Юрий Буцко – 85 лет со дня рождения: события в Москве и Санкт-Петербурге

Юрий Буцко – 85 лет со дня рождения: события в Москве и Санкт-Петербурге
Фото https://www.butsko.ru/

28 мая 2023 исполнится 85 лет со дня рождения композитора Юрия Буцко (1938-2015), профессора кафедры инструментовки Московской консерватории. В этот день в Рахманиновском зале МГК состоится концерт из произведений Буцко. В программе – Партита для виолончели соло, «Ангел пустыни» (Трио № 4 для фортепиано, скрипки и виолончели), Соната для виолончели и фортепиано.

Исполнители: Анастасия Кускашёва (скрипка), Максим Тарноруцкий, Екатерина Семёнова (виолончель), Станислав Дяченко, Елена Эндеберя (фортепиано).

Незадолго до памятной даты, 23 мая 2023, в Мариинском театре, в Зале Прокофьева будет показана опера Юрия Буцко «Белые ночи». Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева, режиссер – Алексей Степанюк, ответственный за сценическое оформление – Иван Толстов, художник по свету – Андрей Понизовский, режиссер-ассистент – Илья Устьянцев.

БОГДАН КОРОЛЁК: «В 1968-м Буцко заканчивает оперу “Белые ночи” на текст повести Достоевского. Хотя в ней действуют два персонажа, Мечтатель и Настенька, она обнаруживает черты монооперы, доверительного монолога, обращенного к публике. Действие взято в рамку рассказа от первого лица (сохраняется даже трогательное обращение “любезный читатель”). Все важнейшие события оперы мы наблюдаем именно глазами Мечтателя. Например, появление Настиного жениха в кульминации: музыкальная ткань сгущается, оркестр бьется, словно пульс в ушах от волнения, фигура молодого человека подобна страшному наваждению белой ночи – сошедшему с постамента Медному всаднику, пришедшему разлучить героя с возлюбленной и вновь оставить одиноким под бледным петербургским небом.

Буцко продолжает традицию использования в либретто неизменных прозаических текстов, идущую от Даргомыжского и Мусоргского. В “Белых ночах” угадывается сильное влияние опер Шостаковича и Прокофьева (от последнего – гибкость интонации и любовь к остинатным формам). Мечтатель неожиданно оказывается родственником Алексея из прокофьевского “Игрока”: тот же высокий тенор, те же прихотливые изгибы и скачки вокальной линии, те же нотки характерности, хотя и без эмоционального напора и нахальства его азартного предшественника. Колорит оперы довольно мрачен: петербургская белая ночь воспалена, она сулит недоброе, ее счастье зыбко. Лишь иногда наступает просветление, герои находят утешение в слезах, недаром опера носит подзаголовок “сентиментальная”.

Долгое время “Белые ночи” были известны только по пластинке фирмы “Мелодия”. В изумительной записи звучат голоса Галины Писаренко и Анатолия Мищевского, оркестром Всесоюзного радио и телевидения дирижирует Геннадий Рождественский. Лишь в 2011 году опера была впервые поставлена в России – в сезон белых ночей, в конце мая, во дворе-колодце театра “Санктъ-Петербургъ опера”».

21 мая в Малом зале консерватории (14.00) будет показана моноопера Юрия Буцко «Записки сумасшедшего». Музыкальный руководитель и дирижер – Илья Маркеев. Режиссер – Александра Сирота-Пищугина. Подробнее о постановке – здесь.

Ранее, 13 мая 2023, концерт памяти Юрия Буцко (к 85-летию со дня рождения) состоялся в Музее С. С. Прокофьева. В программе были, в частности, две премьеры: цикл пьес для фортепиано «Пасторали» и Струнный квартет № 6.

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм