«Человеческий голос» Пуленка в Пермской опере (21 и 22 октября 2023)

«Человеческий голос» Пуленка в Пермской опере (21 и 22 октября 2023)
Иллюстрация к спектаклю — Пермский ТОБ, официальный сайт

21 и 22 октября 2023 в Пермском театре оперы и балета первая премьера сезона – моноопера Франсиса Пуленка «Человеческий голос» (1958) в новой сценической версии с прологом и эпилогом Владимира Горлинского. Музыкальный руководитель и дирижер – Владимир Ткаченко. Режиссер и сценограф – Дмитрий Волкострелов. Солистка – Надежда Павлова.

Моноопера «Человеческий голос», основанная на пьесе Жана Кокто (1928), длится всего 40 минут. Сюжет: женщина одна в пустой квартире говорит по телефону с бывшим любовником, который завтра женится на другой, и терзается противоречивыми чувствами: от попыток сохранить достоинство до истерики. Премьера сочинения Франсиса Пуленка состоялась в 1958 в парижской Опера Комик, главную партию исполнила знаменитая в то время певица Дениз Дюваль.

Жанр монооперы, то есть оперы для одного солиста, нечасто встречается в истории музыки до ХХ века. Нечто похожее на монооперу в XVIII веке создал Доменико Чимароза – интермеццо «Капельмейстер оркестра». Также в XVIII веке в Европе были распространены музыкально-театральные произведения для одного или двух актеров, сопровождаемые музыкой – «мелодрамы». В ХХ веке о моноопере уже можно говорить как об отдельном жанре. Среди примеров: А. И. Билаш «Баллада войны», «Исповедь белого тюльпана»; Ю. М. Буцко «Записки сумасшедшего»; Ф. Караев Путешествие к любви»; Ф. Пуленк «Человеческий голос»; К. Саариахо «Эмили»; А. Э. Спадавеккиа «Письмо незнакомки»; М. Л. Таривердиев «Ожидание»; Г. С. Фрид «Дневник Анны Франк», «Письма Ван Гога»; А. Шёнберг «Ожидание»

В Пермской опере партитура Пуленка прозвучит в обрамлении пролога и эпилога, написанных Владимиром Горлинским специально по заказу театра. Аналогично была обрамлена опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода», где пролог и эпилог написал Валерий Воронцов (спектакль стал лауреатом Премии «МО» 2022).

Режиссер и сценограф – Дмитрий Волкострелов. С 1998 по 2002 учился в Московском Государственном Университете Культуры и Искусств (МГУКИ) на кафедре режиссуры и мастерства актера, участвовал в спектаклях театра-студии ДСВ-МГУ. В 2007 окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (курс-студия при Академическом Малом Драматическом Театре – Театре Европы под руководством Л. А. Додина). С 2006 по 2007 работал в АМДТ – Театре Европы. В 2011 в Санкт-Петербурге основал «театр post», независимую театральную команду, не имевшую своей площадки и работающую, в основном, в не театральных пространствах. В 2020 назначен художественным руководителем Центра имени Вс. Мейерхольда. В 2022 году уволен. В активе режиссера постановка оперы «Евгений Онегин» Чайковского в театре Урал Опера Балет (2021), современной оперы «Три четыре» Бориса Филановского на тексты Льва Рубинштейна в башне «Федерация» в «Москва-Сити» (2012) и спектакли с музыкой («Русскiй романсъ» по романсам русских композиторов XIX века в Театре Наций, 2014; музыкально-хореографический спектакль «театра post» «Диджей Павел», 2018). Лауреат специального приза жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» в 2013. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент» за спектакль «Хорошо темперированные грамоты» в театре post в 2020.

Владимир ГОРЛИНСКИЙ: «”Человеческий голос” абсолютно самодостаточен по форме и как будто не нуждается в каких-то внешних надстройках. Именно это помогло мне найти наиболее, кажется, подходящую стратегию взаимодействия с первоисточником – остранение, взгляд со стороны. В опере Пуленка сквозит неприкрытая драма – из сегодняшнего дня было интересно отступить на несколько шагов назад, чтобы попытаться увидеть различные ее проекции. При этом в моей партитуре нет прямых цитат из музыки Пуленка – в прологе и эпилоге я словно бы накидываю на нее собственную смысловую сеть. Мы попадаем на территорию “Человеческого голоса” через неожиданные двери, исследуем ее нехоженые тропы».

Владимир ТКАЧЕНКО: «”Человеческий голос” принято называть монооперой – и это не совсем верно: партитура Франсиса Пуленка написана так, что оркестр становится полноправным участником драмы. Композитор закрепляет за ним сразу несколько ролей: это и невидимый собеседник главной героини – тот самый, что до конца спектакля остается по ту сторону телефонного провода, и ее альтер эго, и чуткий комментатор действия. Оркестр создает пространство оперы Пуленка со всем его психологическим, эмоциональным многообразием – в диапазоне от бытового до трагического. Когда в “Человеческом голосе” на сцену выходит Надежда Павлова, то между сценой, оркестровой ямой и зрительным залом образуется такой сгусток энергии, что кажется, еще чуть-чуть – и он разнесет все вокруг в клочья».

Надежда ПАВЛОВА: «”Человеческий голос” для меня не только про творчество, но и про личную жизнь. Много лет назад я сама переживала подобный сюжет – и поэтому буду говорить со сцены не просто о том, что написано драматургом и композитором, но и о собственных чувствах.

Когда я начинала учить партию, то не испытывала к героине “Человеческого голоса” никакой симпатии – только жалость. Вспоминая о том, как сама оказывалась в схожей ситуации, сегодня я понимаю, какой была глупой и немудрой – ведь жизнь так многогранна и впереди нас ждет еще много всего интересного и прекрасного. Но, возможно, я предвзята, и в этой опере речь идет о любви, способной разрушить всt изнутри: я понимаю, что есть люди с таким отношением к миру – “пять лет я живу только тобой, дышу только тобой”, как говорит героиня Кокто и Пуленка. И мне остается только попробовать представить, каково это – и понять ее. Работая над образом и проживая эти моменты, я, естественно, сочувствую ей. Может быть, потому что я подмешиваю в роль личный опыт. А может быть, потому что сама стала умнее – и сейчас это я бы положила трубку, как это делает Тильда Суинтон в фильме Педро Альмодовара».

К премьере спектакля приурочен очередной цикл «Лаборатории современного зрителя» – публичной программы Пермского театра оперы и балета. 9 октября ее открыл паблик-ток с композитором Владимиром Горлинским, 20 октября продолжила лекция театроведа Александра Чепурова «Метафизика души и «Человеческий голос» Кокто/Пуленка», а 21 октября программу завершит лекция театроведа и театрального критика, заместителя руководителя службы внешних коммуникаций и развития Электротеатр Станиславский Кристины Матвиенко «Театр и кино: слияние и поглощение». События «Лаборатории современного зрителя» проходят при поддержке компании СИБУР в рамках программы «Формула хороших дел».

Фильм-опера «Человеческий голос» с русскими субтитрами (1990) https://yandex.ru/video/preview/15742787292830039376

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.