабре 1928 и продолжалась вплоть до смерти писателя в марте 1940. Роман не был завершен; редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла после смерти мужа вдова писателя – Елена Сергеевна.

Первая публикация произведения в сокращенном виде была осуществлена в 1966-1967 (журнал «Москва», предисловие Константина Симонова, послесловие Абрама Вулиса). Первое полное издание книги на русском языке вышло в 1967 (издательство «YMCA-Press», Париж). В СССР книжный вариант без купюр увидел свет в 1973 (издательство «Художественная литература», тираж 30 000 экземпляров). Произведение неоднократно экранизировано и инсценировано.

Кинематографисты неоднократно делали попытки экранизировать «Мастера и Маргариту». Эльдар Рязанов, добиваясь права на постановку фильма по булгаковскому роману, в 1985 обращался в ЦК КПСС к партийным деятелям Михаилу Зимянину и Василию Шауро и получил отказ. Элем Климов, в годы перестройки приступивший к работе над сценарием картины, не смог реализовать свой проект из-за отсутствия должного финансирования. По словам Владимира Наумова, его желание снимать ленту было «пресечено» Еленой Сергеевной Булгаковой, которая, придя к режиссеру во сне, сообщила, что экранизация не состоится.

Первую киноверсию, созданную по мотивам романа, сделал в 1971 польский режиссер Анджей Вайда. Через год вышла картина сербского режиссера Александра Петровича. В 1989 польский режиссер Мацей Войтышко выпустил четырехсерийный телевизионный фильм. В 1994 «Мастера и Маргариту» снял Юрий Кара (в главных ролях: Виктор Раков, Анастасия Вертинская, Николай Бурляев, Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Александр Филиппенко, Владимир Стеклов, Виктор Павлов), но из-за разногласий постановщика и продюсеров зрители в течение семнадцати лет не имели возможности познакомиться с этой работой. В 2005 свою версию представил Владимир Бортко – 10-сериный телесериал «Мастер и Маргарита» был показан на канале «Россия» 19-29 декабря 2005. В 2021 был снят российский фильм Михаила Локшина «Воланд». В главных ролях – Аугуст Диль, Евгений Цыганов и Юлия Снигирь, Леонид Ярмольник, Александр Яценко, Алексей Гуськов. Выход картины на экраны планируется 25 января 2024.

Первой в СССР инсценировкой романа стал спектакль «Мастер и Маргарита», поставленный Юрием Любимовым в Театре на Таганке. По воспоминаниям Любимова, он подал заявку на постановку в 1967 «по легализованному журнальному тексту, уже прошедшему цензуру», и затем в течение девяти лет добивался права на выпуск спектакля. В роли Мастера режиссер изначально видел Леонида Филатова, но тот отказался, сочтя, что «играть его невозможно – это же облако духовности»; в итоге главным трагическим героем стал Дальвин Щербаков. Исполнителем роли Воланда в первом составе был Борис Хмельницкий; позже его заменил Вениамин Смехов. Образ Маргариты воплотила Нина Шацкая. Сценическую композицию, в которой соединились три сюжетные линии романа, подготовил Владимир Дьячин; в работе над спектаклем участвовали художники Михаил Аникст, Сергей Бархин, Давид Боровский и другие.

Начиная со второй половины 1980-х сценические версии «Мастера и Маргариты» были созданы во многих театрах. Заметным событием стала постановка Александра Дзекуна в Саратовском театре драмы (1986): спектакль проходил в течение двух вечеров и представлял собой «повествовательные коллажи», в паузах между которыми зрители имели возможность осмыслить увиденное накануне. Немало откликов вызвала премьера «Мастера и Маргариты» на сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова (режиссер Янош Сас; в ролях: Дмитрий Назаров – Воланд, Анатолий Белый – Мастер, Михаил Трухин – Коровьев, Николай Чиндяйкин – Понтий Пилат).

В декабре 2021 в Москве одновременно появились сразу два сценических воплощения романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: балет словенского хореографа Эдварда Клюга на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара в Большом театре (спектакль – лауреат Премии МО 2021) и драматический спектакль канадского режиссера Робера Лепажа в Театре Наций (в главных ролях: Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Виктор Вержбицкий, Андрей Смоляков и Дмитрий Сердюк).

Сергей Слонимский

Сергей Слонимский (1932-2020) – композитор, пианист, окончил Ленинградскую консерваторию в 1955 по классу композиции (у проф. О. А. Евлахова) и по классу фортепиано (у проф. В. В. Нильсена). С 1959 педагог, с 1976 профессор композиции Санкт-Петербургской консерватории.

В числе его учеников Т. Данн (США), А. Затин (Мексика), Е. Иготти, В. Кобекин, С. Левковская, В. Малаховская, А. Радвилович, В. Рывкин (США), В. Сапожников,М. Хоссейни (Иран) и многие другие известные композиторы.

Народный артист России (1987), Лауреат Государственных премий (1983, 2002), премии Правительства Санкт-Петербурга (1996), Международной премии «Балтийская звезда» (2009), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» ӀV степени и Командорского креста «За заслуги» Республики Польша.

Автор опер «Виринея», «Мастер и Маргарита», «Мария Стюарт», «Гамлет», «Видения Иоанна Грозного», «Король Лир», «Антигона», балетов: «Икар» (Большой театр, 1971), «Волшебный орех» (либретто и постановка М. Шемякина, Мариинский театр, 2005).

Мировая премьера оперы «Король Лир» состоялась 6 июня 2016 в Концертном зале имени П. И. Чайковского под управлением Владимира Юровского. Музыку исполнил Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова и солисты: Любовь Петрова (сопрано), Надежда Гулицкая (сопрано), Ксения Вязникова (меццо-сопрано), Евгений Либерман (тенор), Сергей Радченко (тенор), Максим Пастер (тенор), Андрей Бреус (баритон), Александр Рославец (бас), Максим Михайлов (бас), Дмитрий Почапский (бас), Владимир Огнев (бас). Режиссер – Михаил Кисляров.

Автор 30 симфоний, Реквиема, кантат «Песни вольницы», «Голос из хора» (на стихи А. Блока), 11 концертов для различных инструментов с оркестром, фортепианной, двух скрипичных и виолончельной сонат, трио, квартета «Антифоны», квинтета, 24 прелюдий и фуг, романсов и песен на стихи А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой, А. Кушнера, Е. Рейна, И. Бродского, Б. Ахмадулиной, В. Соловьева и других поэтов, хоров, фортепианных пьес для детей и юношества и многих других сочинений (более двухсот).

Автор музыки к нескольким кинофильмам, в частности – к киноповести «Республика ШКИД» (режиссер – Геннадий Полока, 1966). В помощь Слонимскому тогда пришел директор Ленфильма Илья Киселев, знаток цыганских романсов и блатных песен, который напевал композитору фольклор из своего беспризорного детства. С его помощью появились песни «По приютам я с детства скитался…» и «У кошки четыре ноги».

В мае 2010 в Нью-Йорке на фестивале музыки стран восточной Европы Слонимский был единственным приглашенным композитором. В числе дирижеров, исполнявших симфонические и музыкально-театральные сочинения Слонимского – Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Геннадий Рождественский, Василий Синайский, Арвид Янсонс, Владислав Чернушенко, Кирилл Кондрашин, Ян Крейн, Эри Клас, Джефри Майер, Михаил Юровский, Леонид Корчмар и многие другие.

По мнению В. Н. Холоповой, серией творческих удач стали оперы Слонимского. «С. М. нашел такие свои, тайные ключи к музыкальной сцене, что у него не оказалось никаких продолжателей. Его сюжеты – это драмы и трагедии народов, царей, королей, Мастера, Маргариты, Иешуа. Главные действующие лица исключительны, высоки, предельны в несомой ими идее. Слонимский из энциклопедических запасов своих знаний подбирает для каждой оперы только ей присущий жанровый строй и непостижимым чутьем лепит ее неповторимую музыкально-интонационную индивидуальность».

Елена Долинская писала: «Сергея Михайловича называли Северным Леонардо. Судьба предопределила ему удел особый, выпадающий на долю немногих, избранных: работать не за кусок хлеба, а творить в свободном полете. Непокорный и дерзновенный, он ушел непокоренным. Все страдания героев его опер и симфоний в чем-то даже увеличили сопротивляемость композитора, неискоренимую решимость противостоять злу».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.