«Мастер и Маргарита» в Большом театре (1.12.2021) и Театре Наций (9.12.2021)

«Мастер и Маргарита» в Большом театре (1.12.2021) и Театре Наций (9.12.2021)
Иллюстрация Нади Рушевой к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"

Сразу два сценических воплощения романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» появятся в московских театрах в декабре: балет Эдварда Клюга в Большом театре и драматический спектакль Робера Лепажа в Театре Наций.

Большой театр планировал показать «Мастера и Маргариту» еще в мае 2020, но из-за пандемии спектакль пришлось отложить – премьерные показы пройдут с 1 по 5 декабря 2021 на Новой сцене ГАБТа. Хореограф и автор либретто «Мастера и Маргариты» Эдвард Клюг – художественный руководитель Словенского Национального театра (с 2003), сотрудничает с Нидерландским театром танца, Штутгартским балетом и Балетом Цюриха. В 2011 он был номинирован на премию «Золотая маска» за проект “Quatro” с труппой Театрального центра на Коломенской (Санкт-Петербург). В Большом театре Клюг дебютировал в 2018 с одноактным балетом «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского.

«Я считаю, что танец способен создавать метафоры и привносить другие измерения. – говорит хореограф в интервью РИА Новости. – Нам надо найти не то, что написано, а то, что у Булгакова в романе существует между строк. Это не значит, что я хочу избежать рассказа, но хочу рассказать эту историю, используя другой инструментарий. Наверное, это самое сложное – ставить в России, в Большом театре “Мастера и Маргариту”, роман, который здесь у всех в крови. Но в то же время и легко, потому что именно здесь я ничего не должен объяснять и рассказывать о романе, а могу предложить что-то новое».

Сценограф постановки – Марко Япель, художник по костюмам – Лео Кулаш; их творческий союз с Эдвардом Клюгом длится с 1998 (вместе они ставили и «Петрушку»). Визуальный ряд грядущей премьеры Клюг описывает как «единое место действия, которое можно будет трансформировать во все другие»: «Это будет заброшенный бассейн. Представьте, большая кровать посреди этого бассейна, облицованного плиткой бледно-зеленого цвета, – и вот уже перед вами больница… У нас будет 12 дверей – это вход и выход в другой мир. Это нам позволит быстро менять ситуации».

Изначально Клюг собирался ставить «Мастера и Маргариту» на музыку Шостаковича и Шнитке. «Два года назад я начал изучать русских композиторов, которые жили в то советское время и у них был опыт борьбы с этой системой, как и у Булгакова. Так были определены Шостакович и Шнитке. Я изучил практически все собрание сочинений этих двух авторов. Происходили порой невероятные вещи. Например, слушая Восьмой струнный квартет Шостаковича, я сразу же представил знаменитую квартиру № 50 и сцену пробуждения Степана. А когда я услышал самые первые ноты концерта Шнитке для фортепиано и струнных, то сразу же просто увидел, как Мастер открывает окно и попадает в палату к Бездомному. Был момент, который меня просто сразил – абсолютная схожесть музыки фортепианного концерта № 2 Шостаковича, которая представила как наяву встречу Воланда и Маргариты. Были совершенно неожиданные совпадения…». Однако впоследствии в качестве музыкальной основы были выбраны произведения Альфреда Шнитке и Милко Лазара – словенского композитора, с которым Клюг сотрудничает с 2008 года: они создали вместе балеты “Prêt-à-Porter” (2008), “Pocket Concerto” (2009), “Quatro” (2010), «Фауст» (2018) и др. Дирижер-постановщик спектакля в Большом театре – Антон Гришанин.

Главные партии репетируют: Екатерина Крысанова, Ольга Смирнова, Мария Виноградова, Элеонора Севенард (Маргарита), Денис Савин, Артем Овчаренко, Игорь Цвирко, Якопо Тисси (Мастер), Владислав Лантратов, Артемий Беляков, Семен Чудин, Давид Мотта Соарес (Воланд), Руслан Скворцов, Михаил Лобухин, Александр Водопетов (Пилат), Михаил Крючков, Денис Захаров, Клим Ефимов (Иван Бездомный) и другие.

Другую версию «Мастера и Маргариты» – спектакль канадского режиссера Робера Лепажа – покажет 9, 10 и 11 декабря Театр Наций. В главных ролях – Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Виктор Вержбицкий, Андрей Смоляков и Дмитрий Сердюк.

Это вторая работа Лепажа в Театре Наций, первой был «Гамлет | Коллаж» (2013), в котором все роли исполнил Евгений Миронов. Из-за пандемии работа над «Мастером и Маргаритой» поделилась на две части: в декабре 2019 артисты и техническая команда провели первые репетиции в Квебеке на базе многопрофильной творческой компании Робера Лепажа Ex Machina, в июне 2021 работа продолжилась в дистанционном режиме, а с ноября – на сцене Театра Наций.

«Поставить “Мастера и Маргариту” очень сложно, – отмечает режиссер в интервью «Ведомостям». – Это большой роман, но не нужно бояться его резать, кроить, иногда в чем-то “предать” автора, чтобы он еще громче зазвучал. Главная трудность при подготовке – банальная нехватка сценического времени. Если бы мы снимали сериал, можно было бы уместить в него все главы, но в театре ты всегда вынужден делать сокращения. Время, конечно, эластично, но при этом необратимо, а пролистать страницы назад уже не получится. Вторая проблема: как перевести текст в диалоги, в театральную плоскость, при этом сохранив подтекст. В “Мастере и Маргарите” много магического, и, мне кажется, мы нашли способ, как передать эту магию. Нам, конечно, поможет техника: не обойдется без спецэффектов, будет много видео».

Масштабные визионерские технические решения – визитная карточка Лепажа (вспомним его постановки в Метрополитен-опера: «Кольцо нибелунга» Вагнера, 2010-2012, или «Любовь издалека» Саариахо, 2016).

Для «Мастера и Маргариты» режиссер избрал цирковую эстетику, как способ объединить разные пласты романа: «В истории параллельно существуют несколько миров: история Иешуа – это один мир. История Мастера и Маргариты – это другая реальность, неоромантическая история. И есть эта магическая, почти цирковая атмосфера Воланда, Бегемота и прочих персонажей. Мы используем магию иллюзионистов и фокусы, чтобы объединить эти истории». (Из интервью Лепажа изданию «Ваш досуг»)

Канадские специалисты спроектировали для постановки в Театре Наций сложную машинерию, из-за которой пришлось поднять планшет сцены театра на 60 см. Художник по костюмам Виктория Севрюкова создала более 100 комплектов костюмов-трансформеров для персонажей, роли которых исполняют на сцене всего 13 актеров. В сценографии спектакля использованы кино- и фотоматериалы из фонда Российского государственного архива кинофотодокументов.

«Роман “Мастер и Маргарита” – это одновременно история любви, политическая и социальная сатира, пародийная комедия и фантастическая сказка. Это крупнейшее произведение русской литературы и по сегодняшний день остается манифестом, осуждающим конформизм и пропагандирующим творческую свободу, – говорит Робер Лепаж. – Для театрального режиссера приспособить этот литературный памятник к сцене – более, чем вызов. Это реальная опасность, риск без полумер, который приводит только к выходу за рамки привычного, поиску новаторских решений и взлому традиционных кодов повествования». (Цитата на сайте Театра Наций)

Екатерина РОМАНОВА, «МО»