«Королева фей» Генри Пёрселла: Филипп Чижевский и Questa Musica (27 сентября 2023, КЗЧ)

«Королева фей» Генри Пёрселла: Филипп Чижевский и Questa Musica (27 сентября 2023, КЗЧ)

27 сентября 2023 в Зале имени Чайковского ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского исполнит семи-оперу Генри Пёрселла «Королева фей» на исторических инструментах. Солисты: Елене Гвритишвили (сопрано), Лилия Гайсина (сопрано), Анастасия Бондарева (меццо-сопрано), Сергей Годин (тенор), Данил Князев (бас).

«Королева фей» была написана в 1692 на основе комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» к празднеству в честь 15-й годовщины свадьбы королевы Марии II и Вильгельма III Оранского. В соответствии с английской музыкальной традицией того времени, опера была смесью музыки, драмы, пения и танцев. Большая часть текста – это собственно пьеса, которую разыгрывают драматические актеры, а в конце каждого акта следует развернутый музыкальный дивертисмент с вокальными номерами, танцами и хорами, не имеющий прямого отношения к действию. В «Королеве фей» не поют центральные персонажи (афинские влюбленные, Оберон, Титания, мастеровые); пение – удел персонажей вставных или третьестепенных.

В пьесе Шекспира смешаны лирика, фантастика и комедия, а в семи-опере Пёрселла действуют пьяный поэт и аллегория Ночи, Времена года рассказывают о себе в ариях, Гименей солирует после Китайца с Китаянкой, обезьяны пляшут, как люди, а лебеди превращаются в фей. В отличие от камерной оперы «Дидона и Эней», Пёрселл в этой партитуре не скупился на инструментальные краски, введя в партитуру гобои, флейты и трубы с литаврами.

Долгое время партитура «Королевы фей» считалась утерянной и лишь в 1901 была обнаружена в хранилищах библиотеки Королевской академии музыки.

В 2017 в Большом зале Московской консерватории Филипп Чижевский и Questa Musica впервые в России исполнили полную партитуру «Королевы фей» Пёрселла на исторических инструментах. В ноябре 2022 они представили в Концертном зале имени Чайковского свою трактовку «Дидоны и Энея» (единственной, в полном смысле, и самой известной оперы Пёрселла), дополнив партитуру причудливой перкуссией.

Ансамбль Questa Musica под руководством Филиппа Чижевского за 15 лет существования и плодотворной работы завоевал репутацию одного из самых интересных и авторитетных интерпретаторов музыки барокко в России. Линия барокко остается важной и для Московской филармонии.

Филипп ЧИЖЕВСКИЙ – основатель (2008, совместно с Марией Грилихес), художественный руководитель и дирижер ансамбля Questa Musica, дирижер Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского (с 2011 по 2023), приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России (с 2014). Неоднократно принимал участие в знаковых экспериментальных проектах, связанных со старинной и современной музыкой, в частности, в постановках оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Георга Фридриха Генделя (МАМТ, 2018; режиссер-постановщик – Константин Богомолов; спектакль года в рейтинге «МО» «События и персоны»). В 2021 в Пермском театре оперы и балета участвовал – в качестве музыкального руководителя и дирижера – в постановке «Кармен» Жоржа Бизе (режиссер – К. Богомолов). Обе названные работы были отмечены премией «Золотая маска».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.