Издательские проекты «МО»

Книги, альбомы, буклеты, ноты, каталоги, собрания сочинений
Издательские проекты «МО»
Британский музей, интерьер Читального Зала, 1874. Гравюра на дереве (I.C.) по картине Чарльза Грегори (1849—1920)

Главный и основной проект издательской деятельности «МО», которому в 2024 исполнится 35 лет — газета. Так что можно сказать, что все эти 35 лет существует издательство «Музыкальное обозрение».

На сегодняшний день выпущено 500 номеров «МО» а это 9500 страниц формата А3, почти 100 млн знаков: это около 100 книг в среднем по 500 страниц. Некоторые номера газеты выпущены как спецпроекты, альбомы: № 250 к 15-летию «МО», номера к 25-летию и 30-летию газеты, к 10-летию Всероссийского музыкального конкурса, Silenzio.

Результатом работы редакторов, художников, дизайнеров стало издание книг, альбомов, буклетов, справочников, нот; дизайн и изготовление афиш, дизайн и изготовление афиш, программок.

Библиотека «Музыкального обозрения»

Первым «негазетным» проектом, но в формате газеты, был специальный номер «МО» — буклет фестиваля «Приношение Моцарту» в 1991.

Первом книжным изданием, подготовленным и выпущенным «МО», стала книга ведущего отечественного музыковеда-полониста Ирины Никольской «Беседы с Витольдом Лютославским. Статьи, воспоминания». Она вышла в 1995, спустя год после ухода из жизни выдающегося польского композитора ХХ века, при поддержке Посольства Республики Польша в Москве и лично Полномочного Министра, Советника Посольства г-на Эугениуша Мельцарека. Презентация книги впервые в российской истории прошла в форме концерта (29 октября 1995 в Зале им. Чайковского), который был отмечен тремя российскими премьерами сочинений Лютославского и филармоническим дебютом 20-летнего пианиста Дениса Мацуева.

А первым томом Библиотеки «МО» официально стал сборник «Конкурс имени П.И. Чайковского. Хроника событий. Факты. Интервью. Комментарии. 1994.1998. 2002.2007.2011», вышедший в 2014.

Фортепиано

Итогом более чем 10-летней работы «МО» на фортепианном направлении стал выход книги «Лев Наумов. Под знаком Нейгауза. Беседы с Катериной Замоториной» (2002).

В 1990-е годы «МО» уделяло особое внимание фортепианному искусству, творчеству выдающихся пианистов — мэтров и молодых, фортепианным конкурсам, фортепианостроительству. 1990-е — время расцвета фортепианного искусства в России; продолжали творить выдающиеся пианисты старшего и среднего поколений, появлялись новые яркие исполнители, международные конкурсы (имени Рахманинова, юношеский имени Шопена).

В газете были опубликованы беседы с ведущими российскими пианистами — Алексеем Любимовым, Михаилом Плетневым, Андреем Диевым, Николаем Петровым и другими. Установились тесные контакты с одной из ведущих фортепианных фирм мира C. Bechstein, с созданной в 1990 Ассоциацией фортепианных мастеров России и ее президентом Владимиром Частных.

Презентация «Лев Наумов. Под знаком Нейгауза. Беседы с Катериной Замоториной» Презентация книги, как и книги о В. Лютославском, прошла в форме концерта в КЗЧ, 30 апреля 2002, с участием 15 пианистов — учеников Л.Н. Наумова разных лет.

Художественные альбомы

С первых номеров редакция «МО» и главный редактор Андрея Устинова создавали оригинальный художественный облик газеты. Работы А. Устинова — коллажи, фотографии — с 1994 составляют каталог первых полос «МО» (около 100). Как отдельная экспозиция они демонстрировались в 20 городах России. В 2007 прошла выставка «Территория музыки. Inventions» в Саратове, во время ХХ юбилейного Собиновского музыкального фестиваля. Был издан каталог выставки: инсталляции, коллажи, фотографии, видео-арт, перформансы.

В 2014 к юбилею «МО» вышел альбом Андрея Устинова «Instrumentarium». «Клавиши, струны, флейты, кларнеты, литавры, трубы, тромбоны, в своем блистательном гордом великолепии, без человека, отгородившись от него.

Мир музыкальных инструментов, жесткий, холодный, загадочный, неприступный и закрытый. Государство, словарь которого стоит из семи языков. Беззвучно звучащий — Instrumentarium» (А. Устинов).

Некоторые фотографии, представленные в альбоме, заняли место на первой полосе газеты, определив новое направление ее оформления.

Конкурсы. Учебник конкурсного дела

История «Музыкального обозрения» неразрывно связана с историей конкурсного движения в России. В определенной степени шел и обратный процесс: процесс воздействия «Музыкального обозрения» и созданной чуть позже Ассоциации музыкальных конкурсов, существующей под патронатом газеты, на историю и практику конкурсного дела в России. В 1994 газета впервые опубликовала подробную информацию о Х конкурсе им. Чайковского. В 1998 и 2002 на базе редакции «МО» работал пресс-центр конкурса Чайковского, был впервые создан сайт конкурса.

Материалы о пяти конкурсах (1994, 1998, 2002, 2007, 2011) были собраны в книге «Международный конкурс имени П.И. Чайковского: Хроника событий. Факты. Комментарии», вышедшей в 2014 году. Эта книга — летопись постсоветского этапа главного музыкального состязания страны.

В 2003, 2006, 2009 и 2015 «Музыкальное обозрение» и Ассоциация музыкальных конкурсов издали четыре справочника «Музыкальные конкурсы России», вошедшие в Библиотеку «МО». В 4-м выпуске (2015), кроме справочной информации о 200 конкурсах, проходящих в России, собран важнейший аналитический материал, позволяющий проследить динамику конкурсного процесса.

Конкурсное направление в «МО» — это и специальные выпуски газеты (среди которых номер к 10-летию Всероссийского музыкального конкурса), создание и деятельность Ассоциации музыкальных конкурсов, семь конференций АМКР, аналитическая и консультационная работа, подготовка аналитических и статистических материалов для Министерства культуры РФ и Росконцерта, пресс-центры конкурсов (имени Чайковского, имени Рахманинова, юношеского имени Шопена в Москве, имени Балакирева в Краснодаре), программа «Наблюдатель» на телеканале «Культура», логотип АМКР.

Оркестр

Накануне выпуска юбилейного номера 500 мы подсчитали, что из почти 10 000 полос формата А3 около 1000 полос, 10 процентов общего объема — оркестровые: статьи, интервью с дирижерами, рецензии, аналитические материалы, посвященные симфоническим и камерным оркестрам, дирижерам, оркестровому менеджменту, уникальные документы, проект «Оркестровая карта России», который «МО» ведет уже 20 лет, специальные номера «Оркестр».

Первые в России мастер-классы для молодых дирижеров Владимира Зивы и Московского симфонического оркестра, организованные «МО»;

фестивали «Музыкальное обозрение – Opus»;

композиторские проекты для симфонического оркестра («Десять взглядов на десять заповедей», «Посвящение. К 100-летию Д.Д. Шостаковича», Liberta / МО / 30 / 2019);

сборник «Оркестр. Репетиция. Концерт. (Не Феллини)», выпущенный в 2018 к Всероссийскому научно-практическому информационному форуму «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века»;

книги «Симфонические оркестры России» (2022) и «Симфонические оркестры России и мира» (готовится к изданию в 2023).

Вайнберг

С 2014 «Музыкальное обозрение» ведет проект «Вайнберг. Возвращение». Важной его частью, наряду с кураторством крупных событий (премьеры оперы «Пассажирка» в Екатеринбурге, форумов, конференций, фестивалей, абонементов и др.), стали издания нот и книг.

К Международному форуму «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение», прошедшему в феврале 2017 в Москве, выпущены сборник материалов «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Страницы биографии. Письма» и сборник «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение. Международный форум».

В 2021 на русском языке вышла книга польского исследователя Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг — композитор трех миров».

С 2017 выходят тома Собрания сочинений Мечислава Вайнберга (издано 20 томов, 22 тетради).

Дизайн-бюро «Музыкального обозрения»

Художественное и полиграфическое оформление всех изданий Библиотеки «МО» (фотографии, иллюстрации, оформление обложек, выбор шрифтов и др.) выполнено дизайн-бюро «Музыкального обозрения».

Дизайн-бюро готовит к выпуску всю печатную продукцию для многочисленных событий, проводимых «МО»: фирменный стиль, буклеты, афиши, дипломы, пригласительные билеты фестивалей, концертов, филармонических абонементов, конкурсов, презентаций, конференций, форумов, выставок.

В Библиотеку «Музыкальное обозрение» входят:

буклет фестиваля «Мир музыки Всеволода Мейерхольда» в Пензе (1999);

буклеты девяти фестивалей «Кружева» в Вологде (2008–2022);

фестиваля документального кино о музыке MusicDocFest (2016) в рамках фестиваля «Кружева»;

двух выставок «Образы музыки» (2021, 2022), фотовыставки «Мой друг Алексей Колосов. Фотографии» (2021) в Вологде;

двух фестивалей «Сотворчество» в Саратове (2021, 2022);

концертов фестиваля «Музыкальное обозрение – Opus 34» в Кирове, Москве и Новосибирске (2023) и многих других событий.

Буклеты конференций:

«Россия – Польша: музыкальный диалог» (2015),

«Судьба и творчество М.С. Вайнберга. К 100-летию со дня рождения» (2019),

Международного форума «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» (2016),

Всероссийского научно-практического информационного форума «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века» (2018),

Академии Арт-журналистики в Новосибирске (2018, 2019),

VII конференции Ассоциации директоров музыкальных конкурсов (2019),

международного конкурса пианистов имени М.А. Балакирева «Русская музыка» в Краснодаре,

международного конкурса юных пианистов имени Ф. Шопена в Москве и др.

В 2019 был выпущен буклет к 10-летию совместного абонемента «МО» и МГАФ «Персона – композитор».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях