Первый концерт абонемента «DSCH. Дмитрий Шостакович (1906–1975). Камерная музыка» сезона 2023/24 (фотогалерея)

Первый концерт абонемента «DSCH. Дмитрий Шостакович (1906–1975). Камерная музыка» сезона 2023/24 (фотогалерея)
Фото Олег Сингареев

30 сентября 2023 в Камерном зале Московской филармонии состоялся первый концерт абонемента № 160. DSCH. Дмитрий Шостакович (1906—1975). Камерная музыка (2-й год цикла). Автор и ведущий  Андрей Устинов

Прозвучали Фортепианное трио № 1 до минор (1923), Фортепианное трио № 2 ми минор (1944), Семь стихотворений Александра Блока для сопрано и фортепианного трио (1967) в исполнении Алисы Гицбы (сопрано), Павла Домбровского (фортепиано), Денниса Гасанова (скрипка), Бориса Андрианова (виолончель). Специальный гость – главный архивист Архива Д. Д. Шостаковича, кандидат искусствоведения Ольга Дигонская. На концерте присутствовала вдова Д.Д. Шостаковича, Ирина Антоновна Шостакович. Следующий концерт абонемента состоится 30 октября 2023.

Дмитрий Шостакович. Камерная музыка

В 2026 исполнится 120 лет со дня рождения композитора, в 2025 — 50 лет со дня его ухода из жизни. Цикл абонементных концертов в Камерном зале Московской филармонии задуман и проходит на пути к этим памятным датам.

Камерные сочинения — значительная часть наследия Дмитрия Шостаковича. Это фортепианные сочинения (от циклов детских пьес до масштабных сонат, циклов 24 прелюдий и 24 прелюдий и фуг); камерные ансамбли — квартеты, трио, фортепианный квинтет, сонаты для скрипки, альта, виолончели; вокальная лирика — песни, романсы, вокальные циклы… Все эти направления были представлены в концертах сезона 2022/23.

В концертах второго сезона абонемента «DSCH. Дмитрий Шостакович (1906–1975). Камерная музыка» будут звучать и ранние опусы юного студента Петроградской консерватории, и те, что созданы в последние годы жизни.

Первый концерт. Трио и голос

Одночастное (восьмиминутное) Трио до минор ор. 8 сочинено осенью 1923 под впечатлением романа с Татьяной Гливенко, с которой 16-летний Шостакович познакомился летом того же года в Крыму, влюбился и еще долгое время сохранял к девушке серьезные чувства: ей посвящено произведение. Премьера Трио ор. 8 (под названием «Поэма») состоялась 13 декабря 1923 на концерте студентов-композиторов класса М.О. Штейнберга в консерватории (исполнители — студенты В. Шер — скрипка, Г. Пеккер — виолончель и автор).

Второе трио ми минор ор. 67, в четырех частях, Шостакович сочинял в 1944. Трио посвящено памяти близкого друга, музыковеда Ивана Ивановича Соллертинского (1902–1944), с которым Шостакович подружился в начале 1920-х годов. Соллертинскому посвящен один из шести романсов на стихи английских поэтов (1942) — Сонет 66 Шекспира в переводе Бориса Пастернака. Во время войны Соллертинский эвакуировался вместе с Ленинградской филармонией в Новосибирск, где скоропостижно скончался 10 февраля 1944 в возрасте 41 года. Трио впервые было исполнено 14 ноября 1944 в Большом зале Ленинградской филармонии автором и участниками Квартета имени Бетховена Дмитрием Цыгановым и Сергеем Ширинским, в одном концерте с премьерой Второго струнного квартета (он прозвучит во втором концерте абонемента).

Вокальный цикл «Семь стихотворений Александра Блока» для сопрано, фортепиано, скрипки и виолончели ор. 127 написан в начале 1967. В последние 10-летие жизни Шостакович сочинил циклы драматического содержания на стихи Марины Цветаевой (1973), Микеланджело Буанарроти (1974), Достоевского («Пять стихотворений капитана Лебядкина», 1974) — и в то же время иронические и саркастические (например, на тексты из журнала «Крокодил» (1965), звучавшие в предыдущем сезоне абонемента). Цикл на стихи Блока — собрание камерных ансамблей: в каждом романсе разный инструментальный состав, в финале все участники ансамбля объединяются. Сочинение посвящено Галине Павловне Вишневской, она же была первой исполнительницей на премьере 28 октября 1967 в Малом зале Московской консерватории, вместе с Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем и Мечиславом Вайнбергом (фортепиано). Шостакович был болен и не смог принять участие в концерте.

В концерте участвуют тонкие интерпретаторы камерной музыки: сопрано Алиса Гицба, пианист Павел Домбровский, скрипач Деннис Гасанов, виолончелист Борис Андрианов.

Фото Олег Сингареев

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.