К 115-летию Герберта фон Караяна

К 115-летию Герберта фон Караяна
Герберт фон Караян. Фото: Siegfried Lauterwasser

5 апреля 2023 исполняется 115 лет со дня рождения одного из крупнейших дирижеров XX века – Герберта фон Караяна (1908-1989).

«Караян репетирует Бетховена…

Это похоже на путешествие по строительным лесам величественного здания. Сетка сплетённого дерева ещё скрывает его рисунок, но контуры уже кое-где прочерчиваются, разрозненные элементы соединяются в мощные линии бетховенской архитектуры. Идёт репетиция Берлинского симфонического оркестра, с которым Герберт фон Караян работает над Девятой симфонией. Бывает, что кто-то из каменщиков-музыкантов ошибается, и тогда до него доносится гневная и язвительная реплика Караяна: “Чётче акценты! Это фальшь… Здесь крещендо только начинается, а пока всё идёт пиано… Между прочим, так у нас случается каждый раз… Клянусь вам, быки играли бы точнее”…

Резко? Да. Но ведь это важное дело, это создаётся музыка…» (А. Гальперин, «Кругозор», 1965, № 11)

«Оркестр Караяна, конечно, великолепен, но сам он для меня чужд и мало привлекателен… Его “фон”-Караян у него от Гитлера… <а> человек от художника неотделим… И кому сейчас требуются??!! – Брукнер, <Рихард> Штраус и из Вагнера – то, что он привозил, – не “Тристана” и “Парсифаля”… (хотя на Западе он дирижировал Henze…)» (М. Юдина. Из письма И. Блажкову 4 апреля 1962. М. В. Юдина была на концерте Венского филармонического оркестра под управлением Г. фон Караяна в Большом зале Московской консерватории 23 марта 1962. Цит. из книги Марии Юдиной «Вы спасетесь через музыку»; М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005)

«Противники Караяна делятся на три категории: те, кто нападает на него по политическим мотивам, те, кто неприязненно к нему относится по личным причинам, и те, кого не удовлетворяет его музыкальный талант. К первой группе принадлежат люди, протестовавшие против гастролей Караяна в Соединенных Штатах, а также отдельные личности, например члены еврейской общины, которые еще в 1967 году возражали против возможного назначения Караяна дирижером Чикагского симфонического оркестра, ссылаясь на его прошлое.

<…>

Многих возмущают жесткие методы Караяна. Музыкантов лондонского оркестра “Филармония” привело в ужас то, как Караян обходился с ними и с аудиторией во время американских гастролей 1955 года. Противникам из второй группы не дают покоя астрономические гонорары, которых требует Караян, и его постоянные стычки с администрацией, особенно в Венском оперном театре в период его директорства.

<…>

Если же отвечать на все эти обвинения и упреки, то нужно в первую очередь сказать, что бывшие контакты Караяна сейчас не очень беспокоят даже тех, кто был ответствен за его денацификацию. Что же касается гонораров Караяна и его отношений с администрацией, исполнителями и зрителями, то на каждого негодующего найдется поклонник, убежденный в подлинности и цельности художественной личности Караяна. Вообще же сегодня вряд ли найдется хоть один критик, который доказывал бы несостоятельность Караяна-дирижера подобными аргументами.

Следовательно, самыми серьезными остаются доводы музыковедческого характера, поскольку только они требуют вдумчивого ответа. <…> Караяну часто выговаривают, особенно относительно его интерпретаций Бетховена, за его пренебрежение сильными акцентами и стремление к плавности звуковедения в музыкальной ткани в первую очередь». (Из книги П. Робинсона «Караян»; М.: «Прогресс», 1980)

Но караяновского Бетховена мы, вопреки возможным ожиданиям, сегодня слушать не станем, а сосредоточимся на его записях сочинений композиторов Новой венской школы: Арнольда Шёнберга, Антона Веберна, Альбана Берга.

Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм